Предприятия как субъект и объект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.

Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.
Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.

Файлы: 1 файл

Авиакомпания и ее продукция.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие экономики  в условиях рыночного хозяйствования в значительной степени зависит  от эффективности работы предприятий. Достижения в области формирования многообразных форм предприятий, способность  их структур быстро адаптироваться к  динамично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования в свое благо являются неотъемлемыми элементами при формировании стратегии и тактики поведения предприятий.

Переход к рыночной экономике  поставил перед предприятиями ряд проблем, главными из которых являются: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за высоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

На предприятие возложены  обязанности в отношениях между  государством, потребителями продукции  предприятия, поставщиками, посредниками, различными общественными организациями. Предприятия выступают связующим звеном для всех участников рыночных отношений. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных благах населения страны.

Тема работы является актуальной, так как в рыночных отношениях имеет большое значение правильный выбор формы и структуры предприятия. Именно это определяет в дальнейшем способы взаимоотношений предприятия с государством и партнерами. Структура предприятия должна максимально соответствовать его стратегическим задачам, направленным на достижение основной цели предприятия – получение прибыли.

Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.

 

Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.
  2. Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики  Беларусь.
  3. Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.
  4. Составить организационно-производственную характеристику республиканского унитарного предприятия «Национальная авиакомпания «Белавиа» (РУП НАК «Белавиа»).

При написании курсовой работы использованы различные учебные пособия по данной тематике.

Основной теоретический и рабочий  материал был почерпан из таких источников как:

  • Учебное пособие по предмету «Организация производства», автор Л.М. Синица. Из данного пособия была использована информация, характеризующая предприятие как производственную систему.
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь – дана информация по организационно-правовым формам предприятий, которые могут создаваться в Республике Беларусь.
  • Учебник Р.А. Фатхутдинова «Организация производства» доступно и просто раскрывает сущность организационной структуры предприятия и предлагает ее классификацию.
  • Пособие Н.И. Новицкого «Организация производства на предприятиях» раскрывает сущность производственной структуры и процессов, происходящих в ее подразделениях.
  • Книга Е.В. Костроминой «Экономика авиакомпании в условиях рынка» рассматривает практические аспекты деятельности авиапредприятий, особенности, присущие предприятиям данной отрасли.
  • Книга Н.Б. Щавлинского «Национальная авиакомпания «Белавиа» рассказывает об авиакомпании «Белавиа», истории и этапах ее становления.

Этот и другой материал был использован  при написании данной курсовой работы. Также использовалась информация сайта  «Белавиа» и аналитические данные предоставленные авиакомпанией  «Белавиа».

Курсовая работа состоит из трех разделов, каждый из которых разбит на подразделы.

В первом разделе будут рассмотрены  такие основные моменты как сущность предприятия и факторы, влияющие на его деятельность, дана подробная  классификация предприятий, описаны  виды предприятий, создание которых  разрешено законом Республики Беларусь, раскрыты признаки и свойства предприятия как производственной системы.

Во втором разделе будет рассмотрена  общая структура предприятия. Как  составляющие общей структуры будут  описаны производственная, организационная  и социальная структуры предприятия. Будут изучены элементы, входящие в производственную структуру, факторы влияющие на ее формирование. Будет рассмотрена организационная структура и дана ее классификация. Как составляющая общей структуры будет рассмотрена социальная инфраструктура предприятия, ее основные подразделения, цель и задачи ее существования на предприятии. 

В третьем разделе будет рассмотрена  характеристика РУП НАК «Белавиа», представлены данные за ряд лет по основным производственным показателям  «Белавиа», охарактеризована производственная и организационная структура предприятия с учетом специфики отрасли, а также рассмотрены авиакомпании, конкурирующие с «Белавиа».

 

 

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СТРУКТУРНОЕ  ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие предприятия и основные факторы, влияющие на его деятельность


В соответствии с Гражданским  Кодексом Республики Беларусь  юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками называются коммерческими организациями. Таким образом, под предприятием как коммерческой организацией понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством и обладающий правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Деятельность предприятия регламентирует его устав, который утверждается при создании предприятия. В уставе прописываются правила, устанавливающие порядок, организацию работы предприятия, а также условия реорганизации и ликвидации. [1]

Следует отметить, что понятия ”фирма” и ”предприятие” — кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе, как зарубежной, так и отечественной, они иногда отождествляются. Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин ”фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.

Главная цель предприятия – получение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач:

  1. Выпуск высококачественной продукции (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии со спросом и потребностями потребителя.
  2. Рациональное использование производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.
  3. Разработка стратегии и тактики поведения предприятия.
  4. Внедрение новых технологий, освоение новой техники.
  5. Забота о своих работниках, их росте и квалификации кадров, повышении содержательности труда.
  6. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание благоприятного имиджа предприятия.
  7. Проведение гибкой ценовой политики и осуществление других функций.

Именно на предприятии  протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие  места, выплачивает заработную плату  и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ. [2, c. 12]

В лице руководителя как нанимателя предприятие заключает с работниками контракт - соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную контрактом работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, своевременно выплачивать работнику заработную плату. В лице профсоюза предприятие заключает с работником коллективный договор, в котором регламентируются статус профсоюза и прерогативы администрации, продолжительность рабочего дня, гарантии занятости, процедуры урегулирования трудовых споров и др. [3]

Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.

На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы, которые можно объединить в две группы внутренние и внешние. К внутренним факторам, от которых зависит деятельность предприятия, относятся личность руководителя, а также способность его команды управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и др.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по группам, связанным:

- с изменением конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка.  В основном это проявляется  в изменении спроса, предложения, колебании цен;

- с изменением политической  обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе;

- с инфляционными процессами;

- с деятельностью государства.  В современных условиях именно  от государства зависит эффективность деятельности предприятий. Это, прежде всего, создание цивилизованного рынка и правовой основы на этом рынке, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, защита конкуренции, разработка и организация выполнения хозяйственного законодательства. [4, c. 48]

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, при существовании жесткой конкуренции  и возникновении порой непредсказуемых  ситуаций, предприятия постоянно  подвергаются риску, связанному с их производственной и коммерческой деятельностью. Наличие риска заставляет производителя экономить финансовые и материальные ресурсы, осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных коммерческих сделок, новых проектов и т.д.

Таким образом, существование  риска является постоянным и сильнодействующим фактором, повышающим эффективность деятельности предприятия.

 

1.2 Классификация предприятий


Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения деятельности предприятия классифицируются по различным признакам:

1) Одной из важнейших  характеристик предприятия являются  его размеры, определяемые, в первую очередь, количеством работников. По этому признаку предприятия подразделяются на мелкие - до 50 занятых, средние - от 50 до 500; крупные - свыше 500, в том числе особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемами производства, продаж, активами предприятия. [2, c. 18]

Размеры предприятий  тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения - обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтедобывающей промышленности, в основном, средние предприятия, в деревообрабатывающей, швейной промышленности, торговле - средние и близкие к мелким.

Ведущую роль в экономике  играют крупные предприятия. Белорусская  экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и  среднего бизнеса. Создание сети малых  предприятий является необходимым  условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к технологическим новинкам.

2) Предприятия классифицируются по формам собственности. Различают частные, государственные (республиканские или коммунальные) и смешанные предприятия.

3) По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообложения, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.

Иностранные предприятия  образуются либо путем создания акционерного общества, либо скупкой контрольных  пакетов акций местных фирм, ведущих  к возникновению иностранного контроля. Иностранные компании обычно регистрируются в стране нахождения в качестве филиалов, дочерних компаний заграничных головных фирм.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух и более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные по капиталу предприятия называют совместными в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, называют многонациональными. [4, c. 50]

4) Предприятия классифицируются по организационно-правовым формам. В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь могут создаваться юридические лица как коммерческие организации, только в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставного капитала. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества создаются двух типов: полное товарищество и коммандитное товарищество.

Информация о работе Предприятия как субъект и объект рыночной экономики