Предмет современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Внесение ясности в вопрос - что изучает экономическая теория - представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество.

Файлы: 1 файл

предмет экономич теории.docx

— 374.77 Кб (Скачать файл)

Можно предполагать, что  дальнейшее насыщение нашего внутреннего  рынка заморскими товарами при одновременном спаде производства и уменьшении доходов у основной массы населения в недалеком будущем приведет к уменьшению прибыли от торгово-посреднической деятельности, а следовательно, и к дальнейшему падению процентных ставок.

Дисконтирование — это приведение всех денежных потоков (потоков платежей) к единому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчетов стоимости денег с учетом фактора времени.

Дисконтирование — это приведение будущих денежных потоков к текущему периоду с учетом изменения стоимости денег с течением времени.

Приведение  к моменту времени в прошлом  называют дисконтированием.

Приведение  к моменту в будущем называют наращением (компаундированием).

Наращение к определённому моменту в будущем выполняется путём умножения прошлых денежных потоков (потоков платежей) на коэффициент наращения :

Дисконтирование выполняется путём умножения будущих денежных потоков (потоков платежей) на коэффициент дисконтирования :

где

  • i — процентная ставка,
  • n — количество периодов

 

 

 

27. Монополия и конкуренция.

Кроме рынков совершенной  конкуренции существуют рынки несовершенной  конкуренции, о них далее и пойдет речь. Такая несовершенная конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. Рынки, на которых либо покупатель, либо продавец принимает в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи являются несовершенно конкурентными.

Самым ярким  и показательным примером несовершенной  конкуренции является монополия, которая  характеризуется наличием одного единственного  продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В качестве примера можно привести монополию компании "Полароид Корпорэйшн" на моментальную фотографию, "Газпром" (в России) на поставки газа, услуги местного кабельного телевидения, похоронные бюро, единственный бакалейный магазинчик в маленьком уединенном городке. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странах бывшего Советского Союза, местной телефонной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг, регулируется государственной властью. В реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

Одним из важнейших  отличительных признаков монополии  является наличие барьеров для входа  в отрасль, то есть ограничителей, которые  предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной  фирмы. Барьеры для входа на рынок  необходимы для поддержания монопольной  власти. Если бы был возможен свободный  вход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно бы исчез, так как рынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки, дающих возможность появиться монополии и помогающих её поддерживать, можно указать следующие:

1. Исключительные  права, полученные от правительства.  Например, во Франции с 1904 года  похоронный бизнес контролируется  компанией "Дженерал Фьюнералс", монополией, пользующейся государственными субсидиями, которая продаёт гробы и предоставляет похоронные услуги. Во многих случаях, из которых наиболее важным является почта, органы власти сами руководят монополиями. Многие государства сами имеют монополию в продаже крепких напитков, также являются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуя государственные лотереи.

2. Патенты и  авторские права, которые обеспечивают  создателям новых продуктов или  произведений литературы, искусства  и музыки исключительные права,  чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.

Идея патентов и авторских прав состоит в  том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных права на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной.

3. Собственность  на весь рынок какого-либо производственного  ресурса. Примером этого может являться положение фирмы "Де Бирс» на рынке алмазов, которая обладает монопольной властью на алмазном рынке благодаря её контролю над продажами около 80% необработанных алмазов, годных для изготовления драгоценностей.

Какие-либо уникальные способности или знания также  могут создать монополию. Талантливые  певцы, художники, спортсмены или "сливки общества" какой-нибудь другой среды  обладают монополией на использование  своих услуг.

Подводя итог оценке модели рынка несовершенной конкуренции, следует со всей справедливостью  отметить, что монополия и совершенная  конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные же рыночные структуры находятся  между этими двумя случаями.

Естественная  монополия - это отрасль, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок  целиком. Примером естественной монополии  может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо  отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима. Попытаемся объяснить, почему же в естественных монополиях неприемлема конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого рода издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли, если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства, так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная фирма использует не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся неоправданно высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая конкуренция и в сфере приобретения средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может стремительно компенсировать прошлые убытки, воспользоваться своим новым монопольным положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В принципе, чистая монополия может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никакого вреда отрасли. Примером таких монополий могут являться монополии в автомобилестроении или же в сфере производства бытовых товаров. Однако в отрасли, которая крайне необходима для населения региона, чистая монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии в таких отраслях, как водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять, например, воду или природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Таким образом, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.

Монополизм  нашей экономики имеет исторические корни. Основы монопольной структуры  в сфере производства и обращения  были сформулированы до 1917 года. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано, прежде всего, с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы, опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации. В плановой экономике монополистические структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции.

 

 

 

28. Олигополия и ценообразование.  Олигополия и теория игр.

До сих пор не существует единой модели олигополии. Но можно  разработать несколько моделей объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на то, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих конкурентов. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции и то, как, разрушительное действие олигополистического соперничества на цены, толкает фирмы к сговору, чтобы увеличить прибыль и уменьшить конкуренцию.

Начнем с последнего. Поводом  для слияния могут служить  разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединение двух или более фирм может существенно увеличить их прибыль, их рыночную долю, дать возможность новой, более крупной, производственной единице добиться большего эффекта масштаба. Другой важной причиной, лежащей в основе побуждения к слиянию, является рыночная власть. Фирма, которая имеет большую – и в абсолютном выражении, и относительно рынка – способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкая фирма, пользуется несомненными преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, может дать ей преимущество крупного покупателя и позволить фирме требовать и добиваться лучших, чем раньше, цен (издержек) от поставщиков ввозимых ресурсов.

Если подобное слияние  является открытым и оформленным  и вовлекает всех или большую  часть производителей на рынке, то результатом, его является образовавшийся картель. Картель – это группа фирм, действующих  совместно и согласующих решения  по поводу цены и объемов производства, как если бы они были единой монополией. Однако, в силу того, что картель  – это группа фирм, а не единая фирма, он сталкивается с трудностями при образовании монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основной проблемой здесь встает согласование решений между фирмами-членами и установление системы ограничений (квот) для этих фирм.

Образование картеля. Предположим, в данном регионе несколько производителей цемента желают образовать картель. Допустим, что есть 15 региональных поставщиков  цемента, разных сортов, и что продукт  стандартизирован. Фирмы назначают  цены равные АС. Каждая из фирм боится поднять цену из опасения, что другие фирмы не последуют ее примеру, и  что, как следствие, ее экономическая  прибыль станет отрицательной. Допустим, следовательно, что выпуск находится на конкурентном уровне Qc , соответствующем размеру выпуска, при котором кривая спроса (D) пересекает кривую МС, которая является горизонтальной суммой кривых МС каждой фирмы. Каждая фирма выпускает 1/15 Qc.

Теория игр  была разработана Дж. фон Нейманном  и О. Моргенштерном в 1944 г., ее дальнейшую разработку продолжил Дж. Нэш. Теория игр имеет большое значение в экономическом анализе.

Эта теория рассматривает  поведение фирм на рынке как игру, причем имеются определенные правила игры, по результатам которой начисляются «призы» и «штрафы». Участники игры определенно не знают стратегию конкурента, поэтому их поведение основано лишь на прогнозах.

 

 

29. Рыночная власть фирмы:  сущность и пределы.

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая  устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверх прибыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.

Так, монополистические  объединения стремятся сосредоточить  у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен - одна из решающих причин инфляции.

Информация о работе Предмет современной экономической теории