Предмет современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Внесение ясности в вопрос - что изучает экономическая теория - представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество.

Файлы: 1 файл

предмет экономич теории.docx

— 374.77 Кб (Скачать файл)

Фирма-монополист стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно - необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход - это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.

Фирма - монополист обычно имеет высокую прибыль  и это привлекает в отрасль  других производителей.

Естественно, что  высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет  на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует  наличия условий, которые предотвращают  конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

Исключительные  права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Патенты и авторские  права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etс исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

Собственность на все предложение производственного  ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.

Уникальные  способности и знания также могут  создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. В частности и обладание технологией производства пива - это секрет. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

 

 

30. История и сущность  предпринимательства.

Родиной слова  «предприниматель» (entrepreneur), по мнению исследователей, считается Франция. Оно появилось там ещё в ХII-ХIII вв. Первоначально предпринимателями называли людей, которые устраивали парады, шествия, руководили общественными работами и государственными программами. В XIV в., как зарегистрировано в некоторых исторических свидетельствах, под предпринимательством стали понимать определенные способности: ловкость, умение.

В XVI в. оно использовалось для определения профессии. И  лишь с XVIII в. понятие приобрело современное значение, характеризующееся такими словами, как «изобретательность», «новаторство», «знание того, как делать», «искусство», «профессия», «труд». И в то же время подразумеваются хитрость, ловкость в делах, убеждение, что нельзя в делах пренебрегать честностью и требованиями морали. В хозяйственной деятельности постепенно формировалось такое определение предпринимателя, которое и сегодня очень распространено во французском обществе: предпринимателем считается «всякая личность, которая управляет предприятием, ведя его за собственный счет, используя различные факторы производства (природные ресурсы, труд, капитал), с целью продажи продукции или услуг».

Понятие «предприниматель»  имеет свои национальные нюансы (и  мы, россияне, в этом отношении не исключение). Специфические особенности  формировались под влиянием среды и условий проживания на данной территории. В отличие от Западной Европы национальный характер и государственность у наших далёких предков формировались в недрах феодализма.

Понятие «предпринимательство»  в русском языке появилось  относительно недавно, примерно в середине XIX в., о чём свидетельствует «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1801-1872), первое издание которого относится к 1863-1866 гг. Перечисляя слова «предприниманье, предпринятие, предприятие», он так разъясняет их: «Предприятие, что предпринимается, самое дело. Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый, решительный, отважный на дела этого рода... Предприимчивость, свойство, качество и способность эта».

Как видим, оценка предпринимательства в этих определениях однозначно положительная. В то же время в статьях, посвященных данной проблеме, встречается и такое признание: «Без корысти торговать нельзя». Корыстником, общепризнанно, называется «страстный искатель богатства и неразборчивый на средства к наживе». У Даля же корысть - материальная заинтересованность коммерсанта - признается естественной и необходимой, и тут же осуждается «неправедная корысть». «Неправедная корысть впрок нейдет», - утверждается в одной из записанных им поговорок. «Торг любит меру»; «Торгуй правдою, больше барыша будет», - гласят там же другие пословицы.

Предпринимательство является особым новаторским, антибюрократическим  стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую ответственность за результаты работы.

Можно также  сказать, что предпринимательство - это осуществление созидательной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое  явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом  отношении предпринимательство  содержит в себе различные стороны  хозяйственной деятельности. Его  можно рассматривать с трех точек  зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как  тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Ранее к субъектам предпринимательства нами уже были отнесены различные участники экономической деятельности:

1. Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях.

2. Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т. д.

3. В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.

Такой подход позволяет  выделить три формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Объектом предпринимательства  является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов. Сама организация деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в  реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Собственно  процесс предпринимательства включает следующие стадии:

- поиск новой  идеи и ее оценка;

- составление бизнес-плана;

- поиск необходимых ресурсов;

- создание оптимального механизма реализации предпринимательских идей;

- управление созданным предприятием.

Одна из самых  сложных задач предпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, - это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

 

 

 

31. Виды предпринимательской  деятельности и ее организационно-правовые  формы.

В зависимости от избранных  критериев (форма собственности, размеры, функции, структура, степень предпринимательской  деятельности, организационно-правовая форма) предприятия можно структурировать  по-разному.

По форме собственности  предприятия могут быть подразделены на частные и общественные. Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.

Особняком стоит предпринимательская  деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Законом РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» установлен единый показатель, позволяющий относить предприятие к категории «малых» - предельный уровень численности персонала по отраслям, который составляет:

• в промышленности, строительстве  и на транспорте -100 чел.;

• в науке и научном  обслуживании - 60 чел.;

• в сельском хозяйстве - 60 чел.;

• в оптовой торговле - 50 чел.;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 чел.;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 чел.

Согласно этому закону «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...». То есть чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).

Многопрофильные предприятия  относятся к малым по критериям  того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Опыт показывает, что для  наибольшей эффективности малого предприятия  необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные предприятия, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется возможность получения налоговых льгот. Во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности (соответственно, отраслевой принадлежности) зависят максимально допустимые размеры параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.

Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшую часть объема, зато в другой период - большую. Главное, чтобы была соблюдена необходимая пропорция за год.

Применение еще одного финансового показателя - объема реализованной  продукции - в нашей стране затруднено из-за незавершенности реформы ценообразования и высоких темпов инфляции.

В зависимости от вида выпускаемой продукции (вида работ) предприятия разделяются на промышленные - по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства; сельскохозяйственные - по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур; предприятия строительного комплекса, транспорта и связи. С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.

Информация о работе Предмет современной экономической теории