Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 04:24, лекция
Региональная экономика изучает проблемы и закономерности функционирования и развития экономики страны, которая рассматривается как система взаимодействующих регионов, свободных экономических зон, крупных экономических районов, отдельных территориально-производственных комплексов, а также крупных промышленных и
городских агломераций. Региональная экономика является относительно молодой наукой и учебной дисциплиной. В западной науке эта отрасль знаний, называемая «региональной наукой», начала формироваться к концу 50-х годов ХХ века. Идеологом и организатором молодого научного направления стал У. Айзард.
2.2 Теория размещения промышленности.
Следующим шагом в развитии
теорий размещения стало
размещения промышленности. Ее основоположниками стали немецкие ученые В.
Лаундхарт и А.Вебер.
В. Лаундхарт разработал
предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения
отдельного
промышленного предприятия
продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при
размещении промышленности место производства и место добычи сырья
рассматриваются как разные пространственные пункты.
Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у
Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются
равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения
предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.
Взгляды Лаундхарта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера.
Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: "О
размещении промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное
отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более
комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера,
является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не
только транспортных издержек.
Для решения этой задачи была
создана классификация
производства. Сначала Вебер исключил элементы производственных издержек, не
зависящие от местоположения, и оставил в результате три фактора - издержки на рабочую
силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые материалы, и все остальные
условия, влияющие на размещение предприятия, которые представляют объединенную
агломерационную силу. В конечном итоге анализируется влияние на размещение трех
факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три
основные ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная:
1. Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных
издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием
транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту,
в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются
минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт.
Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и
материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.
2. Рабочая ориентация. Рабочий пункт
определяется с учетом
издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в
рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном
пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения
производства.
3. Агломерационная ориентация. Анализ
влияния агломерационных
размещение
промышленного предприятия
укрупнения производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если
величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат из-
за переноса мелкого производства.
3. Теории пространственной организации.
3.1. Теория А. Леша.
Общая теория размещения
экономист А.Леш, взгляды которого изложены в работе "Пространственная организация
хозяйства", вышедшей в 1940 г. Общая теория размещения связывает частные теории
Тюнена, Вебера, Кристаллера. Она расширяет предмет теории размещения, переходя от
уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов.
Наиболее важным вкладом А.
Леша считается разработка
теории
пространственного
характеризуется следующими условиями:
• местоположение каждой фирмы
характеризуется максимально
преимуществами для
• фирмы размещаются так, что
территория используется
• существует равенство цен и издержек;
• все рыночные зоны имеют минимальный размер (в виде шестиугольников).
Особенностью мышления А. Леша
является высокая степень
теоретических обобщений при объяснении возникновения территориального разделения
труда. Начальную проблему Леш формулирует следующим образом: какие условия
необходимы и достаточны для возникновения территориального разделения труда?
Предполагается, что территория абсолютно однородна и изначально пуста. Учитываются
только два фактора: эффект концентрации производства и транспортные издержки. Для
каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации,
превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. Для разных видов
производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. И
уже в силу этих обстоятельств возникают разные концентрации разных производств по
территории, т.е. территориальное разделение труда.
Факторы размещения производительных сил (производства) — совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов. Факторы размещения производительных сил опосредствуют действие принципов размещения производительных сил.
К условиям размещения относятся природная среда, население (производитель продукции и ее потребитель), материально-техническая и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно исторические условия развития производства.
Условия и факторы взаимосвязаны и оказывают непосредственное или косвенное влияние на развитие и размещение отдельных предприятий, отраслей, территориальную организацию хозяйства отдельных регионов.
Различают следующие группы факторов:
Природные,
к которым относят
Социально-экономические, к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.
Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.
Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.
К ним относят:
Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7–10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1–3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.
Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1–2% до 15–25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3–4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.
Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.
Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.
Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на
1 т
продукции) относятся черная и
цветная металлургия полного
цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная,
фанерная, цементная, сахарная отрасли
промышленности. При этом особого
внимания требуют предприятия,
удаленные от источников
Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой — от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 — к районам и местам потребления готовой продукции.
ТЕМА: НАУКОВІ МЕТОДИ ТЕРИТОРІАЛЬНОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ
ГОСПОДАРСТВА
План викладення і засвоєння матеріалу
1. Методичні основи наукових досліджень.
2. Загальнонаукові методи.
3. Специфічні методи.
4. Міждисциплінарні методи.
5. Структурний аналіз в РПС.
6. Розрахункові
обґрунтування розміщення
7. Регіонально-економічна діагностика.
1. Методичні основи наукових досліджень
Наукові засади регіональної економіки визначаються насамперед методами цієї науки. Методи науки — це способи пізнання дійсності, планомірний шлях встановлення істини. Сукупність методів дослідження, які використовуються в науці, формують її методологію. Методи вивчення об'єктів і явищ можна вважати науковими, якщо вони забезпечують розкриття сутності процесів у їх розвитку.
Найбільш загальним, визначальним для всіх наук є діалектичний метод. Спираючись на нього, в кожній галузі знань розробляється своя галузева методологія і методика досліджень.
Всі методи діляться на: наближені (прості) і точні (складні).
Наближені методи.
• Показники динаміки виробництва і вжитку;
• Показники структури:
а) галузевої;
б) територіальної.
• Коефіцієнт територіальної концентрації виробництва і вжитку. Розраховується на 1000, 10000км2 території, на 1, 100 га сільськогосподарської площі, на душу населення;
• Ранжируваний ряд територіальних одиниць по виробництву (вжитку) продукції.
На
основі наявних розрахунків області,
економічні райони або інші територіальні
утворення ра-нжують по тій, що убуває
або зростає залежно від
Точні (складні) методи - це економіко-математичні методи.
У регіональній економіці методи використовуються під кутом зору територіальності об'єктів.
Процес наукового пізнання проблеми розміщення в загальному вигляді можна розбити на етапи:
1. Програмний
– розробка програми наукового
дослідження, постановка цілей
і завдань, обґрунтування теми,
визначення виконавців і
2. Інформаційний – збір і обробка інформації, розробка анкет і паспортів досліджуваного об'єкту для її збору.
3. Аналітичний – аналіз і синтез інформації.
4. Модельний
– розробка і реалізація
5. Алгоритмічний
– точно певний порядок
Информация о работе Предмет, объект и методы региональной экономики как науки