Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:02, контрольная работа
Внесение ясности в вопрос - что изучает экономическая теория - представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество.
В силу различных причин
специализация предприятия не обязательно
совпадает с административной структурой
и основной специализацией отрасли.
Например, во многих отраслях, не относящихся
к машиностроению (строительной, металлургической,
угле- и нефтедобывающих), имеются
крупные заводы по производству машин
и оборудования, его ремонту. Наряду
с этим, в машиностроительной отрасли
имеются металлургические, химические,
транспортные и строительные предприятия,
электростанции и пр. Поэтому в
народном хозяйстве отраслевую принадлежность
предприятия определяют по 2 признакам:
административно-
При использовании административно-
Согласно второму признаку определяются структура и объем производства по каждой, так называемой продуктовой (чистой) отрасли, т.е. все машиностроительные предприятия и цехи независимо от административной подчиненности относятся к машиностроению, транспортные - к транспортной отрасли, строительные - к строительной и т. д.
32. Фирма: сущность, типы и масштабы деятельности.
В США, крупнейшей стране с рыночной экономикой, существует более 15 млн. фирм. Но подавляющее большинство из них — очень маленькие: на 80% фирм работают менее 20 человек. Вместе с тем в американской экономике есть фирмы-гиганты, например автомобилестроительная компания "Дженерал моторе", нефтяная фирма "Экссон", компания по производству компьютеров "Аи Би Эм". На предприятиях таких фирм работают сотни тысяч человек. Гигантские предприятия, хотя их очень мало (около 1 %), дают не менее 2/3 продукции, произведенной в американской обрабатывающей промышленности.
Размеры фирм сильно различаются в разных отраслях. Скажем, в автомобилестроении, изготовлении телевизоров, магнитофонов и другой бытовой техники, где применяется массовое конвейерное производство, выгодно строить огромные заводы, что может позволить себе только очень крупная фирма. А в сфере услуг вьппрывают те предприятия, которые могут учесть потребности и интересы каждого заказчика. Это лучше получается у сравнительно небольших фирм (парикмахерских, ателье, мастерских), которые ориентируются на определенный круг клиентов.
Кроме того, у больших и малых фирм есть свои преимущества и недостатки. Крупные, мощные фирмы могут планировать свою деятельность на долгий срок, они часто имеют свои исследовательские институты и конструкторские бюро, разрабатывающие новые виды продукции. Поэтому в ситуации, когда в экономике не происходит быстрых и внезапных изменений, крупные фирмы имеют преимущество. Но там, где необходимо быстро принять важное решение или пойти на риск, малые фирмы действуют намного успешнее. У них нет большого бюрократического аппарата, через который поступает информация наверх и спускаются решения высших управляющих. Малые фирмы не так боятся риска хотя бы потому, что даже в самом худшем случае не так много потеряют. Поэтому их козыри — гибкость и смелость. Часто малые фирмы первыми внедряют в производство технические новинки, на что не отваживаются "гиганты".
Очень редко фирма бывает гигантом от рождения. Как вообще возникают фирмы? Обычно их создают люди, которым приходит в голову какая-либо предпринимательская идея.
Она может состоять в том, чтобы произвести совершенно новый, неизвестный потребителям вид изделия (например, копировальные машины, производство которых начала фирма "Рэнк Ксерокс"). Нередко случается так, что сама новинка давно уже известна ученым, но не используется как рыночный товар (так было с солнечными батареями, которые вначале использовались только как источник энергии для космических кораблей).
Идея может заключаться в том, чтобы найти новый рынок сбыта для уже освоенного товара. Новый рынок сбыта может означать сбыт продукции в новую страну, географический регион или хотя бы открытие нового магазина на улице, где раньше его не было. Но бывает и так, что товар, предназначенный для определенной группы покупателей, неожиданно находит спрос у других групп. Например, первые компьютеры довольно долго использовались только для научных исследований, и лишь потом фирма "Аи Би Эм" решила производить компьютеры для нужд бухгалтерского учета в бизнесе и хранения каталогов библиотек. Другой пример из той же области: персональные компьютеры вначале предназначались только для детских игр и лишь потом их освоили взрослые для серьезных дел. Человек, которому первому пришла в голову подобная идея, имеет шанс стать предпринимателем, но лишь в том случае, если ему удастся достать деньги, купить оборудование, нанять работников и воплотить свою идею в жизнь. Именно так обычно возникают новые фирмы.
Фирмы, как и люди, рождаются и умирают — прекращают свою деятельность. При этом очень многие из них "умирают в младенчестве" — в первые годы жизни. Создание фирм всегда связано с риском — никто не может гарантировать, что продукция, которую вы собираетесь выпускать и продавать, понравится покупателям.
Кто владеет фирмой и получает от нее доход? Это зависит от того, к какому типу она относится. Можно выделить четыре основных типа фирм, встречающихся в разных странах мира: индивидуальные фирмы, товарищества, кооперативы и акционерные общества (корпорации).
Большинство фирм, существующих в странах с рыночной экономикой, являются индивидуальными (частными). Их собственник безраздельно распоряжается в своей фирме и имеет право на всю ее чистую прибыль (т.е. прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей). Но он же и несет полную ответственность за убытки. Если фирма не сможет выплатить долги (обанкротится), личное имущество собственника: дом, машина и пр. — могут быть проданы, чтобы расплатиться с кредиторами. Как правило, размер индивидуальных фирм невелик.
Для того, чтобы расширить дело, владелец частной фирмы может создать товарищество со своими друзьями или родственниками. Товарищество — это фирма, находящаяся в собственности группы лиц. Каждый из них внес в нее свою долю капитала (пай) и получает долю прибыли, соответствующую величине пая. Если пай одного из участников товарищества составляет всего 1 % капитала фирмы, то он имеет право только на 1 % ее чистой прибыли. Но вот в случае банкротства товарищества дело обстоит по-разному. Иногда его участник отвечает за все долги фирмы независимо от величины своего пая (такое товарищество называется полным). Если, например, товарищество, принадлежащее двум собственникам, обанкротилось, а один из них разорился и лишился личного имущества, то все долги товарищества обязан заплатить его компаньон, даже если его пай составлял всего лишь 1 % капитала фирмы. (Богатый сильно рискует, входя в полное товарищество с бедным.) Неслучайно в американской экономике полные товарищества распространены среди компаний, оказывающих юридические, бухгалтерские услуги или консультации по ведению бизнеса. Дело в том, что этим компаниям клиент должен особенно доверять, а в таких случаях готовность полностью отвечать за судьбу своего предприятия служит как бы дополнительной рекламой.
33. Основные цели и показатели
эффективности деятельности
Важное значение в системе
управления производством занимает
умение наиболее объективно определять
эффективность производства предприятия.
Назначение системы показателей эффективности
производства состоит в том, чтобы дать
всестороннюю оценку использования всех
ресурсов предприятия и содержать все
общеэкономические показатели. Важно,
чтобы расчеты эффективности производства
проводились последовательно и регулярно:
на стадиях проекта плана, утверждения
плана и по мере его выполнения.
Среди показателей эффективности
производственной деятельности каждый
из них имеет свою значимость для
анализа. Существуют главные и дополнительные
(дифференцированные) показатели. Если
первые принято называть обобщающими,
то вторые являются функциональными, характеризующими
какую-либо определённую сторону деятельности.
Обобщающие показатели, как правило, характеризуют
конечные результаты производственной
деятельности и выполнение стратегических
заданий фирмы. Применение функциональных
показателей необходимо для анализа и
выявления резервов эффективности, ликвидации
«узких мест» в производстве, то есть элементов
управления, нарушение работы которых
особенно сильно отражается на успехе
фирмы.
Следует отметить, что, опираясь только на темпы роста как на показатель, оценивающий эффективность производства, можно упустить главный фактор эффективности – интенсификацию производства, поскольку высокие темпы роста могут быть получены и за счет экстенсивных факторов, то есть в результате дополнительных капитальных вложений на расширение сферы производства -новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий, хотя использование средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне. Однако было бы ошибочно из сказанного делать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки эффективности производства и отдельных технико-экономических показателей.
Одним из основных показателей
эффективности деятельности фирмы
является её прибыль.
Прибыль является конечным финансовым
результатом деятельности предприятия.
В условиях рынка результаты деятельности
фирмы характеризуются системой показателей,
главным среди которых является рентабельность,
вычисляемая как отношение прибыли к одному
из показателей функционирования производственного
предприятия. При расчете показателя рентабельности
могут быть применены различные показатели
прибыли, что позволяет выявить не только
общую экономическую эффективность работы
организации, но и оценить другие стороны
его деятельности.
Показатель рентабельности, вычисленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объёму товарооборота или стоимости всего капитала, называется нормой прибыли.
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) используются и прочие показатели: издержки обращения, площадь, численность персонала, каждый из которых отражает определённый аспект результатов деятельности производственного предприятия.
Показатель уровня рентабельности,
рассчитанный отношением суммы прибыли
от реализации товаров к сумме
издержек обращения, показывает эффективность
текущих затрат. Рост или снижение
издержек обращения оказывает прямое
влияние на уменьшение или рост прибыли.
Данный показатель рентабельности характеризует
эффективность сделки по товарам.
Рентабельность деятельности фирмы, рассчитанная
по отношению к численности занятых на
предприятии работников, оценивает эффективность
использования рабочей силы и показывает
размер полученной прибыли в расчёте на
одного работника. Вместе с этим показателем
исчисляются величины валовой и чистой
прибыли по отношению к фактической сумме
затрат на оплату труда с учётом суммы
обязательных отчислений во внебюджетные
фонды (на социальное страхование, в пенсионный
фонд, фонд занятости, фонд медицинского
страхования). Данный показатель рентабельности
характеризует размеры валовой и чистой
прибыли, полученной в расчёте на одну
тысячу рублей средств, затраченных на
оплату труда и социальные нужды. Чем меньше
численность персонала организации, тем,
большая доля прибыли создается одним
работником, что говорит о росте эффективности
использования рабочей силы. В указанном
случае реализуется принцип - с меньшей
численностью работников достигается
больший эффект. Кроме того, появляется
возможность оценить зависимость полученных
результатов хозяйственной деятельности
фирмы от результата труда каждого конкретного
работника.
Измерение экономической эффективности
предприятия требует ее качественной
и количественной оценки, а для правильного
определения важнейших направлений ее
повышения необходимо сформулировать
критерии и показатели эффективности.
Долгое время среди экономистов была острая
дискуссия о том, при помощи какого показателя
или показателей можно наиболее объективно
определить эффективность производства.
Для анализа предлагались различные формулы
и показатели, но каждый из них имел свои
положительные и отрицательные стороны,
достоинства и недостатки.
34. Доходы и их распределение: основные исторические подходы.
Функционирование предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.
В предыдущих лекциях рассматривались законы спроса и предложения безотносительно к тому, какие товарные группы включены в рыночный оборот и конкурентное ценообразование. Между тем в рыночном товарообороте факторов производства есть свои особенности, хотя в целом и здесь действует тот же механизм конкурентного равновесия цен. За производственными ресурсами, вовлекаемыми в хозяйственную деятельность всегда стоят их собственники (земли, капитала, труда, знаний и т.д.) и ни один из них не передаст безвозмездно право использования того или иного ресурса другим лицам. Поэтому движение основных элементов производства, их присвоение, распоряжение ими и использование затрагивает более глубинные общественно-экономические отношения.
Для последних десятилетий
характерным является рост ресурсных
затрат и как результат - снижение
доходности от их использования. Растут
цены на землю, энергоносители, сырье,
заработная плата. Все это приводит к изменению
поведения людей и фирм в мире экономике,
побуждает их находить заменители удорожающихся
ресурсов и пути снижения издержек производства.
Спрос на факторы производства предъявляют
лишь предприниматели, т.е. та часть общества,
которая способна организовать и осуществить
выпуск продукции и услуг, необходимых
для конечного потребления.
Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить.
За факторами производства стоят определенные группы людей: за "трудом" - работники, за "землей" - землевладельцы (частник или государство не имеет значения), за "капиталом" - его собственники, за "предпринимательской деятельностью" - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: владелец рабочей силы получает доход в форме заработной платы, собственник земли - ренту, собственник капитала - процент, предприниматель - прибыль от своей предпринимательской деятельности. То, что является доходом для владельца фактора производства, выступает как затрата, как издержки для покупателя (потребителя) этого фактора.
Информация о работе Предмет современной экономической теории