Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:56, курсовая работа
Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.
Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.
Рис. 2 Виды и взаимосвязи
производственных процессов в организации
Примечание. Источник: [7, c. 359]
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.
Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.
Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.
Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса.
Рабочее место может быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.
Участок — производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель — мастер участка.
Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.
Цех — наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Различают цеховую, бесцеховую и корпусную производственные структуры:
Несмотря на разнообразие
цехов и участков основного производства,
они формируются по конкретным признакам,
определяющим их структуру. К таким
признакам относятся технологич
2.1.1. Факторы, влияющие на |
Анализ, оценка и обоснование направлений совершенствования структур предприятий должны проводиться с учетом факторов и условий их формирования. Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.
Общеструктурные факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п.
К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.
Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.
Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.
Значительное число факторов, влияющих на производственную структуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:
• особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;
• характер продукции и методы, ее изготовления;
• объем выпуска продукции и ее трудоемкость;
• степень развития специализации и кооперации;
• мощность и особенности организации транспорта;
• оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;
• специфика принимаемой рабочей силы;
• степень развития информационных систем и т.д.
При переходе предприятий
к рыночным условиям возрастает значение
факторов, обеспечивающих коммерческую
эффективность производственно-
2.2 Организационная структура |
Организационная структура – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.
Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:
Структура организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной и дивизиональной. [7, c. 108]
Классификация организационных структур управления представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация организационных структур управления
Тип структуры |
Особенности структуры |
Упрощенная схема структуры |
Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой уровень) к производствен-ным подразделе-ниям (уровни 1,2,3 и т.д.), выполняющим управленческие функции |
Условные обозначения (примеры): 1 – заготовительное и обслуживающее производство (цех); 2 – обрабатывающее производство; 3 – сборочно-сбытовое производство | |
2. Функци-ональная |
Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональ-ными подразделе-ниями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производствен-ными подразделениями (1,2,3) по каждой функции |
А – планово-производственный отдел; Б – технический отдел; В – финансовый отдел |
Тип структуры |
Особенности структуры |
Упрощенная схема структуры |
3. Линейно-функци-ональная |
Планирование работ осуществляют функциональные подразделения (А, Б, В), работы выполняют производственные подразделения (1,2,3). Все подразделения подчиняются руководителю |
|
4. Мат-ричная (штабная) |
К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры по проектам (I, II, III и т.д.), которые отвечают за конкурентоспособность объектов. Точки в пересечениях линий показывают открытость любых связей по вертикали и горизонтали |
I – генеральный конструктор, например, по легковым автомобилям; II – то же по грузовым автомобилям; III – то же по холодильникам |
Тип структуры |
Особенности структуры |
Упрощенная схема структуры |
5. Бригад-ная |
На предприятии (в организации) формируются комплексные бригады из 10-15 чел. (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.) для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции. |
|
6. Дивизи-ональная |
Этот тип структуры приемлем для диверсифицированных концернов, подразделяющих-ся на производст-ва (дивизионы) по типам продукции. Функциональные подразделения имеются как у производств, так и у концерна в целом (АК, БК, ВК и т.д.)
АК – заместитель генерального директора концерна по маркетингу; БК – то же по НИОКР; ВК – то же по технологиям и т.д. |
|
Примечание. Источник: [7, c. 109, таблица 3.2]
2.3 Социальная инфраструктура предприятия |
Инфраструктура предприятия (от лат. infra - ниже и structura - строение, расположение) - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
Различают производственную и социальную инфраструктуры.
Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с производством продукции не связаны. Главное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.
Внутреннее строение составляющих социальной инфраструктуры можно представить в виде трех функционально-целевых блоков:
Социальная инфраструктура состоит из подразделений:
Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.
К наиболее значимым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:
Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия. [4, с. 88]
3. НАЦИОНАЛЬНАЯ АВИАКОМПАНИЯ «БЕЛАВИА» В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
3.1 Авиакомпания и ее продукция |
Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа» создано на базе предприятий, входивших в структуру Белорусского объединения гражданской авиации (БОГА) 5 марта 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от 04.04.1995 № 126 «О повышении эффективности управления авиацией».
Учредителем авиакомпании является государство.
Предприятие зарегистрировано в
Минском горисполкоме решением от 04.12.2001
№ 1682. Республиканским органом
С 1997 года авиакомпания «Белавиа» является членом Международной ассоциации перевозчиков (ИАТА), она - единственная авиакомпания Республики Беларусь, выполняющая регулярные международные полеты в государства дальнего зарубежья. Поэтому деятельность Национальной авиакомпании «Белавиа» неразрывно связана с международным авиационным транспортом, который является основной движущей силой в условиях роста деловой активности и развития туризма. [9, c. 10]
Необходимо отметить, что транспорт, а в том числе и воздушный обладает рядом особенностей, одной из которых является специфичность продукции предприятий данной отрасли. В результате транспортного производственного процесса не создается продукта производства в вещественной форме. Продукцией транспорта является перемещение грузов и пассажиров. Вот поэтому транспортной продукцией являются грузооборот и пассажирооборот, выражаемые соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Зачастую допускается неправильное толкование транспортной продукции: утверждается, что продукцией являются отправленные тонны или пассажиры. Такое толкование транспортной продукции неверно потому, что количество тонн безотносительно к расстоянию их перемещения – это продукция добывающей, обрабатывающей промышленности или земледелия, но не транспорта. Следует не забывать, что количество отправленных пассажиров – это только необходимый элемент для образования транспортной продукции, но не сама продукция. [10, c. 55]
Информация о работе Предприятия как субъект и объект рыночной экономики