Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:21, курсовая работа
Цель исследования: на основе анализа выявить предпосылки и особенности формирования мирового рынка услуг.
Задачи:
- рассмотреть историческое начало понятия «сфера услуг»;
- дать краткую характеристику деловым услугам;
- определить роль и функции деловых услуг
Введение……………………………………………………………………………...
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ УСЛУГ………………………………...
6
1.1 Краткая историческая справка развития понятия «сфера услуг»…………
6
1.2 Краткая характеристика деловых услуг……………………………………..
8
1.3 Роль и функции деловых услуг………………………………………………
10
1.4 Факторы и особенности применения деловых услуг……………………….
14
2. ВИДЫ И ТЕХНОЛОГИИ УСЛУГ…………………………………………...
17
3. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ…………………………………………
26
3.1. Классификация подходов к определению понятия «услуга»……………...
26
3.2. Базисные характеристики услуг……………………………………………..
30
Заключение………………………………………………………………………...
39
Список использованных источников…………………………………………….
41
Недостатком системы классификации услуг, основанной на международных операциях, является то, что она принимает во внимание только часть международных услуг, а именно: услуги, оказываемые с территории одного государства на территорию другого государства, и услуги, потребляемые за рубежом. В то же время платежный баланс не включает в себя всех прочих услуг, например, предоставляемых на территории одного государства гражданам того же государства. Таким образом, широкое использование такой классификации сузило бы сферу договоренностей по услугам в рамках Уругвайского раунда.
Другим недостатком является то, что в Методических указаниях МВФ по составлению платежного баланса, услуги определяются как разнородная совокупность нематериальных продуктов и видов деятельности, которые не могут являться объектом прав собственности. Однако, результаты некоторых видов услуг, такие как компьютерные программы, научные исследования, фирменные наименования все же могут являться объектами прав собственности, в противном случае они просто не могли бы обращаться на рынках, образуя хотя и «невидимый», но вполне реальный сектор национальной и международной торговли.
Этот недостаток в определенной степени устраняет определение понятия «услуги», данное в Системе национальных счетов, которое подчеркивает технику отражения услуг в платежном балансе, и его, по мнению экспертов, целесообразно использовать для укрупненного анализа роли услуг во внешней торговле отдельной страны или в мировой экономике в целом.
В определении Системы национальных счетов (СНС), услуги (services) − это группа статей текущих операций платежного баланса, включающая транспортные услуги, поездки (международный туризм) и прочие коммерческие услуги (связь, строительство, страхование, финансовые, компьютерные и личные услуги), оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот [27, с. 63].
Приведенная типология услуг дает возможность рассматривать услуги и как изменение состояния предметов и лиц, потребляющих услуги.
Эти изменения подразделяются на четыре класса (рис.3.3).
Рисунок3.3. Классификация изменений как результат услуг [28]
В общем случае такие изменения могут носить временный или постоянный характер.
Поэтому, вполне естественно, что такие авторитетные международные организации как Конференция Объединенных наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Мировой банк дают определение услуги как изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Тем не менее, данное определение, несмотря на его четкость и однозначность, все же нельзя считать универсальным: в законодательстве ряда стран конкретная услуга может быть оказана без ведома, а значит, и без согласия одной из сторон, что распространяется, например, на договора поручительства (доверенности) и агентские договора.
Важно также отметить, что современное определение понятия «сферы услуг», данное Системой национальных счетов, представляет собой в том числе и «группу отраслей, продукция которых связана с предоставлением, хранением, передачей и распространением информации, рекомендаций и развлечений в самом широком смысле этих понятий − производство общей и специальной информации, новостей, консалтинговых отчетов, компьютерных программ, телевизионных фильмов, музыкальных произведений и т. д.» Прежде всего, это важно с точки зрения проблемы формирования рынка деловых (бизнес – услуг).
Конечная продукция этих отраслей, которая может являться объектом прав собственности, часто хранится на физических носителях − бумаге, дискетах, дисках − которые могут являться предметом купли-продажи, как и обычные товары. Независимо от того, классифицирована ли эта продукция как товары или как услуги, она может быть произведена одной институциональной единицей и продана другой институциональной единице, способствуя, таким образом, разделению труда и возникновению новых рынков.
В целом, рассмотренные классификации услуг на основе классификации международных операций целесообразно использовать не только для изучения общих подходов к анализу структуры сферы услуг, но и для определения места консалтинговых услуг в системе мирового рынка услуг и сферы услуг в целом.
С тех пор, как в 1968 г. была создана Международная Классификация Отраслевых Стандартов для Всех Видов Экономической Деятельности (ISIC), она нашла широкое применение в практике отдельных государств и на международном уровне для сбора и обработки статистических данных по таким, например, показателям как объем производства, добавленная стоимость, занятость в различных отраслях экономики, включая сферу услуг.
В соответствии с ISIC, отрасль определяется как совокупность всех производящих единиц, основной вид деятельности которых один и тот же или аналогичен [29].
Два основных недостатка этой классификации затрудняют ее использование для получения статистических данных с высокой степенью достоверности и в многосторонних торговых переговорах по услугам.
Во-первых, с точки зрения охвата услуг, она не полна.
