Предприятие как экономическая система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности предприятия, как экономической системы управления: его концепция, миссия, позиция, стратегия и тактика деятельности.
Данная цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
- изучить методологию системного подхода и особенности применения методов управления на предприятии;
- рассмотреть предприятие, как социально-экономическую систему управления, ее внешнюю и внутреннюю среду;
- исследовать пути совершенствования системы управления предприятием, как социально-экономической системой, а именно теоретическое обоснование методов совершенствования управления предприятием.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие социально-экономической системы…………………..5
1.1. Основы организации управления предприятием…………………………...5
1.2. Системный подход и методология оценки управления предприятием,
как социально-экономической системы………………………………………...6
1.3. Особенности применения методов управления на предприятии………..10
2. Предприятие, как социально-экономическая система управления……...14
2.1. Характеристика организации ЗАО «Стрим ТВ» ……………………….....15
2.2. Внутренняя среда предприятия ЗАО «Стрим ТВ».………………............16
2.3. Внешняя среда предприятия ЗАО «Стрим ТВ».……………………........18
2.4. Экономический анализ деятельности предприятия ЗАО «Стрим ТВ».....21
3. Пути совершенствования системы управления предприятием,
как социально-экономической системой………………………………………32
3.1. Теоретическое обоснование методов совершенствования управления
предприятием, как социально экономической системой……………………..32
3.2. Проработка плана мероприятий по совершенствованию методов управления предприятием……………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………39
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение 1……………………………………………………………………41
Приложение 2……………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курс-ПРЕДРИЯТИЕ.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

Предприятие ЗАО «Стрим ТВ» сталкивается с возрастающей конкуренцией. Поэтому огромное значение приобретает проблема формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка. Основы этого закладываются путем разработки и реализации инвестиционной политики предприятия – комплекса мероприятий, направленных на завоевание и укрепление рыночных позиций в долгосрочной перспективе. При ее формировании определяются приоритетные направления капиталовложений и устанавливается оптимальное (по критерию повышения конкурентоспособности фирмы) распределение ресурсов между ними.

Результаты реализации инвестиционной политики зависят от качества управления на предприятии, его  способности работать с потенциальными инвесторами с целью привлечения  дополнительных источников финансирования. В зависимости от степени решения этих задач управление может либо содействовать развитию, либо тормозить его. Наличие высококачественного управления, способного обеспечить как эффективное использование собственных и привлеченных финансовых ресурсов, так и качественное решение задач повышения конкурентоспособности, является ключевым фактором успеха в реализации рыночной стратегии предприятия.

Всякое вложение капитала является результатом принятия определенного  решения. Если в плановой экономике  этот процесс для первичного хозяйственного звена был строго регламентирован специальными нормативно-правовыми актами и вписан в общую систему экономического и социального развития страны на пятилетку, то сейчас такие решения принимаются непосредственно на предприятии. Более того, данный процесс для предприятия стал крайне сложен, поскольку принимать инвестиционные решения приходится сообразуясь с воздействиями множества факторов внешней и внутренней среды. Среди них – политическая и общеэкономическая нестабильность, несовершенство правовой базы инвестиционной деятельности, недостаток финансовых ресурсов и т.д.

В вопросах инвестиционной политики ЗАО «Стрим ТВ» рассчитывает только на свою прибыль и не привлекает внешние инвестиции, а это грозит дальнейшему ухудшению положения  предприятия на рынке, из-за не внедрения новых технологий.

Основная задача предприятия - выпуск качественной и востребованной продукции, конкурентоспособной с  западными аналогами и поэтому  в основу его научно-технической  деятельности ложится именно производство.

Исходя из этого принципа, можно выделить всего два этапа: подготовка производства и накопление данных о ней; использование накопленной информации для планирования, управления и контроля за ходом производства.

Подразделения, задействованные  на этих этапах, должны объединяться единым информационным пространством, которое обеспечит согласованность действий и оперативное внесение изменений как в конструкцию и состав, так и в технологию изготовления изделия или производственный план.

На первом этапе в  рамках единого информационного пространства обеспечивается формирование внешнего облика и состава предлагаемой услуги (разработка трехмерной модели, оформление рабочей документации, конструкторских спецификаций и ведомостей), описываются возможные способы его изготовления (варианты технологических маршрутов, способы формообразования и т.д.) и необходимые для производства ресурсы (трудоемкость изготовления, требуемые инструменты, материалы, комплектующие). То есть создается описание того, что именно будет производить предприятие, как и с помощью чего.

В области финансового  управления на сегодняшний день наиболее «горячей» для предприятия является область финансового управления. Специалисты в этой области выделяют ряд инструментов, использование  которых позволяет эффективно управлять финансами предприятия и предприятием в целом: бюджетирование (или бюджетное управление), управленческий учет, финансовый анализ. На ЗАО «Стрим ТВ». В настоящее время не внедрена система бюджетирования.

Предлагается к внедрению  методические руководства и программные продукты «Инталев» в области постановки и автоматизации бюджетирования, управленческого учета, финансового анализа.

В соответствии с результатами анализа применения социально-психологических  методов управления можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов:

  1. Проведение психологических тренингов с руководящим составом предприятия;
  2. Создание и развитие службы психологической поддержки и помощи персонала, которой необходимо сотрудничать с руководством предприятия;
  3. Мотивация и стимулирование персонала к активной работе;
  4. Введение в часть корпоративной культуры таких дней, как «День Этикета», «День вежливости».

Основным направлением по внедрению экономических методов  управления на отечественных предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно.

Конечная цель системы  менеджмента — увеличение прибыли  за счет повышения конкурентоспособности  товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к расчетам.

К принципам экономического обоснования относятся:

  • учет фактора времени;
  • учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
  • применение системного подхода;
  • применение комплексного подхода;
  • обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
  • обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
  • учет факторов неопределенности и риска.

Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.

К основным параметрам качества управленческих решений следует  относить: показатель энтропии, степень  риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

К основным условиям обеспечения  высокого качества и эффективности  управленческих решений относятся: применение к разработке решения  научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, много вариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться  в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.

К специфическим принципам  анализа относятся: принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования факторов, принцип обеспечения сопоставимости вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности решения.

К принципам прогнозирования  относятся: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность.

К принципам экономического обоснования управленческих решений относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, много вариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в современной  действительности предприятия надо уметь четко рассчитывать свои действия, то есть планировать, анализировать, выявлять тенденции и закономерности деятельности для более эффективного функционирования предприятия. Особенности системы управления  предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива.

Для того чтобы организация  могла результативно изучать  состояние факторов, должна быть создана  специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими – то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать.

Основными переменными  внутренней среды организации, которые  требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и  люди. От внутренних переменных, от которых  зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации.

Происходящие изменения  в экономике преобразуют и  подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и  стиль работы которых в определенной мере соответствует новым задачам и условиям развития организаций. Значительно повышается и роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении управления персоналом. Однако управление предприятием включает в себя не только управление кадрами, но и управление другими немаловажными аспектами, такими, например, как финансы, маркетинг, качество.

Список используемой литературы:

  1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. – М.: Дашков и Ко , 2004. – 356 с.
  2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2004. – 342 с.
  3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 2005. - 452 с.

4. Кинан К. Эффективная мотивация: Кратко и ясно. – М.: Эксмо, 2007. – 80

5. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов - М.: Юнити-Дана, 2002.- 471 с.

6. Масютин С., Леонтьев С. Совершенствование системы управления предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2007. - № 5. – 69 с.

7. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 1042 с.

8. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М.: ИНФРА, 2002. – 528 с.

9. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с.

10. Чумак Т.Г. Методы управления предприятием: Лекции. – Волгоград, 2003. – 224 с.

11. Яковлева Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анализ баланса (МСФО)

Наименование статей баланса

2008 год, тыс.руб.

2009 год, тыс.руб.

Прирост, тыс.руб.

Прирост, %

1

2

3

4

5

Текущие активы:

135179

149584

14405

10,66

Денежные средства

17920

14393

-3527

-19,68

Краткосрочные инвестиции

23022

22500

-522

-2,27

Краткосрочная дебиторская  задолженность:

34378

43575

9197

26,75

Счета и векселя к  получению

7838

6469

-1369

-17,47

Межфирменная дебиторская  задолженность

513

0

-513

-100

Прочая дебиторская  задолженность

26027

37106

11079

42,57

Долгосрочная дебиторская  задолженность

0

0

0

 

Товарно-материальные запасы:

59374

66628

7254

12,22

Сырье, материалы и  комплектующие

41486

47775

6289

15,16

Незавершенное производство

3640

4458

818

22,47

Готовая продукция

14248

14395

147

1,03

Прочие запасы

0

0

0

 

Расходы будущих периодов

485

2488

2003

412,99

Прочие текущие активы

0

0

0

 

Долгосрочные активы:

269892

335855

65963

24,44

Земля, здания и оборудование

200603

226876

26273

13,10

Нематериальные активы

0

8

8

 

Долгосрочные инвестиции

30088

30088

0

 

Незавершенные инвестиции

39201

78211

39010

99,51

Прочие долгосрочные активы

0

672

672

 

СУММАРНЫЙ АКТИВ

405071

485439

80368

19,84

Текущие обязательства:

37437

36718

-719

-1,92

Краткосрочные займы

0

0

0

 

Кредиторская задолженность:

37437

36718

-719

-1,92

Счета и векселя к  оплате

5501

12728

7227

131,38

Налоги к уплате

13279

13752

473

3,56

Межфирменная кредиторская задолженность

1099

2825

1726

157,05

Полученные авансы

10300

883

-9417

-91,43

Дивиденды к выплате

187

0

-187

-100

Прочая кредиторская задолженность

7071

6530

-541

-7,65

Доходы будущих периодов

0

0

0

 

Резервы предстоящих  расходов и платежей

0

0

0

 

Прочие текущие обязательства

0

0

0

 

Долгосрочные обязательства:

0

2756

2756

 

Долгосрочные займы

0

0

0

 

Прочие долгосрочные обязательства

0

2756

2756

 

Собственный капитал:

367634

445965

7833,1

21,31

Акционерный капитал

219

219

0

 

Резервы и фонды

14053

0

-14053

-100

Добавочный капитал

264761

262984

-1777

-0,67

Нераспределенная прибыль

88601

182762

94161

106,28

Прочий собственный  капитал

0

0

0

 

СУММАРНЫЙ ПАССИВ

405071

485439

80368

19,84

Информация о работе Предприятие как экономическая система управления