Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, реферат

Описание работы

Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.
1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
1.2. Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Кыргызстане.
1.3. Анализ источников правового регулирования конкуренции в Кыргызской Республике.
Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.
2.1. Понятие и правовая характеристика товарного рынка.
2.2. Правовые аспекты регулирования субъектов государственных и естественных монополий.
2.3. Деятельность антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.
Заключение

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары и услуги, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами и услугами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары и услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар или услугу, чем спрос на другие виды товаров и услуг. (ст.3 Закона о естественных и разрешенных монополиях в КР)

Субъектом естественной монополии признается лишь хозяйствующий субъект, созданный в форме юридического лица, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии20 (ст.3 Закона о естественных и разрешенных монополиях).

Монополии второго типа (так называемые рыночные) создаются в результате самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства. Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой21.

И, наконец, о монополиях третьего типа. Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования22 и т.п.( Гл.59 ГК КР)

Доминирующее положение отражает степень монопольного господства одного или нескольких субъектов предпринимательства на рынке. Так, занятие доминирующего положения на рынке одним субъектом предпринимательства свидетельствует о наличии абсолютной ("чистой") монополии. Наличие на рынке олигополии (а иногда монополистической конкуренции), соответственно, уменьшает долю доминирования конкретного субъекта предпринимательства.

Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий: субъекты государственных и естественных монополий, субъекты "рыночных" монополий, обладатели исключительных прав.

Субъектам предпринимательской деятельности не запрещается занимать доминирующее положение на рынке. Такое положение само по себе не является противоправным. Как уже отмечалось, оно может возникнуть по воле государства, либо в результате неразвитости определенного рынка, или эффективного осуществления субъектом предпринимательства добросовестной конкуренции и победы в конкурентной борьбе, и т.п. В последнем случае доминирующее положение производно от конкуренции и является ее закономерным итогом.

Однако, если доминирующее (монопольное) положение предпринимателя явилось следствием его неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения (монополистическая деятельность), а вызванное ими "доминирование" - как вредоносные последствия (ограничение или устранение конкуренции).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции23 (ст.3 Закона о конкуренции).Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория юридического состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности24.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите25.

С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действия) или пассивном (бездействие) поведении. Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства. Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего, данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Указанным лицам может быть причинен имущественный вред в виде убытков26 (ст.14, 15 ГК КР ). В частности, соглашение хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке более 35%, об устранении с рынка других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенного товара может причинить последним убытки в виде уже произведенных расходов и (или) неполученных доходов (прибыли). При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Зачастую они могут вообще отсутствовать. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения ( ст.3 Закона о конкуренции). Для установления и запрещения (пресечения) монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным.27 Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах28 ( ст.188 УК КР ).

Нарушая права и законные интересы отдельных субъектов предпринимательства, а также потребителей (частные права и интересы), монополистическая деятельность наносит вред государству и обществу в целом. Он заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции, т.е. в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Легальные определения понятий "недопущение", "ограничение" и "устранение" конкуренции отсутствуют. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении одинаковых для всех субъектов предпринимательства правил ведения конкурентной борьбы ("правил игры").Состав данного правонарушения формальный, поэтому для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения. Но следует учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий и, ответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.

Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц. Также в и число входят государственные органы исполнительной власти КР , ее субъектов и органов местного самоуправления (выборные и другие, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения). Обратим внимание, что в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем29.

Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения30. Вина - необходимый элемент состава правонарушения, составляющего монополистическую деятельность. В литературе высказывается соображение, согласно которому данное правонарушение может совершаться только в форме умышленной вины, поскольку в общем определении монополистической деятельности содержится указание на направленность действий (бездействия) правонарушителя на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст.3 Закона о конкуренции). Данная позиция является весьма спорной, так как сам термин "направленные" еще не дает основания однозначно утверждать о совершении монополистической деятельности лишь в форме умысла.                  Например, навязывая контрагенту невыгодные условия договора или устанавливая монопольно высокую цену, предприниматель, занимающий доминирующее положение на рынке, преследует конкретную цель получить дополнительную прибыль за счет экономически более слабого контрагента. Несомненно, такие действия могут ограничивать или устранять конкуренцию на рынке, но доказать умысел правонарушителя в виде такой целенаправленности в этом случае весьма затруднительно. Поэтому признание    только умышленной вины существенно ограничило бы круг преследуемых правонарушений в ущерб конкурентным отношениям на рынке. Таким образом, вина при совершении монополистической деятельности состоит в двух основных формах: умысла или неосторожности31.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная  монополистическая деятельность, которая  проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

2) коллективная  монополистическая деятельность  в виде соглашений (согласованных  действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию32.

Злоупотребление субъектом предпринимательства (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст.6 Закона о конкуренции).


В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

1) создание  препятствий доступу на рынок  других хозяйствующих субъектов;

2) изъятие  товаров из обращения, целью или  результатом которого является  создание и (или) поддержание дефицита  на рынке либо повышение цен;

3) навязывание  контрагенту условий договора, не  выгодных для него или не  относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи  финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы  контрагента и др.);

4) включение  в договор дискриминирующих или  привилегированных условий, которые  ставят контрагента в неравное  положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

5) навязывание  контрагенту (потребителю) условий, обязывающих  заключить договор только с  определенным производителем или  покупателем;

6) согласие  заключить договор лишь при  условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых  контрагент или потребитель не  заинтересован;

7) нарушение  порядка ценообразования, в том  числе установление, поддержание  монопольно высоких (низких) цен;

8) экономически  или технологически не обоснованное  сокращение или прекращение производства  товара, если на этот товар  имеется спрос или размещены  заказы на его поставки при  наличии возможности его рентабельного  производства, а также, если такое  сокращение или такое прекращение  производства товара прямо не  предусмотрено нормативными правовыми  актами Кыргызской Республики  или судебными актами;

9) необоснованный  отказ от выполнения условий  договора, не связанный с форс-мажорными  обстоятельствами;

10) экономически  или технологически не обоснованные  отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия  возможности производства или  поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой  отказ или такое уклонение  прямо не предусмотрены нормативными  правовыми актами Кыргызской  Республики или судебными актами;

11) сговор  в целях ограничения конкуренции, доказательством которого может  служить экономический анализ  ситуации;

12) создание  дискриминационных или исключительных  условий;

13) экономически, технологически и иным образом  не обоснованное установление  различных цен (тарифов) на один  и тот же товар, если иное  не 

Использование термина "злоупотребление" по отношению к рассматриваемым правонарушениям весьма условно. Несмотря на то, что запрет злоупотребления доминирующим положением содержится в норме п.1 ст.9 ГК КР , посвященной злоупотреблению правом33, это не означает, что неправомерные действия, перечисленные в ст.6 Закона о конкуренции являются злоупотреблением правом.

Конкретные запреты на осуществление монополистической деятельности не следует относить к злоупотреблению правом, поскольку занятие субъектом предпринимательства доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминировании, монополии), предполагающей соответствующий правовой режим (государственный контроль). Ведь можно сказать, что в принципе само по себе наличие доминирующего (монопольного) положения на рынке уже ограничивает конкуренцию и в этом смысле является нежелательным для конкурентных отношений. Однако государство не может вообще запретить предпринимателям занимать такое положение, поскольку в ряде случаев оно экономически неизбежно. В связи с этим конкретные запреты, налагаемые на лиц, занимающих доминирующее положение, не являются злоупотреблением правом, так как злоупотребление означает нарушение принципов, предусмотренных в общих нормах34 (например, запрет совершать действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам,  а также действия, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если  конкретные запреты не установлены специальными нормами).

Информация о работе Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка