Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены понятия самого предприятия, его признаки, основы, типы фирм. Особое внимание уделено основным направлениям развития предприятий в условиях рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..… 3
1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗВЕНО В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ………………………………..…… 4
2. ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ………………………………………….... 10
3. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ..… 28
4. РАССЧИТАЙТЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ …... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………... 39
СПИСОК используемой литературы …………………………..… 40

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

      При определении выбора производимых товаров  считается желательным достижение положительного синэргического эффекта (условно он обозначается как 2+2=5). В этом случае совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов производства каждого товара в отдельности. Это возможно, когда предприятие имеет дополнительный эффект за счет общности сырьевой базы (переработки доходов), технологии (в военной и гражданских отраслях), использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. 

      Традиционная  теория фирмы исходит из того, что  поведение фирм определяется единственным их желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. В связи с тем, что подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно затруднителен, нет 100% достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности по ценам и доходам, практически невозможно предугадать действия конкурентов и оценить последствия их активности, ибо нельзя считать, что традиционная теория лучшим образом объясняет поведение фирмы. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками. 

      Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое  поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. 

      Социологические исследования института стратегического  планирования США показали, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном - их больше волнует максимизация прибыли. 
 

      Существуют  теории, которые утверждают, что  собственники и менеджеры имеют  общую цель, а именно - максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, которая безгранична. Менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат, внедрить новые проекты, что, в свою очередь, повышает его статус, ибо в его подчинении находится большее количество работников, растет его ранг в служебной иерархии. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму просто крупной фирме. Рост фирмы возможен на основе концентрации производства и капитала и на основе централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений. 

      Экономическая теория множественности целей исходит  из того, что у фирмы имеется  не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д. 

      Большое внимание в поведенческих теориях  отводится учету влияния внешней  среды (экономические, экологические, политические и социальные условия), в которой существует и функционирует  фирма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассчитайте показатели, характеризующие  уровень развития предприятия и  его конкурентоспособность

 

      Показатели, характеризующие уровень развития можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового  состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности. 

      Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при  помощи финансовых коэффициентов ликвидности: 

      1. Коэффициент абсолютной ликвидности  рассчитывают как отношение денежных  средств и быстрореализуемых  краткосрочных ценных бумаг к  текущей - краткосрочной задолженности.  В мировой практике достаточным  считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30% текущих обязательств. 

      2. Коэффициент ликвидности определяют  как отношение денежных средств,  краткосрочных финансовых вложений  и дебиторской задолженности к текущим обязательствам. По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1. 

      3. Общий коэффициент покрытия, который  часто называют просто коэффициентом  покрытия, дает общую оценку платежеспособности  предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Он определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5. 
 

      Финансовую  устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.

      1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств: 

      Коэффициент автономии = собственный  капитал/валютобаланса.

      Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия  осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Долю заемных средств определяют по формуле: 

      Доля  заемных средств = суммарные заемные  средства/валютобаланса 

      Данное  отношение показывает, сколько заемных  средств привлекало предприятие  на 1 руб. собственных средств, вложенных  в активы. 
 

      3. Коэффициент инвестирования - соотношение заемных и собственных средств - является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости. Рекомендуемые значения: 0,25 - 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Коэффициенты  рентабельности. Кроме уже рассмотренных  коэффициентов рентабельности, при  анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия: 

      1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.

      2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.

      3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

      4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

      5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности: 
 

      Рентабельность  инвестицций=чистая прибыль/ (собственный  капитал+ Долгосрочные обяз-ва)

Коэффициенты  деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала. 
Заключение

 

      Проанализированные  при подготовке работы материалы  позволяют сделать следующие  выводы. 

      Предприятие - основное производственное звено  экономики, это любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность в самых разнообразных формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительный комбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, магазин, ателье, биржи и т.д. 

      Предприятие создается для производства необходимых  обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. 

      Иначе говоря, заданием всех производственных, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия. 

      Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, что ускорило развитие предприятий  в нашей стране. И самое главное  для правительства сейчас - это  вести правильную политику управления предприятиями. 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики, 1994. - №12. - С. 8-15.
 
    1. Аукуционек  С.П. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность / С.П. Аукуционек, А.Е. Батяева. - М.: Наука, 2000. - 139 с.
 
    1. Альбеков  А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого  предприятия. Серия «Учебники, учебные  пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
 
    1. Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
 
    1. Байнев  В.Ф. Экономика предприятия и организация  производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
 
    1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2007. - 286 с.
 
    1. Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический  анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.
 
    1. Горфинкель  В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.
 
    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть  первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 №312-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
 
    1.  Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2003.
 
    1.  Масленченков Ю.С. Специфика финансов и менеджмента стабильного предприятия в условиях социальной рыночной экономики / Ю.С. Масленченков, О.В. Комиссаров. - М.: БДЦ-пресс, 2002. - 157 с.
 
    1.  Неустроев Р.А. Виды и формы обеспечения экономической безопасности предприятия / Р.А. Неустроев / / Актуальные проблемы укрепления безопасности и правопорядка в условиях современной России: межрегиональная научно-практическая конференция, г. Чебоксары, 15 мая 2007 г. - Чебоксары, 2008. - С. 156-160.

Информация о работе Предприятие как основное экономическое звено в рыночной системе хозяйствования