Предпринимательство в экономике региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе будут рассмотрены практические вопросы развития территорий, развития малого и среднего бизнеса на примере Ханты-Мансийского Автономного Округа.
В первой главе будут рассмотрены общегосударственные подходы к управлению развитием малого и среднего бизнеса, основные направления поддержки со стороны государства, совершенствования законодательства.
Во-второй главе будут рассмотрены вопросы текущего состояния малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском Автономном Округе, основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности.
И наконец в третьей главе освещены основные проблемы в управлении и развитии данной территории связанные с развитием малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие предпринимательства регионов
1.1.Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………...4
1.2.Программы содействия и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….11
1.3.Направления совершенствования законодательства в области развития предпринимательской деятельности регионов Российской Федерации……..13
Глава 2. Характеристика предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе
2.1. Предпринимательская деятельность в ХМАО описание……………...24
2.2.Основные направления и тенденции развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе…………………28
Глава 3.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе
3.1.Рекомендации в отношении развития предпринимательской деятельности в Ханты Мансийском Автономном Округе…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….35Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Региональные меры поддержки субъектов МСП

Основным видом поддержки, которую фонд осуществляет сегодня, является микрофинансирование субъектов малого предпринимательства. Программы микрокредитования предусматривают предоставление займов от 50 000 до 300 000 руб. на срок до 12 месяцев на развитие бизнеса, в том числе на пополнение оборотных средств, в отдельных случаях - на приобретение основных средств. Займы предоставляются на принципах материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности, возвратности, платности (средняя процентная ставка - 18%). В будущем планируется увеличение суммы займа до 1 000 000 руб.

Вместе с тем в этом регионе получение кредитных ресурсов сопровождается трудностями: высокие процентные ставки, ужесточение условий по залогам и обеспечению, усложнение процедуры оформления. Сдерживающим фактором в развитии малого предпринимательства является общий негативный фон в экономике, в частности, снижение платежеспособного спроса и деловой активности населения.[5]

1.2. Программы содействия и развития предпринимательской деятельности  в Российской Федерации.

Субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается различная поддержка, в том числе финансовая, имущественная, информационная, консультационная, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Условия и порядок оказания поддержки малому и среднему бизнесу устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов предпринимательства.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств региональных и местных бюджетов путем предоставления субсидий, инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам организаций и предпринимателей. Законом предусмотрено предоставление средств и из федерального бюджета, однако для помощи на федеральном уровне Правительство РФ утверждает отдельный порядок.

Имущественная поддержка малых предприятий заключается в передаче им во владение и пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, недвижимости, оборудования на возмездной (безвозмездной) основе или льготных условиях. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны использовать полученное имущество по целевому назначению, в противном случае органы местного самоуправления могут потребовать его вернуть.

Информационная поддержка заключается в создании информационных систем, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями:

- о реализации федеральных и муниципальных программ развития малого бизнеса;

- о количестве субъектов предпринимательства и их классификации по видам деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг) небольших предприятий и предпринимателей;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- в области маркетинга и развития бизнеса.

Где можно ознакомиться с перечисленными сведениями? В сети Интернет, на официальных сайтах федеральных, региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Консультационная поддержка небольших компаний и предпринимателей предусматривает создание организаций, оказывающих информационные услуги малому и среднему бизнесу, а также компенсацию документально подтвержденных и произведенных субъектами затрат на оплату консультационных услуг.

Кадровая поддержка заключается в разработке органами госвласти и местного самоуправления образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства и иную учебно-методическую помощь.

Как видим, государство заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, создавая им условия для успешного ведения бизнеса практически в любой сфере деятельности.[6]

1.3. Направления совершенствования законодательства  в области развития предпринимательской деятельности регионов Российской Федерации.

Актуальность и значимость государственной поддержки малого бизнеса, выраженные принятием за последние годы существенных мер поддержки малого предпринимательства, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить рентабельность и эффективность производства, снизить издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета. Такими существенными мерами государственной поддержки малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей явилась разработка при проведении налоговой реформы специальных налоговых режимов, что в период 2003 - 2008 гг. явилось мощным стимулом к переходу субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы и повлекло за собой увеличение инвестиций в малый бизнес, развитие производства, увеличение рабочих мест и занятости населения.

Закрепление налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности явилось значимым решением вопроса стабилизации доходной базы бюджетов данного уровня.

Дальнейшими мерами государственной поддержки малого бизнеса в 2008 - 2009 гг. явилось принятие ряда федеральных законов, усиливающих социальное значение специальных налоговых режимов и направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства. Вступившие в силу с 01.01.2009 законодательные дополнения и изменения предоставляют право субъектам РФ устанавливать налоговые ставки дифференцированно в пределах от 5 до 15% для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Налоговая декларация для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы с 2009 г., представляется только по итогам налогового периода (календарного года). Ранее необходимо было представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, разрешено привлекать наемных работников.

Вместе с тем приоритетной мерой поддержки малого бизнеса остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, включая налоговое регулирование. Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого бизнеса остаются: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В этой связи предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений и внедрение нормативно-правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих правоотношениях; проведение эффективной конкурентной политики; создание налоговой системы, благоприятствующей развитию малого бизнеса.

Совершенствование нормативно-правовой среды невозможно в отрыве от разработки и систематизации опыта правоприменительной практики. В процессе применения новых нормативных документов возникают отдельные коллизии. Поэтому необходимо систематизировать возникающий практический опыт и своевременно вносить изменения в действующие правовые нормы в целях устранения таких коллизий.

В области налогообложения необходимо реализовать пакет мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса, обеспечивающий:

- развитие малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;

- расширение круга субъектов малого бизнеса, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;

- условия льготного кредитования для предприятий малого бизнеса;

- создание равных конкурентных условий в сфере малого предпринимательства;

- социальное стимулирование работников предприятий малого бизнеса на основе программ добровольного медицинского и пенсионного страхования;

- создание условий для реализации зарубежных программ развития малого бизнеса и активизацию международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса является кредитование. Невозможность получения кредита исключает способность на равных конкурировать с другими предприятиями. Проценты по кредитам необычайно высоки, таких высоких ссудных процентов нет ни в одной развитой стране. При этом безвозмездная материальная помощь предприятиям малого бизнеса подлежит налогообложению. Исчисляется НДФЛ с материальной выгоды для физических лиц, получивших ссуды от предприятий на свои неотложные нужды, если ссуда выдана под процент ниже ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Для решения задачи создания благоприятных условий кредитования малого предпринимательства, разработки и распространения финансовых технологий необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. С этой целью необходимо минимизировать налоговую нагрузку на операции кредитования и заимствования.

Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого бизнеса наряду с созданием системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов малых предприятий, развития института повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса, разработки методических основ и программ обучения необходимы также меры налогового стимулирования, направленные на снижение налоговой нагрузки. Представляется целесообразным для малого предпринимательства все денежные средства, вложенные в образование своих сотрудников, включая обучение в аспирантуре, освободить из-под налогообложения.

В целях имущественной поддержки предприятий малого бизнеса необходимы: проведение мониторинга на регулярной основе бездействующих производственных площадей, разработка правовых и экономических механизмов использования объектов государственной или муниципальной собственности субъектами малого бизнеса.

Вместе с тем остаются существенные проблемы в применения норм налогового законодательства, вызывающие коллизии и споры, и прежде всего для субъектов малого бизнеса. Такой проблемой, возникшей в первую очередь для субъектов малого предпринимательства, является сложность арендовать помещение под офис более чем на год, что дестабилизирует деятельность субъектов малого предпринимательства.

С одной стороны, собственник помещения - арендодатель, как правило, отказывается заключать договор аренды помещения под офис на срок более года в связи с необходимостью зарегистрировать договор аренды на срок более года в органах государственной регистрации, что влечет для арендодателя дополнительные издержки, главным образом временного характера. С другой стороны, сам арендатор - представитель малого бизнеса не всегда готов спланировать срок аренды офисного помещения ввиду того, что малый бизнес наиболее подвержен предпринимательским рискам.

Приобрести офисы небольших размеров, в пределах 50 - 90 кв. м, по контрактам соинвестирования всегда было большой проблемой из-за того, что инвестор-застройщик не заинтересован в реализации своего нежилого фонда, который ему самому выгоднее сдавать в аренду, и тем более не заинтересован продавать нежилой фонд небольшой площадью, поскольку для инвестора-застройщика возникают дополнительные издержки, а впоследствии - снижение эффективности управления нежилым фондом.

В докризисный период небольшая площадь нежилого фонда если и выставлялась на продажу инвестором-застройщиком, то всегда после реализации жилого фонда и всегда по цене, значительно превышающей стоимость аналогичной площади жилого фонда, что также не стимулировало приобретать нежилую площадь по несправедливой цене.

Выходом из создавшейся ситуации, казалось, стала возможность располагать офисы небольшой площади на первых этажах жилого фонда, с учетом возможностей законной перепланировки с отдельным входом. Также достаточно построено жилого фонда небольшой площадью и расположенного на первых этажах с отдельным входом.

С учетом направленности социально-экономической политики властей крупных городов на высвобождение помещений, расположенных на первых этажах, под предприятия малого бизнеса нелогичность возведенных застройщиком квартир на первом этаже с отдельным входом объясняется исключительно интересами строительного бизнеса.

Однако это был выход для субъектов малого предпринимательства, и такие небольшие помещения в жилом фонде ими приобретались под офис для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Поскольку такие приобретенные офисные помещения использовались субъектами малого бизнеса в целях осуществления предпринимательства, то и расходы на аренду, содержание и текущий ремонт учитывались в целях налогообложения при расчете налогооблагаемой базы.

Информация о работе Предпринимательство в экономике региона