Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе анализа выявить предпосылки и особенности формирования мирового рынка услуг.
Задачи:
- рассмотреть историческое начало понятия «сфера услуг»;
- дать краткую характеристику деловым услугам;
- определить роль и функции деловых услуг

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ УСЛУГ………………………………...
6
1.1 Краткая историческая справка развития понятия «сфера услуг»…………
6
1.2 Краткая характеристика деловых услуг……………………………………..
8
1.3 Роль и функции деловых услуг………………………………………………
10
1.4 Факторы и особенности применения деловых услуг……………………….
14
2. ВИДЫ И ТЕХНОЛОГИИ УСЛУГ…………………………………………...
17
3. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ…………………………………………
26
3.1. Классификация подходов к определению понятия «услуга»……………...
26
3.2. Базисные характеристики услуг……………………………………………..
30
Заключение………………………………………………………………………...
39
Список использованных источников…………………………………………….
41

Файлы: 1 файл

курсовая мировые услуги.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

 

При этом интересным представляется факт включения большинством экспертов управленческого консультирования в перечень представленных функций. Как будет рассмотрено далее, с одной стороны, консультирование, как оказание определенной помощи и советов по организации бизнеса может рассматриваться как функция деловых услуг. С другой стороны, консалтинг, представляет собой отдельную сферу деятельности, обладающую собственным функциональным содержанием.

Таким образом, происходит некоторое пересечение основных направлений деятельности в области оказания деловых услуг и консультирования.

В целом же, деловые услуги подразумевают под собой предоставление какой-либо информации, являющейся полезной для ведения бизнеса или организации рыночной деятельности. В наиболее простейших видах деловых услуг подобная информации может носить лишь описательный или информационный характер и не вносить существенные изменения в деятельность компании. Это может быть информация по предоставлению курсов валют, правовая информация и т. п.

Деловые услуги через разветвленную сеть организаций влияют на формирование стандартов, предъявляемых качеству управления, адресно распространяют информацию о перспективных разработках в области структур процессов и методов управления [7].

Профессионалы, оказывающие деловые услуги, выступают в роли «дополнительного», временного работника, которого не всегда целесообразно иметь в постоянном штате предприятия, что способствует сокращению затрат и лучшему использованию ресурсов на управление.

Таким образом, важная роль деловых услуг предопределяется следующим:

  • во-первых, тем, что они создают необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства (материальных и нематериальных),
  • во-вторых, тем, что они способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.

Такая двойственная роль деловых услуг вытекает из выполняемых функций, одинаково необходимых как для основных, так и для инфраструктурных составляющих. Воспроизводя рыночные отношения, они создают среду обитания предпринимательских структур.

Развитая сеть деловых услуг делает неэффективным образование ряда собственных обслуживающих производств на функционирующих предприятиях, а также предоставляет возможность создавать новые предприятия без существенных затрат. А это означает комплексное вовлечение всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в хозяйственный оборот, что влияет на рост производства товаров народного потребления, услуг, создание дополнительных рабочих мест, содействует положительным сдвигам в науке и культуре. В свою очередь, развитие предпринимательства способствует становлению конкурентных начал, деконцентрации производства, развитию деловых услуг.

1.4 Факторы и особенности  применения деловых услуг

 

Оказание деловых услуг в большей степени связано с предоставлением внешней информации об окружающей рыночной среде, в то время как консалтинг анализирует внутренние проблемы в деятельности организации - клиента. Так, например, для определения проблем клиента, консультанты могут использовать различные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании, отражающие основные тенденции ее развития и специфику [8].

Принятие решений о выборе услуг определяется глубиной проблемы и преследуемыми целями. Целесообразность использование деловых услуг (как справочной информации, способствующей решению задач) или консалтинга (как более детального изучения деятельности и формирование рекомендаций) может определяться следующими основными факторами (Рисунок 1.5).


Рисунок1.5. Факторы и особенности применения деловых услуг [6]

 

Все перечисленные выше деловые услуги объединяет независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения отдельных научных и профессиональных знаний.

