Предпринимательство в экономике региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе будут рассмотрены практические вопросы развития территорий, развития малого и среднего бизнеса на примере Ханты-Мансийского Автономного Округа.
В первой главе будут рассмотрены общегосударственные подходы к управлению развитием малого и среднего бизнеса, основные направления поддержки со стороны государства, совершенствования законодательства.
Во-второй главе будут рассмотрены вопросы текущего состояния малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском Автономном Округе, основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности.
И наконец в третьей главе освещены основные проблемы в управлении и развитии данной территории связанные с развитием малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие предпринимательства регионов
1.1.Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………...4
1.2.Программы содействия и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….11
1.3.Направления совершенствования законодательства в области развития предпринимательской деятельности регионов Российской Федерации……..13
Глава 2. Характеристика предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе
2.1. Предпринимательская деятельность в ХМАО описание……………...24
2.2.Основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе…………………28
Глава 3.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе
3.1.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….35Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Назначение жилого помещения и пределы его использования определены ст. 17 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), и согласно п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности.

Актуальной проблемой развития малого бизнеса остаются задачи социальной поддержки работников предприятий малого бизнеса. Решение задач по привлечению квалифицированного кадрового состава требует комплексного подхода, включая социальную заботу о сотрудниках малого предприятия. В этой связи является важным разработка социального пакета, который давно и эффективно предлагается и используется крупным бизнесом при подборе кадров. Как правило, в социальный пакет входят добровольное медицинское страхование и добровольное пенсионное страхование. Страховые взносы организации по договору обязательного медицинского страхования работников относятся к расходам на оплату труда при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 255 НК РФ).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ). База для исчисления предельной суммы взносов определяется с учетом срока действия договора в налоговом периоде. В расчет берутся расходы на оплату труда, произведенные с даты вступления договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ). Кроме того, выплаты по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным за счет средств работодателя в пользу работника, облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ).

Оплату медицинских услуг своим работникам в целях налогообложения прибыли можно учитывать в составе расходов на оплату труда, так как расходами на оплату труда признаются любые затраты, понесенные организацией в пользу работника. Следует обязательно предусмотреть возмещение расходов на лечение в трудовых или коллективных договорах (п. 25 ст. 255 НК РФ). Согласно ст. 252 НК РФ также необходимо соблюсти требование документального подтверждения и экономической обоснованности таких расходов.

В отношении страховых взносов, направленных на добровольное пенсионное страхование, налоговая нагрузка также чрезмерна для предприятий малого бизнеса, что не стимулирует работодателя к заключению договоров не только добровольного медицинского страхования, но и добровольного пенсионного страхования в пользу своих работников.

В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ суммы взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного страхования относятся к расходам на оплату труда и включаются в затраты, принимаемые для целей налогообложения прибыли организации, только при условии применении пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников страхования. Если строго не соблюсти установленный порядок перечисления и зачисления страховых взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, то налоговый орган вправе применить п. 7 ст. 270 НК РФ, согласно которому такие расходы не принимаются в составе затрат в целях налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ организации должны определить налоговую базу для исчисления обязательных взносов и платежей (ранее - ЕСН) по каждому физическому лицу. Объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и база для их начисления совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по установленным обязательным взносам и платежам. Таким образом, на взносы, которые уплачивает предприятие по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, необходимо начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.[7]


Глава 2. Характеристика  предпринимательской деятельности в  Ханты Мансийском Автономном  Округе.

2.1. Предпринимательская деятельность в    ХМАО  описание.

В 2008 году на территории Югры осуществляло свою деятельность 1,03 тыс. малых предприятий. Среднесписочная численность работников в них  составила 44,87 тыс. человек.  Оборот малых предприятий Югры за январь-декабрь 2008 года составил 96,6 млрд. рублей.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты и действуют два закона окружного значения - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 27.12.2007 года №213-оз и "О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы" от 30.12.2003 года № 82-оз. На основании закона о Программе проводится финансирование малых предприятий, организация семинаров и консультаций для малых предприятий, формирование реестра нежилых помещений для субъектов малого бизнеса, формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.

В автономном округе действуют организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, среди них Фонд поддержки предпринимательства Югры его филиалы и представительства, Торгово-промышленные палаты, Окружной бизнес-инкубатор его филиалы и представительства, Лизинговые компании, Консалтинговый центр.

В 2010 году на территории автономного округа осуществляло свою деятельность 18,2 тыс. малых предприятий с учетом микропредприятий и 226 средних предприятий. Среднесписочная численность работников по оценке составила на малых предприятиях с учетом микропредприятий 92,9 тыс. человек и средних предприятиях 26,2 тыс. человек. На территории автономного округа зарегистрировано 49,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Наиболее популярными в сфере малого и среднего предпринимательства являются такие виды экономической деятельности, как:

      оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 35,5%;

      строительство – 17,9%;

      операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг –17,2%;

      транспорт и связь – 10,0%.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа за январь-декабрь 2010 года составил 334,6 млрд. рублей. Деловой активности способствуют созданные в автономном округе условия, направленные на развитие малых и средних предприятий.

Консолидированный объем средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в январе-декабре 2010 года, составил 2 911,4 млн. рублей, в том числе средства автономного округа 334,8 млн. рублей.

За 2010 год открыто 607 малых предприятий, сохранено 5 169 рабочих мест и создано 1 671 рабочее место.

В 2010 году автономному округу за счет средств федерального бюджета установлен объем средств субсидии, предоставляемой на реализацию мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004-2010 годы в размере 105,5 млн. рублей, в том числе:

- на реализацию мероприятий по поддержки начинающих предпринимателей в виде грантов на создание собственного бизнеса в размере 20,0 млн. рублей;

         -  на поддержку малого и среднего предпринимательства путем микрофинансирования 70 млн. рублей;

         -  на возмещение предприятиям затрат связанных с расходами на обучение своих сотрудников в сумме 4 млн. рублей;

         -  компенсация затрат по бизнес-инкубированию в сумме 1,5 млн. рублей; а также на компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентной ставки по привлекаемым кредитам 10 млн. рублей.

В целях создания благоприятных условий для функционирования малых и средних предприятий в 2010 году осуществлялись виды поддержки: микрофинансирование; компенсация процентной банковской ставки; обеспечение гарантий по обязательствам; организация семинаров, консультации для предприятий и др.

Еще одним источником поддержки предприятий малого и среднего бизнеса являются муниципальные программы. По состоянию на 31 декабря 2010 года во всех муниципальных образованиях приняты и действуют муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Консолидация финансовых ресурсов: федерального бюджета, окружного и местного позволяет более эффективно оказывать государственную поддержку развитию бизнеса.

Для координации действий всех органов власти, прозрачности, целесообразности и эффективности принимаемых  управленческих решений в автономном округе функционирует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, члены которого участвуют в экспертизе нормативных правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в автономном округе.

По состоянию на 1 января 2011 года в 21 муниципальном образовании автономного округа осуществляют свою деятельность 48 советов (комиссий) по развитию малого и среднего предпринимательства при органах государственной и муниципальной власти.

В целях поддержки предпринимательства путем сокращения затрат на аренду помещений на базе Окружного бизнес инкубатора осуществляется формирование фонда нежилых помещений для размещения субъектов предпринимательства по льготным ставкам. На территории автономного округа утвержден перечень государственного имущества, находящегося в пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформированы и утверждены перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуются на территории 13 городских округов и 9 муниципальных районов, а также в 16 городских и сельских поселениях автономного округа. В данные перечни включены 417 объектов общей площадью 109,2 тыс. кв. метра, из них 348 объектов общей площадью 93,6 тыс. кв. метров сдается в аренду 256 субъектам малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2011 года 129 субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа реализовали преимущественное право на приобретение арендуемого ими имущества, находящегося в муниципальной собственности, в результате чего приватизировано 141 объект недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, находящегося в муниципальной собственности, с общей площадью 29,6 тыс. кв.м.

2.2. Основные направления и тенденции  развития  предпринимательской деятельности  в Ханты Мансийском Автономном  Округе.

Одним из основных направлений деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыпо реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2009 года
№ 116-рп «О реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», является переход к устойчивому развитию экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Одной из задач, решаемых в целях реализации указанного направления, является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в автономном округе (далее - Субъекты).

Меры, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, стали одним из факторов, позволивших предпринимателям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры существенно минимизировать потери, вызванные финансово-экономическим кризисом. Сокращение объемов произведенной продукции (работ, услуг) в сфере малого предпринимательства и объемов инвестиций малых предприятий за последние два года свидетельствует о недостаточности собственных ресурсов и необходимости внешних инвестиционных вливаний в малый бизнес.

Ряд проблем, стоящих перед автономным округом связан с существенной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства.Также отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес в округеактивно проявляется в строительстве, торговле,  операциях с недвижимостью, в оказании услуг, и только отчасти в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно.

Учитывая экономические  особенности  и месторасположение  Ханты-Мансийского округа. Рядок  компаний  было предложено   развитие   следующих направлений деятельности  для  региона:

- развитие  ремесел

- создание и развитие  производства древесного  угля.

Поддержка ремесленничества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Необходимо разработать и ввести в действие региональную целевую программу поддержки народных художественных промыслов, которая позволит проводить в регионе единую стратегию развития ремесленничества. Предлагаемая целевая программа должна учитывать следующие аспекты:

                  создание и обновление информационной базы данных, отражающей положение ремесленничества в регионе (географическое распределение, ремесленники, выставки-ярмарки, семинары и т.д.);

                  создание Интернет-сайта, содержащего информацию о ремеслах, ремесленниках, истории народного художественного промысла в регионе и его современное состояние;

                  создание Интернет-магазина, предлагающего продукцию народных художественных промыслов региона;

                  привлечение молодого населения к ремесленничеству, например, проведение на базах летних лагерей акций, посвященных народным художественным промыслам (изучение технологий, проведение курсов)

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в процессе первичной переработки леса образуется значительное количество невостребованных остатков, которые можно было бы использовать при  производстве древесного угля. Вместе с тем, древесный уголь, который потребляется населением и предприятиями автономного округа, производится за пределами округа и в его цене велика транспортная составляющая. Учитывая данные  факторы  развитие  данных  направлений  является  в настоящее  время  для  региона  приоритетным.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Основные задачи в отношении развития предпринимательской  деятельности в Ханты Мансийском Автономном  Округе.

3.1.Основные задачи в отношении развития предпринимательской  деятельности в Ханты Мансийском Автономном  Округе.

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Основными целями в ее реализации являются:

1.Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.

2.Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Целевые индикаторы развития этого сектора экономики на период 2011 - 2014 годов предусматривают:

Информация о работе Предпринимательство в экономике региона