Предмет, объект и методы региональной экономики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 04:24, лекция

Описание работы

Региональная экономика изучает проблемы и закономерности функционирования и развития экономики страны, которая рассматривается как система взаимодействующих регионов, свободных экономических зон, крупных экономических районов, отдельных территориально-производственных комплексов, а также крупных промышленных и
городских агломераций. Региональная экономика является относительно молодой наукой и учебной дисциплиной. В западной науке эта отрасль знаний, называемая «региональной наукой», начала формироваться к концу 50-х годов ХХ века. Идеологом и организатором молодого научного направления стал У. Айзард.

Файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Теория  размещения промышленности.

      Следующим шагом в развитии  теорий размещения стало появление  теории

размещения  промышленности. Ее основоположниками  стали немецкие ученые В.

Лаундхарт и А.Вебер.

      В. Лаундхарт разработал теорию  рационального штандорта промышленного

предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения

отдельного  промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта

   продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при

размещении  промышленности место производства и место добычи сырья

рассматриваются как разные пространственные пункты.

      Решающим фактором размещения  производства у В. Лаунхардта, так же как и у

Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются

равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения

предприятия находится в зависимости от соотношений  перевозимых грузов и расстояний.

       Взгляды Лаундхарта получили  дальнейшее развитие в работах  А. Вебера.

Основополагающей  работой немецкого экономиста и  социолога А.Вебера является: "О

размещении  промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное

отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более

комплексно  сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера,

является  минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не

только  транспортных издержек.

       Для решения этой задачи была  создана классификация факторов  размещения

производства. Сначала Вебер исключил элементы производственных издержек, не

зависящие от местоположения, и оставил в  результате три фактора - издержки на рабочую

силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые материалы, и все остальные

условия, влияющие на размещение предприятия, которые  представляют объединенную

агломерационную силу. В конечном итоге анализируется  влияние на размещение трех

факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три

основные  ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная:

      1. Транспортная ориентация. Согласно  А.Веберу, величина транспортных

издержек  зависит от веса перевозимого груза  и расстояния перевозки. Под влиянием

транспортных  издержек промышленное предприятие  будет притягиваться к тому пункту,

в котором  с учетом местоположения центра потребления  и источников сырья имеются

минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт.

Производства  с высокой материалоемкостью  тяготеют к пунктам производства сырья и

материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.

      2. Рабочая ориентация. Рабочий пункт  определяется с учетом различий  в

издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в

рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках  в данном

пункте  перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения

производства.

       3. Агломерационная ориентация. Анализ  влияния агломерационных факторов  на

размещение  промышленного предприятия заключается  в оценке эффекта экономии за счет

укрупнения  производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если

величина  экономии от слияния предприятий  больше перерасхода транспортных затрат из-

за  переноса мелкого производства.

 

3. Теории  пространственной организации.

3.1. Теория А. Леша.

      Общая теория размещения получила  развитие в XX веке. Ее автором  ста польский

экономист А.Леш, взгляды которого изложены в  работе "Пространственная организация

хозяйства", вышедшей в 1940 г. Общая теория размещения связывает частные теории

Тюнена, Вебера, Кристаллера. Она расширяет  предмет теории размещения, переходя от

уровня  предприятий и поселений к  проблемам формирования экономических  регионов.

      Наиболее важным вкладом А.  Леша считается разработка принципиальных  основ

теории  пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия по А. Лешу

характеризуется следующими условиями:

    • местоположение каждой фирмы  характеризуется максимально возможными

   преимуществами для потребителей  и производителей;

    • фирмы размещаются так, что  территория используется полностью;

    • существует равенство цен  и издержек;

    • все рыночные зоны имеют  минимальный размер (в виде шестиугольников).

       Особенностью мышления А. Леша  является высокая степень абстрагирования  и

теоретических обобщений при объяснении возникновения  территориального разделения

труда. Начальную проблему Леш формулирует  следующим образом: какие условия

необходимы  и достаточны для возникновения  территориального разделения труда?

Предполагается, что территория абсолютно однородна  и изначально пуста. Учитываются

только  два фактора: эффект концентрации производства и транспортные издержки. Для

каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации,

превышение  которого перекрывается ростом транспортных издержек. Для разных видов

производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. И

уже в силу этих обстоятельств возникают  разные концентрации разных производств  по

территории, т.е. территориальное разделение труда.

 

 

Факторы размещения производительных сил (производства) — совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов. Факторы размещения производительных сил опосредствуют действие принципов размещения производительных сил.

К условиям размещения относятся природная  среда, население (производитель продукции  и ее потребитель), материально-техническая  и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно  исторические условия развития производства.

Условия и факторы взаимосвязаны и  оказывают непосредственное или  косвенное влияние на развитие и  размещение отдельных предприятий, отраслей, территориальную организацию  хозяйства отдельных регионов.

Различают следующие группы факторов:

Природные, к которым относят количественные запасы и качественный состав природных  ресурсов, горно-геологические и  другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические характеристики территории. Они играют определяющую роль в размещении добывающей промышленности и топливо-, энерго-, сырье-, водоемких производств.

Социально-экономические, к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.

Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.

Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.

        К ним относят:

Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7–10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1–3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.

Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1–2% до 15–25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3–4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.

Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.

Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на

1 т  продукции) относятся черная и  цветная металлургия полного  цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная,  фанерная, цементная, сахарная отрасли  промышленности. При этом особого  внимания требуют предприятия,  удаленные от источников снабжения  сырьем, предприятия с многотоннажной  продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При  их размещении необходимо правильное  определение районов потребления  готовой продукции и расходов  по ее перевозкам.

Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой — от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 — к районам и местам потребления готовой продукции.

 

ТЕМА: НАУКОВІ МЕТОДИ ТЕРИТОРІАЛЬНОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ 

ГОСПОДАРСТВА

 

План  викладення і засвоєння матеріалу

 

1. Методичні  основи наукових досліджень.

2. Загальнонаукові  методи.

3. Специфічні  методи.

4. Міждисциплінарні  методи.

5. Структурний  аналіз в РПС.

6. Розрахункові  обґрунтування розміщення галузей  і виробництва у регіоні.

7. Регіонально-економічна  діагностика.

 

1. Методичні  основи наукових досліджень 

 

Наукові засади регіональної економіки визначаються насамперед методами цієї науки. Методи науки — це способи пізнання дійсності, планомірний шлях встановлення істини. Сукупність методів дослідження, які  використовуються в науці, формують її методологію. Методи вивчення об'єктів  і явищ можна вважати науковими, якщо вони забезпечують розкриття сутності процесів у їх розвитку.

Найбільш  загальним, визначальним для всіх наук є діалектичний метод. Спираючись на нього, в кожній галузі знань розробляється  своя галузева методологія і методика досліджень.

Всі методи діляться на: наближені (прості) і точні (складні).

Наближені методи.

• Показники динаміки виробництва і вжитку;

• Показники структури:

а) галузевої;

б) територіальної.

• Коефіцієнт територіальної концентрації виробництва і вжитку. Розраховується на 1000, 10000км2 території, на 1, 100 га сільськогосподарської площі, на душу населення;

• Ранжируваний ряд територіальних одиниць по виробництву (вжитку) продукції.

На  основі наявних розрахунків області, економічні райони або інші територіальні  утворення ра-нжують по тій, що убуває або зростає залежно від завдань  аналізу.

Точні (складні) методи - це економіко-математичні  методи.

У регіональній економіці  методи використовуються під кутом зору територіальності об'єктів.

Процес  наукового пізнання проблеми розміщення в загальному вигляді можна розбити  на етапи:

1. Програмний  – розробка програми наукового  дослідження, постановка цілей  і завдань, обґрунтування теми, визначення виконавців і етапів, собівартості робіт, очікувані  результати.

2. Інформаційний  – збір і обробка інформації, розробка анкет і паспортів  досліджуваного об'єкту для її  збору.

3. Аналітичний  – аналіз і синтез інформації.

4. Модельний  – розробка і реалізація системи  моделей прогнозування і планерування  для різних рівнів.

5. Алгоритмічний  – точно певний порядок вироблення  управлінських рішень, формування  планів. З врахуванням економічних  можливостей і суспільних потреб, а також безпосередніх  і  довготривалих наслідків рішень, що приймаються.

Информация о работе Предмет, объект и методы региональной экономики как науки