Отличие состоит в том, что часть деловых услуг (управленческое консультирование) предполагает предоставление советов и рекомендаций (консультирование), а другие профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т. д.) предполагают выполнение внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия.

Часть деловых услуг не вписывается в вышеуказанное понятие внешних профессиональных услуг, поскольку существуют и так называемые внутренние консультанты, которые составляют штатную консультационную структуру в ряде фирм. С внешними консультантами их роднит относительная независимость от административной структуры организации. В работе внешних консультантов практикуются формы, близкие к работе внутренних консультантов, в частности абонементное обслуживание.

В настоящее время большинство фирм и индивидуальных профессионалов, предоставляющих деловые услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области. Такое переплетение видов профессиональной деятельности по оказанию деловых услуг приводит к тому, что всю эту отрасль ошибочно называют консалтингом.

Необходимо отметить, что использование деловых услуг не является необходимым условием осуществления эффективной деятельности предприятий и компаний. Это объясняется тем, что принятие решения об их использовании принимается внутри компании и, зачастую, фирма может найти выход из проблемной ситуации без привлечения сторонних организаций, например, в случае подбора персонала. Поэтому, многие компании предпочитают иметь штатных специалистов, занимающихся определенным направлением деятельности и не использовать услуги других компаний в решении возникающих проблем [9, с.42].

Однако последнее не относится, как правило, к консалтинговой деятельности. Консультирование обычно оформляется и реализуется как консалтинговый проект.

 

 

2. ВИДЫ  И  ТЕХНОЛОГИИ УСЛУГ

 

Развитие сферы услуг является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации процесса формирования рынка услуг и технологий их предоставления.

Сфера услуг отличается большим разнообразием. В индустрии услуг действует значительная часть коммерческого сектора: авиакомпании, банки, компьютерные бюро, страховые, юридические, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения и компании по торговле недвижимостью. Производством услуг занимаются также правительственные и некоммерческие организации.

К услугам относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, т. е. главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый характер производимого в данной сфере продукта [10, с. 129].

Отдельный сектор в сфере услуг занимают сервисные организации. Они отличаются друг от друга и по размерам  − от огромных международных корпораций в таких сферах, как банковское, страховое дело, телекоммуникации, гостиничное хозяйство до небольших предприятий местного уровня и по направлениям деятельности, например сферы бытовых услуг и общественного питания.

При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 - Группирование услуг по типам и сферам

Типы услуг

Сферы услуг

Производственные

Инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования

Распределительные

Торговля, транспорт, связь

Профессиональные (деловые)

Информационные, маркетинговые, банковские,  страховые, финансовые, консультационные, рекламные, биржевые и др.

Потребительские (массовые)

Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением, обслуживание движимых и недвижимых объектов

Социальные услуги по воспитанию и обучению детей, уходу за людьми пожилого возраста и инвалидами

Гувернантки, няни, сиделки, частные детские сады и школы, учреждения по спорту и организации досуга.

Услуги по уходу за животными

Лечение, кормление, прогулки, гостиницы для животных


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11]

 

В настоящее время в деловом мире наблюдается тенденция диверсификации сферы услуг, когда многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании. То есть предлагается их целый комплекс, чем повышается конкурентоспособность данной компании и ослабляются возможные риски. К примеру, банковские, биржевые и посреднические услуги объединяются в единый комплекс финансовых услуг. Либо, например, происходит объединение разнообразных услуг в рамках компании, занимающейся транспортными перевозками, таких как страхование жизни и грузов, доставка корреспонденции, туризм.

Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, например, авиаперевозки, другие могут обойтись небольшим первоначальным капиталом, но зато отличаться высоким уровнем профессионализма работников, это, например, юридические консультации, медицинское обслуживание.

Стремительный рост сферы услуг определяют следующие  четыре фактора (Рисунок 2.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок2.1. Факторы роста сферы услуг [12]

 

Рассмотрим эти факторы более подробно.

1. Повышение уровня жизни, сокращение  рабочего времени и связанный  с ними рост спроса на путешествия, отдых, развлечения и, одновременно, такие демографические изменения, как урбанизация, старение населения ведут к росту потребления и местных бытовых услуг медицинских услуг более высокого качества. Расширение географии деловых и частных контактов ведет к росту спроса на услуги транспорта и связи.

2. Экстернализация (получение услуг из вне, т. е. аутсорсинг услуг) и специализация производства услуг, прежде осуществлявшихся внутренними силами, которые  также можно охарактеризовать как переход от натурального хозяйства в сфере услуг к товарному  производству. С возрастающим благосостоянием людей многие домохозяйства начинают приобретать услуги, которые ранее выполнялись членами домашнего хозяйства, например, приготовление пищи, стирка, и т. д. Подобно этому многие предприятия перешли к привлечению сторонних организаций к выполнению некоторых видов деятельности, которые прежде осуществлялись одним из отделов (аутсоринг):  обработка платежных ведомостей, техническое обслуживание офисов и оргтехники, охрана и т. п.

3. Приватизация государственных  предприятий сектора услуг, сопровождается их развитием в соответствии с рыночной ситуацией и снижением цен, например, на услуги в области телекоммуникаций, здравоохранения и образования.

4. Прогресс в компьютерных  и телекоммуникационных технологиях  приводит к формированию такого сегмента услуг как электронный бизнес (в том числе и электронная торговля), повысивший надежность и скорость обмена информацией и совершения сделок, оптимизирующий процесс сбора и обработки финансовых данных, существенно сокращающих издержки на торговые, транспортные и другие виды деятельности.

Последний фактор (электронизация) имеет в настоящее время (и, очевидно, на обозримое будущее) важнейшее значение, так как определяет сокращение издержек на выпуск продукции (товаров, услуг).

Кроме того, обострение конкуренции на мировых и национальных рынках повышает спрос предприятий на рекламу, консультирование и юридические услуги. Сложность современной техники и оборудования обусловливает потребность в таких дополнительных услугах как обучение персонала, техническое  обслуживание  и  ремонт.  С  другой  стороны, оказание широкого спектра дополнительных услуг выгодно отличает предприятие от конкурентов.

Та доля труда, которая относится к услуговой деятельности в системе материального производства, представляет промежуточный продукт, называемый производственными услугами. При этом затраты на обслуживание в системе материального производства представляют собой так называемые непроизводственные затраты.

Услуги учреждений, которые предоставляют различного рода невещественные блага (аудиторские, консультационные, финансовые и прочие услуги), являются конечным продуктом соответствующих отраслей сферы нематериального производства.

В условиях глобализации, роста конкуренции, постоянного обновления (инновации) производства и продукции объективно растут сферы нематериального производства. В том числе (как в сфере деловых услуг и управленческого консалтинга) как средство сокращения управленческих издержек. В целом же, предпосылки встраивания услуговой деятельности в материально-вещественную структуру производства имеют следующие основания (Рисунок 2.2).


Рисунок2.2. Предпосылки встраивания услуговой деятельности в материально-вещественную структуру производства [13]

Более подробно суть этих предпосылок заключается в следующем:

  • во-первых, наличие в системе производительных сил инфраструктурных элементов, функционирование которых создает общие условия производства и является мощным динамическим фактором организации производственного процесса;
  • во-вторых, развитие объективного процесса роста взаимосвязанности и взаимозависимости в экономической системе, изменения на этой основе ролевых функций и ответственности обслуживающих производств;
  • в-третьих, появление и включение в хозяйственный оборот неизвестных или малозначимых ранее ресурсов, в число которых по праву становится невещественный ресурс-услуга (информация);
  • в-четвертых, преобразование отраслевой организации производства в сетевую, с преобладанием концентрического принципа организации, при котором вокруг собственно производства (промышленного ядра) формируется система мошной инфраструктуры;
  • в-пятых, интенсификация процесса диффузии нематериального производства в сферу производства материального, обусловленная усложнением экономической среды и необходимостью приспособления к ней хозяйствующих субъектов с целью снижения прямых и косвенных издержек.

Информация о работе Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг