Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, реферат
Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Введение.
Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.
1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
1.2. Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Кыргызстане.
1.3. Анализ источников правового регулирования конкуренции в Кыргызской Республике.
Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.
2.1. Понятие и правовая характеристика товарного рынка.
2.2. Правовые аспекты регулирования субъектов государственных и естественных монополий.
2.3. Деятельность антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.
Заключение
Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию состоит в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор лишь на выгодных для первого условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности. Как правило, подобные злоупотребления имеют место на этапе заключения договора35.
Согласно ст.7 Закона О конкуренции Закона запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, конкурирующих хозяйствующих субъектов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные36:
1) на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) на повышение, понижение или поддержание цен на одном уровне на рынке;
3) на
раздел рынка по
4) на
ограничение доступа на рынок
или устранение с него других
хозяйствующих субъектов в
5) на
согласование объемов
6) на
необоснованный отказ от
7) на
установление ценовой
8) на искусственное повышение (понижение) цен на товары, приводящее к ограничению конкуренции;
9) на необоснованное сокращение или прекращение поставки товаров по необъективным причинам;
10) на
установление типовых условий
договоров, которые ставят потребителей
в невыгодное положение либо
ограничивают свободу выбора
товаров и хозяйствующих
11) на
представление отдельным
Цель указанных действий (бездействия) состоит в неправомерном использовании субъектом предпринимательства (группой лиц) своего доминирующего (монопольного) положения и получения им прибыли за счет дискриминации (нарушения принципа юридического равенства) других субъектов предпринимательства и потребителей, желающих заключить с первым договор.
При совершении данных противоправных действий нарушаются не только частные права и интересы отдельных субъектов предпринимательства и потребителей, но и установленный государством режим свободного ценообразования. Ведь свобода договора предполагает свободу установления цены, т.е. формирование последней под влиянием спроса и предложения, а не искусственными способами37. Исключения составляют предусмотренные законом случаи государственного регулирования цен (тарифов). Такое регулирование распространяется, в частности, на продукцию субъектов естественных монополий38 (например, на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, почтовую связь и т. д.
1.2.Становление и тенденции
развития антимонопольного
Рыночные преобразования в переходных трансформирующихся государствах, возникших вследствие распада Советского Союза, сопровождаются необходимостью радикального переосмысления роли конкуренции как важнейшего регулятора социально-экономических процессов.
Динамика становления рыночных отношений показывает трансформацию производственных отношений, сдвиги в структуре собственности в народнохозяйственном масштабе, создание частного сектора в разных отраслях экономики, становление конкурентных форм и методов поведения и взаимоотношений между субъектами рынка.
Все постсоветские страны, включая Кыргызстан, переживают трансформационный кризис: высокий уровень инфляции как результат либерализации цен, ограничение расходов государства и денежного предложения и как следствие падение объемов производства и сокращение занятости, снижение уровня жизни, недовольство населения и социальное напряжение.
После провозглашения в 1991 году Кыргызстан оказался в трудном экономическом положении. В конце 1991- в начале 1992 годов наша Республика как и все остальные страны СНГ приступила к проведению радикальных реформ39.
Ныне действующее Кыргызское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии прошло несколько этапов.
Переход государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона КР "Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции " от 15 апреля 1994 года N 1487-XII, который утратил силу в соответствии с Законом от 22 июля 2011 года N116. Закон определил организационные и правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования республиканского товарного рынка40.
Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция КР, которая была принята на 12-й сессии Верховного Совета Киргизской Республики – «легендарным парламентом» 5мая 1993г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности41.
Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в мае 1996 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса КР. Так, п 2.ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке42. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением Конституции КР о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
Шестой этап— формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
8 октября 1999г был принят закон КР «О естественных и разрешенных монополиях», который утрачивает силу со дня вступления в силу Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях» от 8 августа 2011 года N 149. Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в отношении естественных и разрешенных монополий в Кыргызской Республике. Направлен на обеспечение баланса интересов потребителей (абонентов) и субъектов естественных и разрешенных монополий посредством государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, обеспечивающего доступность реализуемых ими товаров, услуг для потребителей (абонентов), а также эффективное функционирование субъектов естественных и разрешенных монополий43.
Также Кыргызская Республика заключает ряд договоров, соглашений, которые непосредственно послужили развитию антимонопольного законодательства государства. Например, Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 12 сентября 2000 года N 56244. Настоящий Договор имеет целью создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущения действий, наносящих ущерб экономическим интересам государств-участников вследствие монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции45. В этом же году было заключено Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 15 ноября 2000 года N 67146. Целью настоящего Соглашения является создание правовых и организационных основ сотрудничества Сторон по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств-участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств-участников настоящего соглашения47.
Для защиты и развития конкуренции, реализации государственной антимонопольной политики было принято Положение о Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики от 4 декабря 2009 года № 73248, который утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства КР «О Департаменте по развитию конкуренции при Министерстве экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики» от 4 мая 2012 года № 276. Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госагентство) является государственным органом, осуществляющим единое государственное антимонопольное, ценовое регулирование в отраслях экономики49.
Таким образом антимонопольное законодательство Кыргызской Республики – основывается на Конституции Кыргызской Республики, международных соглашениях, участником которых является Кыргызская Республика, вступивших в силу в установленном законом порядке, и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, издаваемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики50. Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
1 Предпринимательское (хозяйственное) право/ Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С., -М.2006г.
2 Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов 1776г (Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева)- М.1962г.
3 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011 года № 116 г.Бишкек
4 В.Т. Батычко Предпринимательское право: учебник. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ,2011г
5 Предпринимательское право _______________
6 Князева И. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. М 2007г
7 Шретер В. Недобросовестная конкуренция: сборник статей по гражданскому и торговому праву.- М.1915г
8 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116 г.Бишкек
9 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116 г. Бишкек
10 В.Т. Батычко Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ,2011г
11 Закон кр о Конкуренции от 22 июля 2011г №116 г.Бишкек
12 Тотьев Т.Ю Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции).Учебник.-М.2000г.
13 Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности / Государство и право.-М.1999г. №11.С.20.
14 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек
15 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек
16 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности):учебник.-М. 2001 г.
17 Писенко К.А., Цинделиани И.А. Правовое регулирование конкуренции и монополии: курс лекций.-М. 2010г
18 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник.-М. 2001г
19 Закон КР О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в КР от 2 июля 1997г.№41.
20 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек.
21 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник.-М. 2001г
22 Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть2. от 5 января 1998г. №1
23 Закон КР О конкуренции от 22 июля 2011г.№116.г.Бишкек.
24 Тотьев Т.Ю Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции).Учебник.-М.2000г
25 ------------------------
26 Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть1. от 5 января 1998г. № 1
27 Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учебник.-М.,2000г.
28 Уголовный кодекс Кыргызской Республики часть от 1октября 1997г. № 69.
29 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник.-М.2001г.
30 Предпринимательское право РФ. Под. Ред. Губина Е.П., Лахно П.Г.2003г.С.482-483.
31 В.Т. Батычко Предпринимательское право. Конспект лекций. ТТИ ЮФУ.2011г.
32 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник.-М.2001г.
33 Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть1. от 5 января 1998г. № 1
34 В.Т. Батычко Предпринимательское право. Конспект лекций. ТТИ ЮФУ.2011г.
Информация о работе Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка