Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:19, курс лекций
Первичным звеном материального производства, является предприятие. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения. Предприятие также является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местного бюджетов. Поэтому, эффективная работа предприятия – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ, КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1. Понятие, основные признаки, цели и задачи предприятия
Целью общественного производства любого государства является удовлетворение потребностей граждан, проживающих на его территории. Для достижения этой цели общество организует материальное производство.
Первичным звеном материального производства, является предприятие.
На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения. Предприятие также является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местного бюджетов. Поэтому, эффективная работа предприятия – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.
Предприятия существуют в различных экономических системах. Можно выделить основные признаки, характеризующие предприятия, и как зависящие, так и независящие от особенностей той или иной системы (табл.1.1).
Независящие от экономической системы |
Зависящие от экономической системы | |
Рыночная экономика (социально-рыночная) |
Плановая экономика (директивная) | |
Использование производственных фондов |
Автономность (самостоятельность) |
Подчиненность центральному органу |
Экономичность |
Прибыльность по фактическому результату |
Выполнение плана любой ценой |
Финансовое равновесие |
Частная собственность |
Общественная собственность |
Рыночная цена |
Государственная цена | |
Избыток рабочей силы |
Недостаток рабочей силы |
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.
Для того чтобы предприятие имело легитимную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность и именоваться коммерческой организацией, оно должно приобрести статус юридического лица в установленном законодательством порядке. Данная процедура связана с необходимостью приобретения предприятием предусмотренных законодательством признаков юридического лица:
1) организационное единство – наличие органов управления, трудового коллектива, организационной структуры и т.д.;
2) наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, т.е. имущества обособленного от учредителей, других юридических и физических лиц и государства;
3) самостоятельная имущественная
ответственность по своим
4) выступление в гражданском обороте от своего имени.
Как самостоятельный субъект рыночных отношений, предприятие также должно обладать определенными чертами, основными из которых являются:
Главной целью предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия наиболее эффективным способом.
В то же время существует целый спектр целей предприятия, которые лежат в русле достижения его главной цели. К ним относятся (по степени важности):
Задача указывает в общих чертах на направление реализации конкретной цели. Основными задачами создания и функционирования предприятия являются:
1.2 Правовое регулирование деятельности предприятий в РБ
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность предприятий в РБ, являются (в соответствии с их иерархическим соотношением):
1) Конституция РБ (от 15 марта 1994 г. № 2875-XII). Статья 13 закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности на территории РБ на основе государственной и частной собственности, причем определяются равные права для субъектов обоих форм собственности;
2) Кодексы Республики Беларусь (закон, который обеспечивает полное и системное регулирование определенной области общественных отношений): Гражданский Кодекс (от 7 декабря 1998, № 218-3), Таможенный Кодекс (от 4 января 2007, №204-3), Налоговый Кодекс (от 19 декабря 2002, № 166-3), Хозяйственный процессуальный Кодекс (от 15 декабря 1998, № 219-3), Трудовой Кодекс (от 22 июля 1999, № 296-3), Инвестиционный Кодекс (от 22 июня 2001, № 37-3) и др.
3) Законы Республики Беларусь (нормативно-правовой акт, в котором закреплены принципы и нормы наиболее важных общественных отношений): Закон о защите прав потребителей (от 9 января 2002, № 90-З), О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, О предпринимательстве (от 28 мая 1991, 813-XІІ), О рекламе (10 мая 2007 г. № 225-З), О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) (от 10 мая 2007, № 224-З), О бюджете РБ на 2007 год (29 декабря 2006, № 191-З)
4) Декреты Президента Республики Беларусь (нормативно-правовой акт Главы государства, имеющий силу закона): О лицензировании некоторых видов деятельности (от 14 июля 2003, № 17), О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы (от 15 февраля 2002, 3), Об упорядочении реализации заложенного имущества (27 января 2003, № 5)
5) Постановления Совета Министров Республики Беларусь (нормативно-правовой акт Правительства РБ) – действуют более 70, регулирующих порядок работы, рынков, пунктов розничной продажи, порядок реализации табачной, алкогольной и иной продукции;
6) Инструкции (нормативно-правовой акт, который детально определяет содержание и методические вопросы регулирования в области осуществления коммерческой деятельности)
7) Приказы (нормативно-правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем в пределах компетенции возглавляемого им органа)
8) Решения органов местного управления и самоуправления (нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов)
1.3 Жизненный цикл предприятия
1) СОЗДАНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ представляет
Существуют три способа образования юридического лица:
Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника или уполномоченного им органа. Например, приказом Министра связи и информатизации №118 от 20 сентября 1995 г. было создано РУП «Белпочта»;
Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это разрешения соответствующего государственного или иного органа. Например, создание холдингов в Республике Беларусь возможно только после получения согласия Министерства РБ по антимонопольной политике;
Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юр. лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. Этот способ в РБ является основной.
Последовательность действий по созданию предприятия:
- возникновение идеи о создании нового предприятия и изучение возможностей организации нового бизнеса, рынка, подбор поставщиков факторов производства, соучеридителей предприятия, определение финансовых источников, необходимых для формирования УК;
- проведение учредительного собрания (выбор организационно-правовой формы предприятия, утверждение устава коммерческой организации, назначение директора, подписание протокола заседания собрания учредителей и (или) учредительного договора);
- государственная регистрация
предприятия (получение
- проведение мероприятий по найму трудового коллектива, приобретению имущества, получение кредитов и дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности.
Формы учредительных документов:
Т.о. учредительный договор определяет взаимоотношения между учредителями, учредителями и К.О., а устав между К.О. и третьими лицами.
Государственная регистрация (Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования от 16 марта 1999, №11 в редакции Декрета президента РБ от 17 декабря 2002, №29) – это в государственном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Ее суть состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания предприятия, а также само юр.лицо требованиям закона.
Регистрацию субъектов хозяйствования осуществляют облисполкомы (горисполкомы) по месту их нахождения после утверждения фирменного названия (в Управлении Единого государственного регистра юридических лиц и ИП Министерства юстиции РБ). Для государственной регистрации учредители представляют в регистрирующий орган:
- заявление о регистрации;
- анкету установленного
образца, заполненную каждым
- копию решения о создании юр. лица;
- учредительные документы (2 экземпляра);
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда;
- сведения об учредителях,
в том числе копии
- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий размещение коммерческой организации по месту нахождения;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию (с коммерческих организаций – 60 евро, использующих труд учащихся, инвалидов, организаций, создаваемых ветеранами, с/х предприятий – 3 евро, ИП – 6 евро, не взимается плата со студентов, учащихся дневной формы обучения, а также выпускников в течение года после их окончания).
Срок государственной регистрации – один месяц со дня подачи всех необходимых документов.
Отказ в регистрации возможен в случае:
- расположение юр. лица
в жилом помещении без
- нарушение установленного порядка создания предприятия;
- несоответствие учредительных
документов требованиям
- неполный перечень документов.
В случае отказа в регистрации заявителю возвращается 50% внесенной суммы.
После государственной
регистрации субъект
- в 10-дневный срок стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;
- зарегистрироваться
в органах государственной
- выбрать банк и открыть в нем расчетный счет;
- стать на учет ФСЗН;
- нанять персонал;
- заключить необходимые хозяйственные договоры (аренды, на кассовое обслуживание);
- обеспечить движение
денежных средств по
- разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.
Уставный фонд – это минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов. Его величина зависит от организационно-правовой формы и вида деятельности предприятия и является основной его функционирования.
Он выполняет функции:
- определяет право
совладельцев предприятия на
участие в управлении и