Предпринимательство в экономике региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе будут рассмотрены практические вопросы развития территорий, развития малого и среднего бизнеса на примере Ханты-Мансийского Автономного Округа.
В первой главе будут рассмотрены общегосударственные подходы к управлению развитием малого и среднего бизнеса, основные направления поддержки со стороны государства, совершенствования законодательства.
Во-второй главе будут рассмотрены вопросы текущего состояния малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском Автономном Округе, основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности.
И наконец в третьей главе освещены основные проблемы в управлении и развитии данной территории связанные с развитием малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие предпринимательства регионов
1.1.Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………...4
1.2.Программы содействия и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….11
1.3.Направления совершенствования законодательства в области развития предпринимательской деятельности регионов Российской Федерации……..13
Глава 2. Характеристика предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе
2.1. Предпринимательская деятельность в ХМАО описание……………...24
2.2.Основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе…………………28
Глава 3.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе
3.1.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….35Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: Предпринимательство в экономике региона.

Предмет: Управление развитием территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Развитие предпринимательства регионов

1.1.Государственное  регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………...4

1.2.Программы содействия и развития предпринимательской деятельности  в Российской Федерации………………………………………………………….11

1.3.Направления совершенствования законодательства  в области развития предпринимательской деятельности регионов Российской Федерации……..13

Глава 2. Характеристика  предпринимательской деятельности в  Ханты Мансийском Автономном  Округе

2.1. Предпринимательская деятельность в    ХМАО  описание……………...24

2.2.Основные направления и тенденции  развития  предпринимательской деятельности  в Ханты Мансийском Автономном  Округе…………………28

Глава 3.Рекомендации в отношении развития предпринимательской  деятельности в Ханты Мансийском Автономном  Округе

3.1.Рекомендации в отношении развития предпринимательской  деятельности в Ханты Мансийском Автономном  Округе…………………………………...31

Заключение……………………………………………………………………….35Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. По данным Росстата, за период с 1998 по январь 2008 г. количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50 - 80%.

Развитие   малого  и среднего  бизнеса  является одним  из приоритетных направлений в  развитии  территорий  субъектов  России.   Решением  вопросов  самозанятости  населения. Поэтому  это  очень  актуальная  тема в настоящее  время.  А  также  виду  последствий  кризиса 2008 года  и  возможно надвигающейся  второй волны  кризиса.

В настоящей  работе будут рассмотрены  практические  вопросы  развития  территорий,  развития  малого и среднего бизнеса   на  примере  Ханты-Мансийского Автономного Округа.

В первой  главе  будут рассмотрены  общегосударственные подходы  к  управлению  развитием  малого и  среднего бизнеса,  основные направления  поддержки со стороны государства,  совершенствования  законодательства.

Во-второй главе  будут рассмотрены вопросы  текущего состояния   малого и среднего бизнеса  в  Ханты-Мансийском Автономном Округе, основные направления и тенденции  развития  предпринимательской  деятельности.

И наконец  в третьей  главе  освещены  основные   проблемы  в управлении и развитии  данной  территории  связанные с  развитием  малого и среднего  бизнеса.

 

 

 

Глава 1. Развитие предпринимательства регионов

1.1.Государственное  регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики. Поддержка малого предпринимательства должна быть обеспечена на федеральном, региональном и местном уровнях.

Говоря о правовом статусе субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), отметим, что важная роль отводится нормативно-правовому регулированию. Правовые основы деятельности указанных субъектов определяются рядом нормативных правовых актов.

Так, Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Гражданский кодекс РФ закрепляет понятие и признаки предпринимательской деятельности, дает перечень организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя, коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства, виды и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров и т.д.

Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства.

Бюджетный кодекс РФ регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций и т.д.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", до вступления в силу которого действовал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки. Суть концепции указанного Закона заключается в совершенствовании государственной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП.

Цель принятия Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ - создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивались бы благоприятные условия для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

Одним из важнейших нововведений Закона являются принципиально иные критерии отнесения к субъектам МСП. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия, определены виды и формы поддержки МСП, предусмотрены возможные меры для реализации государственной политики в области развития МСП и принципы поддержки указанных субъектов.

Критерии отнесения к субъектам МСП следующие:

                       для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

                       средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП: от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий; до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;[1]

                       выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать следующие размеры: для микропредприятий - 60 млн руб.; для малых предприятий - 400 млн руб.; для средних предприятий - 1000 млн руб.[2]

Рассмотрим некоторые меры поддержки субъектов МСП, а также нормативные правовые акты, в которых они содержатся.

1. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается упрощенный порядок государственной регистрации.

2.    Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок.[3]

3.    Налоговый кодекс РФ содержит специальные налоговые режимы, при применении которых представляется единая (упрощенная) налоговая декларация. Налоговый кодекс РФ (ст. 346.20) при упрощенной системе налогообложения предусматривает следующие налоговые ставки: если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

4.  В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более в 3 года. Проверяемые уведомляются о проведении плановой проверки не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения, а о проведении внеплановой проверки - не менее чем за 24 часа. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов - для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней - в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Рассмотрим ситуацию с проверками. Так, более 60% предпринимателей утверждают, что число проверок не изменилось, 18% отмечают их рост и только 20% компаний констатируют уменьшение количества проверок. Суммы поборов чиновников остались прежними - об этом свидетельствуют практически все предприниматели (81,5%). Возрос налоговый прессинг: примерно 8% компаний указывают на увеличение давления со стороны налоговиков, а 14,5% отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов. Все чаще предприятия сталкиваются с захватом собственности: о таких случаях в своем регионе знает четверть респондентов.

5. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" закрепляет, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставляет субъектам МСП преимущественное право приобретения арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, которое закрепляет порядок реализации данного имущества. Однако указанные преимущественное право на приобретение арендуемого имущества и порядок его реализации действуют на территории Российской Федерации только до 1 июля 2010 г. Несмотря на то что многие из приведенных мер являются временными, в условиях кризиса именно они оказались необходимыми большому числу субъектов МСП. Кроме того, Президентом РФ подписан Закон, дающий право на без аукционное продление аренды для малого бизнеса до 2015 г.[4]

7. Осуществляется информационная поддержка рассматриваемых субъектов. Например, общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" в мае 2009 г. открыла портал о финансировании и государственной поддержке малого бизнеса "ОПОРА-КРЕДИТ" - www.opora-credit.ru. Портал создан как интернет-площадка, облегчающая доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Портал поддерживает ежедневно обновляемые новостные блоки, освещающие как основные события, документы и официальные заявления, касающиеся малого бизнеса, так и полезную для предпринимателей информацию о новых кредитных и лизинговых программах, успешных проектах, реализованных бизнесменами с помощью банков и инвесторов.

Информация о работе Предпринимательство в экономике региона