Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, реферат

Описание работы

Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.
1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
1.2. Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Кыргызстане.
1.3. Анализ источников правового регулирования конкуренции в Кыргызской Республике.
Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.
2.1. Понятие и правовая характеристика товарного рынка.
2.2. Правовые аспекты регулирования субъектов государственных и естественных монополий.
2.3. Деятельность антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.
Заключение

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

14) снабжение  товара несоответствующим отличительным  знаком с целью введения потребителя  в заблуждение относительно потребительских  и других важных свойств товара;

15) сокрытие  несоответствия товара своему  назначению или предъявляемым  к нему требованиям;

16) преднамеренное  осуществление массовой продажи  определенного вида товара на  соответствующем рынке с целью  манипулирования ценами, в случаях, когда это направлено на ограничение  конкуренции или затрагивает  интересы потребителей.

2. Не  допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и  использованием исключительного  права участников гражданского  оборота товаров, работ и услуг.

3. Порядок  рассмотрения дел в отношении  проявления недобросовестной конкуренции  хозяйствующими субъектами и  принятия решения устанавливается  Правительством Кыргызской Республики9.

Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.

Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка.

Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке10.

Согласно ст.3 Закона КР «О конкуренции» доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам11.

В процессе определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке выявляются хозяйствующие субъекты-конкуренты, реально функционирующие на рынке, и потенциальные конкуренты.

Реальные конкуренты поставляют или могут поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары, могут реагировать быстро, ощутимо и без больших затрат на антиконкурентное поведение другого хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо чтобы они обладали значительными резервами (незагруженными мощностями), сравнимыми по величине с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта, которые могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены и перепрофилированы.

Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления или реализации определенного товара, но по разным причинам не используют эти возможности; новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок12.

Специфика антимонопольного законодательства состоит в том, что положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц, которая в антимонопольном законодательстве признается субъектом права.

Группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, установленных Законом о конкуренции13.

Согласно ст.5 Закона КР «О конкуренции» группой лиц признаются:

1) хозяйствующие  субъекты и физическое лицо  или юридическое лицо, если такое  физическое лицо или такое  юридическое лицо имеет в силу  своего участия в этом хозяйствующем  субъекте либо в соответствии  с полномочиями, полученными от  других лиц, более чем 50 процентов  от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого  хозяйствующего субъекта;

2) хозяйствующие  субъекты, в которых одно и  то же физическое лицо или  одно и то же юридическое  лицо имеет в силу своего  участия в этих хозяйствующих  субъектах либо в соответствии  с полномочиями, полученными от  других лиц, более чем 50 процентов  от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого  из этих хозяйствующих субъектов;

3) хозяйствующий  субъект и физическое лицо  или юридическое лицо, если такое  физическое лицо или такое  юридическое лицо осуществляет  функции единоличного исполнительного  органа этого хозяйствующего  субъекта;

4) хозяйствующие  субъекты, в которых одно и  то же физическое лицо или  одно и то же юридическое  лицо осуществляет функции единоличного  исполнительного органа;

5) хозяйствующий  субъект и физическое лицо  или юридическое лицо, если такое  физическое лицо или такое  юридическое лицо на основании  учредительных документов этого  хозяйствующего субъекта или  заключенного с этим хозяйствующим  субъектом договора вправе давать  этому хозяйствующему субъекту  обязательные для исполнения  указания;

6) хозяйствующие  субъекты, в которых одно и  то же физическое лицо или  одно и то же юридическое  лицо на основании учредительных  документов этих хозяйствующих  субъектов или заключенных с  этими хозяйствующими субъектами  договоров вправе давать этим  хозяйствующим субъектом обязательные  для исполнения указания;

7) хозяйствующий  субъект и физическое лицо  или юридическое лицо, если по  предложению такого физического  лица или такого юридического  лица назначен или избран единоличный  исполнительный орган этого хозяйствующего субъекта;

8) хозяйствующие  субъекты, единоличный исполнительный  орган которых назначен или  избран по предложению одного  и того же физического лица  или одного и того же юридического  лица;

9) хозяйствующий  субъект и физическое лицо  или юридическое лицо, если по  предложению такого физического  лица или такого юридического  лица избрано более чем 50 процентов  от количественного состава коллегиального  исполнительного органа либо  совета директоров (наблюдательного  совета) этого хозяйствующего субъекта;

10) хозяйствующие  субъекты, в которых более чем 50 процентов количественного состава  коллегиального исполнительного  органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано  по предложению одного и того  же физического лица или одного  и того же юридического лица;

11) хозяйствующие  субъекты, в которых более чем 50 процентов количественного состава  коллегиального исполнительного  органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют  одни и те же физические  лица;

12) лица, являющиеся участниками одной  и той же финансово-промышленной  группы;

13) физическое  лицо, его супруг, родители (в том  числе усыновители), дети (в том  числе усыновленные), полнородные  и не тполнородные братья и сестры;

14) лица, каждое из которых по какому-либо  указанному в пунктах 1-13 настоящий части основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо, указанному в пунктах 1-13 настоящей части основанию.

2. Установленные  настоящим Законом запреты на  действия (бездействие) хозяйствующего  субъекта, хозяйствующих субъектов  распространяются на действия (бездействие) группы лиц14.

Согласно ст.4 Закона КР «О конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, если выполняется одно из следующих условий:

1) доля  хозяйствующего субъекта на определенном  рынке составляет 35 процентов или  выше;

2) доля  хозяйствующего субъекта превышает  предельную величину доминирования, установленную государственным  антимонопольным органом, в случаях  выявления злоупотребления положением  хозяйствующих субъектов на рынке;

3) хозяйствующий  субъект обладает рыночной силой (властью), способной оказывать существенное  влияние на рынок (спрос, предложение, цены, поведение субъектов рынка  и т.д.);

4) совокупное  доминирование более чем трех  хозяйствующих субъектов, доля каждого  из которых больше доли других  субъектов на этом рынке и  в совокупности превышает 50 процентов, или совокупная доля не более  чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше  долей других хозяйствующих субъектов  на соответствующем рынке;

5) в течение  длительного периода (в течение  не менее чем одного года  или, если такой срок составляет  менее чем один год, в течение  срока существования соответствующего  рынка) относительные размеры долей  хозяйствующих субъектов неизменны  или подвержены малозначительным  изменениям, а также доступ на  соответствующий рынок новых  конкурентов затруднен;

6) реализуемый  или приобретаемый хозяйствующими  субъектами товар не может  быть заменен другим товаром  при потреблении (в том числе  при потреблении в производственных  целях), информация о цене, об условиях  реализации или приобретения  этого товара на соответствующем  рынке доступна определенному  кругу лиц15.

Антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный) критерии.

Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.

Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке16.

Следует различать основные типы монополий:

1) создаваемые  в результате непосредственного  регулирующего воздействия государства;

2) образуемые  вследствие самостоятельных действий  субъектов предпринимательства  без непосредственного регулирующего  воздействия государства;

3) возникающие  в результате обладания исключительными  правами.

Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет.

Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии. К ним относятся: монополии, непосредственно регулируемые государством, и монополии обладателей исключительных прав.

Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.

Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти монополии можно назвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную правовую природу17.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:

-  государственные монополии;

-  естественные монополии

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством КР, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов18.

Осуществление государственной монополии регламентируется нормативными актами КР. (в частности закон КР о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике ст.14-15).Осуществляется государственная монополия с помощью различных средств, установленных в нормативных актах. Например, государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров (определяемых законом КР о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике) реализуется посредством лицензирования такой деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются органом исполнительной власти, указанным в части третьей статьи 9 настоящего Закона, исключительно государственным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров, на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными19.

Информация о работе Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка