Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:19, курс лекций
Первичным звеном материального производства, является предприятие. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения. Предприятие также является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местного бюджетов. Поэтому, эффективная работа предприятия – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.
Группировка по статьям калькуляции осуществляется на основе их функциональной роли в производственном процессе. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции определяется отраслевыми методическими рекомендациями с учетом характера производства. Например, для промышленных предприятий все затраты группируются по 14 статьям (табл. 6.2)
Таблица 6.2 – Группировка затрат по статьям калькуляции
Статья |
Состав | |
1 |
Сырье и материалы |
Затраты на сырье и основные материалы, входящие в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении, а также вспомогательные материалы, используемые на технологические цели |
2 |
Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера |
Затраты на приобретение
готовых изделий и полуфабрикат |
3 |
Возвратные отходы |
вычитаются |
4 |
Топливо и энергия на технологические цели |
Затраты на все виды непосредственно расходуемых в процессе производства топлива и энергии, как полученной со стороны так и выработанной самим предприятием |
5 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
Расходы на оплату труда производственных работников, т.е. непосредственно связанных с изготовлением продукции, работ, услуг |
6 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
Выплаты за неотработанное время |
7 |
Налоги и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды |
Отчисления в ФСЗН, медицинское страхование |
8 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
Расходы на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов, включая затраты на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ |
9 |
Прочие специальные расходы |
Расходы на погашение
стоимости специальных инструме |
10 |
Общепроизводственные расходы |
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов, используемым непосредственно в производственном процессе и расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством |
11 |
Общехозяйственные расходы |
Затраты, связанные с обслуживанием и организацией производства и управлением предприятием в целом: расходы на оплату труда работников аппарата управления, расходы на командировки, расходы по содержанию и эксплуатации легкового транспорта, расходы на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг и др. |
12 |
Потери от брака |
Стоимость окончательно забракованной продукции, затраты на исправление брака |
13 |
Прочие производственные расходы |
Расходы по продажной подготовке и гарантийному обслуживанию сложной техники, на гарантийный ремонт изделий |
14 |
Расходы на реализацию |
Затраты, связанные с реализацией продукции: погрузка, исследование рынка, участие в аукционах, расходы на рекламу. |
Данная группировка позволяет определить себестоимость отдельных видов изделий, деталей, работ.
По роли в процессе производства затраты делятся на основные – непосредственно связанные с технологическим процессом производства (например, сырье и материалы), и накладные – связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им (общехозяйственные расходы).
По способу включения в себестоимость: прямые – затраты, связанные с производством определенного вида продукции, которые могут быть отнесены на себестоимость конкретного вида продукции прямым счетом (сырье и материалы); косвенные – связанные с производством нескольких видов продукции, поэтому относятся на себестоимость конкретного вида изделия косвенно (пропорционально выбранной базе)
По связи с объемом производства: переменные и условно-постоянные. Переменные – расходы, размер которых изменяется пропорционально (прогрессивно, регрессивно) объема производства, условно-постоянные – размер которых почти не зависит от изменения объема производства.
По составу затраты делятся на простые – включает расходы по одному экономическому элементу и комплексные - содержащие несколько экономических элементов, объединяемых по производственному назначению.
По участию в процессе производства затраты делятся на производственные – связанные с процессом производства и непроизводственные – связанные с процессом реализации (например, коммерческие расходы).
По времени возникновения затраты подразделяются на: затраты отчетного периода и расходы будущих периодов – затраты за данный период, погашаемые путем включения их в состав себестоимости в последующие периоды.
Состав и количественное соотношение элементов затрат определяют структуру себестоимости.
Структуру себестоимости
характеризуют следующие
- доля отдельного элемента или статей в полной себестоимости:
, (6.1)
где Зi – величина i-ого элемента или статьи затрат.
- соотношение между
постоянными и переменными,
Структуру себестоимости формируют различные факторы:
- технический уровень и формы организации производства;
- размещение производства;
- характер изготавливаемой продукции;
- условия снабжения;
- особенности реализации продукции и т.д.
Кроме того, на структуру себестоимости влияет уровень инфляции, в свези с чем стоимость сырья, материалов, основных фондов, рабочей силы изменяются не адекватно по отношению к друг другу и это сказывается на характере структурных изменений себестоимости.
В зависимости от удельного веса отдельных видов затрат в издержках предприятия выделяют следующие группы производств: трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие и смешанные.
Различают источники и факторы снижения себестоимости.
Под источниками понимаются те элементы или статьи затрат, величину которых необходимо сократить, чтобы снизить себестоимость, а под факторами - те мероприятия, которые необходимо для этого осуществить.
Главным источником снижения себестоимости продукции является повышение производительности труда. При росте производительности труда уменьшаются численность работающих и фонд оплаты труда. Влияние роста производительности труда на снижение себестоимости единицы продукции определяется по формуле:
, (6.1)
где IЗ, IПТ - индексы средней заработной платы и производительности труда;
aaЗП- удельный вес заработной платы в себестоимости продукции базового года, %.
Снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации на единицу продукции можно определить по формуле:
(6.2)
где IН – индекс изменения норм расхода материалов,
IЦ – индекс изменения цен на сырье и материалы
Источником снижения себестоимости также является экономия условно-постоянных (независящих от объема производства) затрат:
(6.3)
где DDCВ - процент снижения себестоимости продукции за счет роста объема производства и снижения условно-постоянных расходов;
aaПОС, aaПЕР- соответственно доля условно-постоянных и условно-переменных расходов в себестоимости, коэффициенты.
В результате снижения себестоимости продукции в плановом году будет достигнута экономия затрат на производство реализованной продукции, что в свою очередь приведет к росту прибыли предприятия и уменьшению цены (тарифа) на продукцию. Снижение затрат на производство 100 руб. доходов от основной деятельности на предприятиях связи определяется по формуле:
, (6.4)
где С0, С1 - соответственно себестоимость 100 руб. доходов от основной деятельности (выручки) базового (отчетного) и отчетного (планового) года.
Факторы снижения себестоимости делятся на:
- внутрипроизводственные (внутренние), зависящие от деятельности предприятия. К ним можно отнести: технические факторы, организационные (улучшение организации производства, управления и облуживания производства), структурные (изменение структуры и объема производства);
- внепроизводственные (внешние), изменение
которых не зависит от
Тема 7. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ
7.1 Понятие и функции налогов
С момента возникновения государства налоги являются важнейшим и необходимым звеном финансово-экономических отношений между субъектами хозяйствования и государством.
Исторически первыми формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.
На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.
На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками.
И, наконец, третий, современный этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, потому что правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В Законе Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года №1322-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» дается следующее определение налогов: «Под налогами и сборами, взимаемыми в доход Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законом размерах».
Из понятия и сути данной экономической категории вытекают и основные характеристики налога:
- принудительность – налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
- обязательность – уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;
- безвозмездность –
в обмен на уплату налога
его плательщики
- обезличенность –
налог не закреплен за
- законодательная
В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:
- фискальная;
- регулирующая.
Фискальная функция состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) вытекает из самой сущности налога, который, как было отмечено выше, представляет собой обязательный и безвозвратный платеж, производимый в доход государства. Во всех странах налоги выполняют, прежде всего, фискальную функцию.
Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сущности и назначения налогов и задавала нейтральный характер налоговой системы, отвечающий принципу невмешательства государства в экономическую жизнь общества.
С развитием экономической
Регулирующая функция налогов осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и потребление, на расширение или сокращение платежеспособного спроса населения.
7.2 Виды налогов
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам их взимания и регулирования предполагает их всестороннюю классификацию. Основные классификационные признаки налогов:
1) по способу взимания:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Они в свою очередь подразделяются на реальные и личные.
Реальными налогами облагается отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.) на основе кадастра – перечня объектов обложения, учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Они взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов плательщика (плата за землю, налог на недвижимость и т.д.).
Личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот 9подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и доходы).
Косвенные налоги – это налоги, которыми облагаются расходы на потребление. Эти налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы и т.д.
2) по уровню
бюджета, в который они
- закрепленные;
- регулирующие.
Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, подоходный налог является доходом местного бюджета.
Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.