Каждая рубрика классификатора, посвященная какому-либо одному виду услуг, может включать в себя только те услуги, которые представляют собой основной вид деятельности экономической единицы, ее основную специализацию. В то же время, например, экспорт рекламных услуг, может осуществляться как рекламными компаниями, которые охвачены рубрикой (ISIC), так и компаниями, рекламные услуги которых являются не единственным и не основным видом деятельности, которые могут быть не охвачены «рекламной» рубрикой (ISIC).
Второй недостаток проистекает из того, что в системе учитываются только услуги, предназначенные для конечного потребления, и не учитываются услуги, которые являются факторами производства, т. е. используются для производственного потребления.
В то же время международная торговля охватывает обе категории услуг.
Классификаторы продуктов, такие, как Временный Единый Классификатор Продукта ООН (СРС) группируют различные виды деятельности, исходя из того, что все продукты (блага) являются результатом специфических видов деятельности.
Название «Единый Классификатор Продукта» отражает его предназначение − представлять основу для сбора сопоставимых статистических данных и их международного сравнительного анализа в отношении товаров, услуг и капитала. Различие в подходах к классификации видов деятельности между СРС и ISIC, заключается в следующем: по ISIC деятельность производителя определенного продукта, который также оказывает и ремонтные услуги, будет отнесена только к сектору, который составляет основной предмет деятельности такого производителя, т. е производство данного продукта; в СРС, напротив, все виды деятельности такого предприятия будут сгруппированы в соответствующих рубриках и под-рубриках.
Таким образом, СРС дает более детальную и всеобъемлющую картину секторов услуг. По сравнению с ISIC, степень дезагрегирования (разукрупнения) услуг в СРС намного выше, поскольку количество продуктов, которые можно идентифицировать на практике, больше чем видов деятельности.
СРС выделяет около 600 видов «услуговых» продуктов, в то время как ISIC содержит только 138 «услуговых» видов деятельности. Таким образом, СРС позволяет достичь большей четкости, точности и высокой степени детализации при описании обязательств в отношении услуг в торгово-политическом соглашении.
Причем в СРС заложена возможность дальнейшей дезагрегации: многие рубрики содержит под-рубрику «прочие услуги, не классифицированные где-либо». Основное преимущество СРС по сравнению с классификаторами международных операций заключается в том, что первый охватывает также услуги, оказываемые путем перемещения поставщика услуги (физического лица или компании) к потребителю. Важное преимущество СРС, с точки зрения его использования в торговых переговорах, заключается также в том, что он содержит подробное описание содержания каждой под-рубрики услуг.
Преимущества СРС перед другими классификационными системами были приняты во внимание в ходе переговоров по услугам в рамках Уругвайского раунда. В результате в июле 1991 г. Секретариатом ГАТТ был представлен «Классификационный перечень секторов услуг» (далее − Классификатор ГАТС). Достоинства СРС и его использование для целей ГАТС предопределили также его использование для целей Соглашений о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и другими странами [30].
В Классификаторе ГАТС услуги сгруппированы в следующие двенадцать разделов:
Каждый из этих разделов подразделяется на рубрики, которые в большинстве случаев детализируются далее на под-рубрики. Каждая под-рубрика (или рубрика, если нет под-рубрик) имеет ссылку на номер (код) соответствующей статьи СРС, где соответствующие услуги описываются с той или иной степенью детализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сфера услуг в последнее время становится все более значимой в экономике и социальной сфере: по данным статистики удельный вес услуг в валовом внутреннем продукте во всем мире, в том числе и в Беларуси превышает сектор материального производства.
Роль деловых услуг в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление создает основу для роста экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения. Важнейшим сегментом сферы деловых услуг является управленческий консалтинг.
В настоящее время большинство фирм и индивидуальных профессионалов, предоставляющих деловые услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области. Такое переплетение видов профессиональной деятельности по оказанию деловых услуг приводит к тому, что всю эту отрасль ошибочно называют консалтингом.
Необходимо отметить, что использование деловых услуг не является необходимым условием осуществления эффективной деятельности предприятий и компаний. Это объясняется тем, что принятие решения об их использовании принимается внутри компании и, зачастую, фирма может найти выход из проблемной ситуации без привлечения сторонних организаций, например, в случае подбора персонала. Поэтому, многие компании предпочитают иметь штатных специалистов, занимающихся определенным направлением деятельности и не использовать услуги других компаний в решении возникающих проблем.
Однако последнее не относится, как правило, к консалтинговой деятельности. Консультирование обычно оформляется и реализуется как консалтинговый проект.
Важно иметь в виду, что в условиях высокотехнологичной экономики во всех сферах растут объемы такой деятельности, которая не может быть отнесена строго к тому или иному сектору производства.
Определения услуг, ориентированные на потенциал, предполагают, что услуги представляют собой созданный при помощи людей или машин потенциал для дальнейшего развития или способность индивидов или организаций оказывать ту или иную услугу (например, создание различных справочников, словарей и т. д.).
СРС дает более детальную и всеобъемлющую картину секторов услуг. По сравнению с ISIC, степень дезагрегирования (разукрупнения) услуг в СРС намного выше, поскольку количество продуктов, которые можно идентифицировать на практике, больше чем видов деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Информация о работе Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг