Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены понятия самого предприятия, его признаки, основы, типы фирм. Особое внимание уделено основным направлениям развития предприятий в условиях рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..… 3
1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗВЕНО В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ………………………………..…… 4
2. ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ………………………………………….... 10
3. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ..… 28
4. РАССЧИТАЙТЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ …... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………... 39
СПИСОК используемой литературы …………………………..… 40

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

    Введение ………………………………………………………..…    3

  1. Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования ………………………………..……   4
  2. Типы предприятий …………………………………………....    10
  3. Движущие мотивы развития экономики предприятия ..…    28
  4. Рассчитайте показатели, характеризующие уровень развития предприятия и его конкурентоспособность …...    34

    Заключение ……………………………………………………...    39

    Список используемой литературы …………………………..…    40

 

Введение

 

      Предприятие - основное структурное звено отрасли  промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг, характерными чертами которого являются производственно-технологическое, организационное и экономическое единство, хозяйственная самостоятельность и обособленность. В его хозяйственной деятельности выражается суть и характер развития экономической системы. 

      Предприятия являются основными источниками  формирования бюджетов всех уровней, выступают  связующим звеном для всех субъектов  рыночных отношений. Это тема всегда актуальна для экономики каждого государства.

    В работе рассмотрены понятия самого предприятия, его признаки, основы, типы фирм. Особое внимание уделено  основным направлениям развития предприятий  в условиях рынка. Все эти понятия  относятся к отдельным аспектам предприятия, которые нужно собрать воедино, чтобы получить успешный и эффективный механизм работы предприятия. Потому что именно от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных благах населения страны. 
    Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования

 
 

    Решение основной экономической проблемы предполагает соответствующий набор организационных  обустройств и институтов (структур), которые проявляются в наличии двух систем: народное хозяйство с его отраслями и предприятия. 

    На  уровне народного хозяйства решение  основной экономической проблемы состоит  в повышении благосостояния всего  народа посредством проведения структурных изменений в производстве, установления приоритетов в развитии отраслей, перераспределения материальных благ и создания общехозяйственных условий для динамичного развития экономики в будущем. 

    На  уровне предприятия решение основной экономической проблемы протекает в форме создания конкретных продуктов и оказания услуг. На этом уровне хозяйственные процессы организуются в соответствии со спросом и предложением. Так, например, проблема выбора: что, в каких количествах и в какой манере производить, решается на каждом предприятии в соответствии с имеющимся на рынке спросом и возможностью получения прибыли в размерах, обеспечивающих предприятию экономический рост и жизненный стандарт его работников. 

    Предприятие, как экономическая система, является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплаты налогов участвует в осуществлении социальных программ. Создание продуктов и оказание услуг происходит, как известно, посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда. 

    Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны. 

      По  Закону РФ, предприятие - это самостоятельный  субъект с правами юридического лица (юридическое лицо обладает самостоятельным  балансом, имеет расчетный счет в  банке, печать с наименованием предприятия, устав деятельности, несет имущественную ответственность). Основная цель предприятия в условиях рынка - получить максимальную прибыль за счет удовлетворения потребностей. 

      Важнейшие функции предприятия:

    • производственная - связана с изготовлением продукции или оказанием услуг;
    • хозяйственная и предпринимательская - призвана обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции;
    • финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность - учет и контроль в движении материальных ценностей, своевременная оплата счетов, создание благоприятных условий для бизнеса;
    • организационно-управленческая - координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста предприятия.
 
 

      В зависимости от различных признаков, модели организационно-правовых форм можно классифицировать следующим образом:

      По  виду хозяйственной  деятельности:

    • промышленные,
    • аграрные,
    • строительные,
    • транспортные,
    • торговые и др.
 

      По  формам собственности:

    • государственные,
    • кооперативные,
    • арендные,
    • акционерные,
    • частные,
    • смешанные,
    • совместные,
    • трудовые хозяйства,
    • коллективные предприятия,
    • посреднические фирмы,
    • коммерческие подразделения.
 

      По  организации хозяйственной  структуры:

    • отдельно функционирующие самостоятельные предприятия, общества,
    • производственные объединения (картели, концерны, межотраслевые государственные объединения, хозяйственные ассоциации, консорциумы, тресты и др.).
 

      Осуществление целенаправленных действий по изготовлению продукции по законам технологии, с одной стороны, и, с другой, - ее реализации по законам товарного обмена представляет собой хозяйствование. 

      По  своим функция  методы хозяйствования делятся:

    • по сфере применения: производство и реализация;
    • по характеру: экономические, административные, информационные;
    • по способу реализации: прямые, косвенные, текущие, перспективные;
    • по форме: имеющие и не имеющие правовое обеспечение.
    • Принципы хозяйственной политики сводятся к следующему:
    • самостоятельность;
    • самоокупаемость;
    • эквивалентный обмен, отношения взаимности, не навязанные извне;
    • субъективность и объективность, в свои отношения объект и субъект вступают сознательно;
    • самофинансирование (за счет прибыли);
    • экономия ресурсов;
    • формирование цены (на основе спроса и предложения, качества и уникальности продукта);
    • ориентация на максимально возможное удовлетворение спроса как условие функционирования предприятия;
    • обязательность накопления средств;
    • постоянное повышение конкурентоспособности продукции;
    • создание финансовых резервов как источника смягчения риска.
 

      Сущность организации управления заключается в координации производственной, хозяйственной и предпринимательской, финансовой и учетно-бухгалтерской деятельности любого предприятия, создании лучших условий для экономического роста и для защиты интересов коллектива. 

      Как известно, государство регулирует функционирование рынка, а рынок - деятельность предприятия. Эти взаимоотношения регулируются экономическими инструментами промышленной и предпринимательской деятельности. 

      Новый вид деятельности, появившийся в  практике российского предпринимательства - маркетинговая служба. Предприятие в условиях рынка, как известно, стремится к получению прибыли, и это предполагает, что в условиях конкуренции условия сбыта его продукции должны быть благоприятными и стабильными, и предприятие должно стремиться к выпуску товаров, пользующихся высоким спросом и находящихся по своему качеству на уровне требований рынка. 

      Оказывая  воздействие на производство, маркетинг  помогает избежать возникновения пробелов в удовлетворении спроса и предотвращает потери, которые влечет за собой производство продукции, не находящей сбыта на рынке. 

      Важной  задачей службы маркетинга также  является создание условий выхода на внешние рынки. Она сводится к  тому, чтобы учитывать требования мирового рынка в качестве одного из критериев оценки развития собственного производства, бороться за конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием с учетом вкусов и требований потребителей. Именно поэтому в обязанности отдела снабжения должно входить так называемое обслуживание потребителей (то ли в форме организации фирменной торговли, толи проведение консультаций по использованию и хранению продуктов и др.).

Прямой  функцией служб сбыта является создание сбытовых запасов, развитие соответствующего складского хозяйства, упаковки и отправки продукции. 
Типы предприятий

 

    Одним из методов познания процессов и  явлений служит классификация, т. е. разделение совокупности на группы по различным признакам. В экономической  теории и практике существуют различные  классификации, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на типы.  

    Основными признаками классификации  предприятий являются: 

• отраслевая принадлежность; 

• структура  производства; 

• используемые ресурсы; 

• назначение готовой продукции; 

• размеры; 

• форма  собственности; 

• организационно-правовая форма; 

• технологическая  и техническая общность; 

• время  работы в течение года. 

    Важнейшей характеристикой предприятия выступает  его отраслевая принадлежность, по которой все предприятия группируются в соответствии с принятой в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) классификацией отраслей (промышленные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия строительной индустрии и т. д.). 

      Однако на практике не всегда  можно точно определить отраслевую принадлежность предприятия, так как большинство их них имеет межотраслевую структуру производства. Поэтому по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированныге (изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства), многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента и назначения) и комбинированные (имеющие целью комплексное использование сырья: один вид сырья на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем – в третий вид; чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности). 

В зависимости от используемых ресурсов предприятия  делятся на: 

• предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие); 

• предприятия, интенсивно использующие средства производства (фондоемкие); 

• предприятия, интенсивно использующие материалы (материалоемкие). 
 
 

По  назначению готовой  продукции предприятия  классифицируются на предприятия

  • производящие средства производства (машины, оборудование, транспорт),
  • предприятия, производящие предметы потребления (продукты питания, одежду и т. д.).
 

    В зависимости от мощности производственного  потенциала (размеров) предприятия делятся  на:

    • крупные,
    • средние
    • малые.

Информация о работе Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования