Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, реферат
Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Введение.
Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.
1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
1.2. Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Кыргызстане.
1.3. Анализ источников правового регулирования конкуренции в Кыргызской Республике.
Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.
2.1. Понятие и правовая характеристика товарного рынка.
2.2. Правовые аспекты регулирования субъектов государственных и естественных монополий.
2.3. Деятельность антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.
Заключение
14) снабжение
товара несоответствующим
15) сокрытие несоответствия товара своему назначению или предъявляемым к нему требованиям;
16) преднамеренное
осуществление массовой
2. Не
допускается недобросовестная
3. Порядок
рассмотрения дел в отношении
проявления недобросовестной
Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.
Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка.
Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке10.
Согласно ст.3 Закона КР «О конкуренции» доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам11.
В процессе определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке выявляются хозяйствующие субъекты-конкуренты, реально функционирующие на рынке, и потенциальные конкуренты.
Реальные конкуренты поставляют или могут поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары, могут реагировать быстро, ощутимо и без больших затрат на антиконкурентное поведение другого хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо чтобы они обладали значительными резервами (незагруженными мощностями), сравнимыми по величине с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта, которые могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены и перепрофилированы.
Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления или реализации определенного товара, но по разным причинам не используют эти возможности; новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок12.
Специфика антимонопольного законодательства состоит в том, что положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц, которая в антимонопольном законодательстве признается субъектом права.
Группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, установленных Законом о конкуренции13.
Согласно ст.5 Закона КР «О конкуренции» группой лиц признаются:
1) хозяйствующие
субъекты и физическое лицо
или юридическое лицо, если такое
физическое лицо или такое
юридическое лицо имеет в силу
своего участия в этом
2) хозяйствующие
субъекты, в которых одно и
то же физическое лицо или
одно и то же юридическое
лицо имеет в силу своего
участия в этих хозяйствующих
субъектах либо в соответствии
с полномочиями, полученными от
других лиц, более чем 50 процентов
от общего количества голосов,
приходящихся на голосующие
3) хозяйствующий
субъект и физическое лицо
или юридическое лицо, если такое
физическое лицо или такое
юридическое лицо осуществляет
функции единоличного
4) хозяйствующие
субъекты, в которых одно и
то же физическое лицо или
одно и то же юридическое
лицо осуществляет функции
5) хозяйствующий
субъект и физическое лицо
или юридическое лицо, если такое
физическое лицо или такое
юридическое лицо на основании
учредительных документов
6) хозяйствующие
субъекты, в которых одно и
то же физическое лицо или
одно и то же юридическое
лицо на основании
7) хозяйствующий
субъект и физическое лицо
или юридическое лицо, если по
предложению такого
8) хозяйствующие
субъекты, единоличный исполнительный
орган которых назначен или
избран по предложению одного
и того же физического лица
или одного и того же
9) хозяйствующий
субъект и физическое лицо
или юридическое лицо, если по
предложению такого
10) хозяйствующие
субъекты, в которых более чем
50 процентов количественного
11) хозяйствующие
субъекты, в которых более чем
50 процентов количественного
12) лица,
являющиеся участниками одной
и той же финансово-
13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и не тполнородные братья и сестры;
14) лица,
каждое из которых по какому-
2. Установленные настоящим Законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц14.
Согласно ст.4 Закона КР «О конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, если выполняется одно из следующих условий:
1) доля
хозяйствующего субъекта на
2) доля
хозяйствующего субъекта
3) хозяйствующий
субъект обладает рыночной
4) совокупное
доминирование более чем трех
хозяйствующих субъектов, доля каждого
из которых больше доли других
субъектов на этом рынке и
в совокупности превышает 50 процентов,
или совокупная доля не более
чем пяти хозяйствующих
5) в течение
длительного периода (в течение
не менее чем одного года
или, если такой срок составляет
менее чем один год, в течение
срока существования
6) реализуемый
или приобретаемый
Антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный) критерии.
Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.
Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке16.
Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые
в результате
2) образуемые
вследствие самостоятельных
3) возникающие
в результате обладания
Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет.
Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии. К ним относятся: монополии, непосредственно регулируемые государством, и монополии обладателей исключительных прав.
Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.
Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти монополии можно назвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную правовую природу17.
Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:
- государственные монополии;
- естественные монополии
Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством КР, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов18.
Осуществление государственной монополии регламентируется нормативными актами КР. (в частности закон КР о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике ст.14-15).Осуществляется государственная монополия с помощью различных средств, установленных в нормативных актах. Например, государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров (определяемых законом КР о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике) реализуется посредством лицензирования такой деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются органом исполнительной власти, указанным в части третьей статьи 9 настоящего Закона, исключительно государственным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров, на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными19.
Информация о работе Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка