Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе анализа выявить предпосылки и особенности формирования мирового рынка услуг.
Задачи:
- рассмотреть историческое начало понятия «сфера услуг»;
- дать краткую характеристику деловым услугам;
- определить роль и функции деловых услуг

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ УСЛУГ………………………………...
6
1.1 Краткая историческая справка развития понятия «сфера услуг»…………
6
1.2 Краткая характеристика деловых услуг……………………………………..
8
1.3 Роль и функции деловых услуг………………………………………………
10
1.4 Факторы и особенности применения деловых услуг……………………….
14
2. ВИДЫ И ТЕХНОЛОГИИ УСЛУГ…………………………………………...
17
3. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ…………………………………………
26
3.1. Классификация подходов к определению понятия «услуга»……………...
26
3.2. Базисные характеристики услуг……………………………………………..
30
Заключение………………………………………………………………………...
39
Список использованных источников…………………………………………….
41

Файлы: 1 файл

курсовая мировые услуги.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

 

 

Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение……………………………………………………………………………...

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ  УСЛУГ………………………………...

6

1.1 Краткая историческая справка  развития понятия «сфера услуг»…………

6

1.2 Краткая характеристика деловых  услуг……………………………………..

8

1.3 Роль и функции деловых услуг………………………………………………

10

1.4 Факторы и особенности применения  деловых услуг……………………….

14

2. ВИДЫ  И  ТЕХНОЛОГИИ УСЛУГ…………………………………………...

17

3. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ…………………………………………

26

3.1. Классификация подходов к определению  понятия «услуга»……………...

26

3.2. Базисные характеристики услуг……………………………………………..

30

Заключение………………………………………………………………………...

39

Список использованных источников…………………………………………….

41


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.

В целом основными стимулами роста международных услуг являются:

• развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;

• долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма;

• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);

Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров.

Цель исследования: на основе анализа выявить предпосылки и особенности формирования мирового рынка услуг.

Задачи:

- рассмотреть историческое начало  понятия «сфера услуг»;

- дать краткую характеристику деловым услугам;

- определить роль и функции  деловых услуг;

- изучить факторы и особенности  применения деловых услуг;

- изучить виды и технологии  услуг;

- рассмотреть виды классификации  услуг.

Методы исследования: исторический, логический, структурный, системный, метод анализа.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СФЕРЫ УСЛУГ

 

 

1.1 Краткая историческая справка  развития понятия «сфера услуг»

 

Понятийный аппарат сферы услуг сложился сравнительно недавно, хотя и рассматривался в течение длительного времени в трудах различных исследователей.

Впервые понятие сферы услуг, как отмечено в ряде исследований было введено в научный оборот в 50-х гг. XVIII века в исследованиях экономистов, представляющих физиократическое направление в политической экономии (основатель − Ф. Кенэ). В соответствии с их взглядами, к сфере услуг относились все виды деятельности кроме сельского хозяйства, которое рассматривалось в качестве единственного производительного вида деятельности.

Вследствие такого определения сфера услуг отделялась, а подчас и противопоставлялась отраслям материального производства, так как считалось, что в сфере услуг не создается прибавочной стоимости. Действительно, результат услуги, как правило, нематериален, и именно это свойство подчеркивал в своих работах А. Смит, основатель классической политической экономии [1, с. 29-30].

Однако, как позднее справедливо отмечал К. Маркс, труд «вне сферы материального производства» также может быть производительным: в процессе оказания услуги затрачивается определенное количество абстрактного труда, образуя стоимость продукта труда (услуги), и для определенного субъекта эта услуга является ценной, то есть способной удовлетворить его конкретные потребности и желания.

Следовательно, услуга обладает не только стоимостью, но и потребительной стоимостью, является экономическим благом и, в частном случае, может быть товаром, если она предназначена для продажи. Рассматривая услугу как особый товар, который, как правило, не имеет материально-вещественной формы и, тем не менее, выступает носителем прибавочной стоимости, правомерно утверждать, что в сфере услуг, как и в отраслях материального производства, возможно создание прибавочной стоимости.

Позднее, известный экономист Ж.Б. Сэй, основываясь на приведенных выше положениях,  относил к сфере услуг все виды непроизводственной деятельности, которые обеспечивали увеличение полезности товаров. Эта мысль затем красной нитью проходила и в трудах многих западных экономистов XX в., которые определяли сферу услуг как совокупность видов деятельности, связанных с увеличением полезности товаров при сохранении их основных физических свойств.

Сфера услуг в последнее время становится все более значимой в экономике и социальной сфере: по данным статистики удельный вес услуг в валовом внутреннем продукте во всем мире, в том числе и в Беларуси превышает сектор материального производства.

Динамичный рост сферы услуг является одной из глобальных тенденций в современной экономике. По данным государственных статистических органов доля услуг в валовом национальном продукте развитых индустриальных стран составляет от 2/3 до 3/4 (к примеру, к началу XXI века доля услуг в ВВП США достигла 78 %, а численность работающих в этом секторе экономики составила 80 % от общего числа занятых, аналогичная ситуация и в других развитых странах). В число занятых в сфере обслуживания входят не только работающие непосредственно в индустрии услуг (банки, авиакомпании, туристический и гостиничный бизнес и т. д.), но также ряд категорий работников других секторов экономики [1, с. 32].


 

1.2 Краткая характеристика  деловых услуг

Деловые услуги (бизнес-услуги) – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в формировании деловой среды, включающей в себя организации по предоставлению услуг, базы данных и средства предоставления информационных и консалтинговых услуг широкому кругу представителей частного бизнеса и государственных предприятий (Рисунок 1.1).



 

 

 

 

 

Рисунок 1.1. Сфера деловых услуг [2]

 

Предполагается, что эта деятельность строится на анализе, обосновании перспектив развития, использовании научно-технических, организационноэкономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Основная цель деловых услуг – улучшение качества руководства, повышение эффективности деятельности компании в целом, увеличение индивидуальной производительности труда каждого работника.

В связи с усложнением бизнеса, появлением различных инструментов управления предприятиями и специализацией их использования, возникли понятия «бизнес-услуга» и «бизнес-консультирование».

Бизнес-услуги (деловые услуги и консалтинг) ориентированы на поддержку макро- и микроэкономического регулирования и достижения оптимальных пропорций экономики, путем обслуживания основного и инфраструктурного производства, включая государственное управление.

На уровне предприятия бизнес-услуги, представляя собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, дополняют централизованную форму управления народным хозяйством, являясь методом внедрения научных знаний в экономику.

Рост масштабов материального производства объективирует расширение, развитие сектора «деловых услуг» и соответствующей рыночной инфраструктуры.

В мировой практике к деловым, или профессиональным, услугам по экономике и управлению принято относить:

  • аудит;
  • бухгалтерское обслуживание;
  • юридическое обслуживание;
  • управленческое консультирование;
  • инжиниринг;
  • деловую информацию;
  • рекламу и отношения с общественностью;
  • тренинг;
  • рекрутмент;
  • обеспечение информационными технологиями;
  • инвестиционное обслуживание.

Этот перечень услуг затрагивает основные сферы деятельности предприятий и имеет своей целью повышение их эффективности за счет предоставления определенной помощи в организации различных процессов. При этом схожие задачи как раз решает консалтинговая деятельность.

Деловые услуги представляют собой виды деятельности, осуществляющие макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций экономики, занятые обслуживанием основного и инфраструктурного производства, государственным управлением.

Роль деловых услуг в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление создает основу для роста экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения. Важнейшим сегментом сферы деловых услуг является управленческий консалтинг.

 

1.3 Роль и функции деловых  услуг

Существенная роль деловых услуг определяется тем, что они:

  • создают необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства (материальных и нематериальных);
  • способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса (Рисунок 1.2).


Рисунок1.2. Основные роли деловых услуг [3]

 


Рисунок1.3. Основные функции деловых услуг [4]

 

Если рассмотреть основные функции деловых услуг, то к их числу относят (Рисунок 1.3).

  • формирование компонентов систем управления (кадры, информация, техника управления),
  • осуществление текущего обслуживания процессов управления (переподготовка, подбор и оценка кадров, постановка учета, юридическая и информационная помощь),
  • оказание услуг по управленческому консультированию,
  • создание, распространение и  внедрение управленческих нововведений.

На наш взгляд, представленные функции носят, в основном управленческий характер, в то время как круг решаемых задач, следуя из перечня основных направлений деловых услуг, должен быть намного шире и затрагивать также и  функции организации и планирования деятельности предприятий.

Поэтому, в данном контексте возникает пересечение понятий деловые услуги и консалтинг, так как осуществление последнего имеет своей целью повышение эффективности деятельности фирмы-клиента.

Отдельно можно выделить и коммуникативную функцию, реализация которой формирует коммуникативные связи. В частности, это находит свое отражение при предоставлении услуг по организации связей с общественностью и развитию информационных технологий (рис. 1.4).


Рисунок 1.4. Дополнительные функции деловых услуг [5]

Информация о работе Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг