Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, реферат

Описание работы

Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.
1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
1.2. Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Кыргызстане.
1.3. Анализ источников правового регулирования конкуренции в Кыргызской Республике.
Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.
2.1. Понятие и правовая характеристика товарного рынка.
2.2. Правовые аспекты регулирования субъектов государственных и естественных монополий.
2.3. Деятельность антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.
Заключение

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию состоит в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор лишь на выгодных для первого условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности. Как правило, подобные злоупотребления имеют место на этапе заключения договора35.

Согласно ст.7 Закона О конкуренции Закона запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, конкурирующих хозяйствующих субъектов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные36:

1) на  установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) на  повышение, понижение или поддержание  цен на одном уровне на рынке;

3) на  раздел рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров, по видам предоставляемых  услуг либо по кругу продавцов  или покупателей (заказчиков);

4) на  ограничение доступа на рынок  или устранение с него других  хозяйствующих субъектов в качестве  продавцов определенных товаров  или их покупателей (заказчиков);

5) на  согласование объемов производства  с целью искусственного изменения объема предложений;

6) на  необоснованный отказ от заключения  договора с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками);

7) на  установление ценовой дискриминации;

8) на  искусственное повышение (понижение) цен на товары, приводящее к  ограничению конкуренции;

9) на  необоснованное сокращение или  прекращение поставки товаров  по необъективным причинам;

10) на  установление типовых условий  договоров, которые ставят потребителей  в невыгодное положение либо  ограничивают свободу выбора  товаров и хозяйствующих субъектов, производящих эти товары, или  предусматривают положения, не относящиеся  к предмету договора;

11) на  представление отдельным хозяйствующим  субъектам возможности приобретения  значительной доли товара в  условиях ограниченного предложения.

Цель указанных действий (бездействия) состоит в неправомерном использовании субъектом предпринимательства (группой лиц) своего доминирующего (монопольного) положения и получения им прибыли за счет дискриминации (нарушения принципа юридического равенства) других субъектов предпринимательства и потребителей, желающих заключить с первым договор.

При совершении данных противоправных действий нарушаются не только частные права и интересы отдельных субъектов предпринимательства и потребителей, но и установленный государством режим свободного ценообразования. Ведь свобода договора предполагает свободу установления цены, т.е. формирование последней под влиянием спроса и предложения, а не искусственными способами37. Исключения составляют предусмотренные законом случаи государственного регулирования цен (тарифов). Такое регулирование распространяется, в частности, на продукцию субъектов естественных монополий38 (например, на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, почтовую связь и т. д.

1.2.Становление и тенденции  развития антимонопольного законодательства  в Кыргызстане.

Рыночные преобразования в переходных трансформирующихся государствах, возникших вследствие распада Советского Союза, сопровождаются необходимостью радикального переосмысления роли конкуренции как важнейшего регулятора социально-экономических процессов.

Динамика становления рыночных отношений показывает трансформацию производственных отношений, сдвиги в структуре собственности в народнохозяйственном масштабе, создание частного сектора в разных отраслях экономики, становление конкурентных форм и методов поведения и взаимоотношений между субъектами рынка.

Все постсоветские страны, включая Кыргызстан, переживают трансформационный кризис: высокий уровень инфляции как результат либерализации цен, ограничение расходов государства и денежного предложения и как следствие падение объемов производства и сокращение занятости, снижение уровня жизни, недовольство населения и социальное напряжение.

После провозглашения в 1991 году Кыргызстан оказался в трудном экономическом положении. В конце 1991- в начале 1992 годов наша Республика как и все остальные страны СНГ приступила к проведению радикальных реформ39.

Ныне действующее Кыргызское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии прошло несколько этапов.

Переход государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона КР "Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции " от 15 апреля 1994 года N 1487-XII, который утратил силу в соответствии с Законом от 22 июля 2011 года N116. Закон определил организационные и правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования республиканского товарного рынка40.

Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция КР, которая была принята на 12-й сессии Верховного Совета Киргизской Республики – «легендарным парламентом» 5мая 1993г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности41.

Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в мае 1996 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса КР. Так, п 2.ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке42. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением Конституции КР о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Б. Правовое оформление политики демонополизации.

В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.

Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

Шестой этап— формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

8 октября 1999г был принят закон КР «О естественных и разрешенных монополиях», который утрачивает силу со дня вступления в силу Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях» от 8 августа 2011 года N 149. Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в отношении естественных и разрешенных монополий в Кыргызской Республике. Направлен на обеспечение баланса интересов потребителей (абонентов) и субъектов естественных и разрешенных монополий посредством государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, обеспечивающего доступность реализуемых ими товаров, услуг для потребителей (абонентов), а также эффективное функционирование субъектов естественных и разрешенных монополий43.

Также Кыргызская Республика заключает ряд договоров, соглашений, которые непосредственно послужили развитию антимонопольного законодательства государства. Например, Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 12 сентября 2000 года N 56244. Настоящий Договор имеет целью создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущения действий, наносящих ущерб экономическим интересам государств-участников вследствие монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции45. В этом же году было заключено  Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 15 ноября 2000 года N 67146. Целью настоящего Соглашения является создание правовых и организационных основ сотрудничества Сторон по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств-участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств-участников настоящего соглашения47.

Для защиты и развития конкуренции, реализации государственной антимонопольной политики было принято Положение о Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики от 4 декабря 2009 года № 73248, который утратил  силу в соответствии с Постановлением Правительства КР «О Департаменте по развитию конкуренции при Министерстве экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики» от 4 мая 2012 года № 276. Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госагентство) является государственным органом, осуществляющим единое государственное антимонопольное, ценовое регулирование в отраслях экономики49.

Таким образом антимонопольное законодательство Кыргызской Республики – основывается на Конституции Кыргызской Республики, международных соглашениях, участником которых является Кыргызская Республика, вступивших в силу в установленном законом порядке, и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, издаваемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики50. Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

1 Предпринимательское (хозяйственное) право/ Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С., -М.2006г.

2 Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов 1776г (Вступит. статья и комментарий    В. С. Афанасьева)- М.1962г.

3 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011 года № 116 г.Бишкек

4 В.Т. Батычко Предпринимательское право: учебник. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ,2011г

5 Предпринимательское право _______________

6 Князева И. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. М 2007г

7 Шретер В. Недобросовестная конкуренция: сборник статей по гражданскому и торговому праву.- М.1915г

8 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116 г.Бишкек

9 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116 г. Бишкек

10 В.Т. Батычко Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ,2011г

11 Закон кр о Конкуренции от 22 июля 2011г №116 г.Бишкек

12 Тотьев Т.Ю Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции).Учебник.-М.2000г.

13 Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности / Государство и право.-М.1999г. №11.С.20.

14 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек

15 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек

16 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности):учебник.-М. 2001 г.

17 Писенко К.А., Цинделиани И.А. Правовое регулирование конкуренции и монополии: курс лекций.-М. 2010г

18 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник.-М. 2001г

19 Закон КР О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в КР от 2 июля 1997г.№41.

20 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек.

21 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник.-М. 2001г

22 Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть2. от 5 января 1998г. №1

23 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек.

24 Тотьев Т.Ю Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции).Учебник.-М.2000г

25 ------------------------

26 Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть1. от 5 января 1998г. № 1

27 Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учебник.-М.,2000г.

28 Уголовный кодекс Кыргызской Республики часть от 1октября 1997г. № 69.

29 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник.-М.2001г.

30 Предпринимательское право РФ. Под. Ред. Губина Е.П., Лахно П.Г.2003г.С.482-483.

31 В.Т. Батычко Предпринимательское право. Конспект лекций. ТТИ ЮФУ.2011г.

32 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник.-М.2001г.

33 Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть1. от 5 января 1998г. № 1

 

34  В.Т. Батычко Предпринимательское право. Конспект лекций. ТТИ ЮФУ.2011г.

Информация о работе Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка