Предприятия как субъект и объект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.

Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.
Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.

Файлы: 1 файл

Авиакомпания и ее продукция.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

                                         Внешняя         среда             





 



 

 

Рис. 2 Виды и взаимосвязи  производственных процессов в организации                      по ходу производства

Примечание. Источник: [7, c. 359]

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.

Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может  быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса.

Рабочее место может  быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.

Участок — производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

На производственном участке помимо основных и вспомогательных  рабочих имеется руководитель —  мастер участка.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех — наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной  единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Различают цеховую, бесцеховую и корпусную производственные структуры:


  1. Цеховая структура: 

 

  1. Бесцеховая:


  1. Корпусная:

 

Несмотря на разнообразие цехов и участков основного производства, они формируются по конкретным признакам, определяющим их структуру. К таким  признакам относятся технологическая и предметная специализация. Соответственно различают три типа производственных структур:

  1. Технологическая структура – цехи и участки создаются по принципу технологической однородности выполняемых работ или производственных процессов по изготовлению различных изделий.
  2. Предметная структура – основные цехи создаются по отдельным переделам по признаку изготовления каждым из них либо определенного изделия, либо его части.
  3. Смешанная структура – сочетание предметной и технологической структур. [6, c. 125]

 

 

 

2.1.1. Факторы, влияющие на производственную  структуру предприятия


Анализ, оценка и обоснование  направлений совершенствования  структур предприятий должны проводиться  с учетом факторов и условий их формирования. Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

Общеструктурные факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п.

К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

Значительное число  факторов, влияющих на производственную структуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

• особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;

• характер продукции  и методы, ее изготовления;

• объем выпуска продукции  и ее трудоемкость;

• степень развития специализации  и кооперации;

• мощность и особенности  организации транспорта;

• оптимальные размеры  подразделений, обеспечивающих управляемость  ими с наибольшей эффективностью;

• специфика принимаемой рабочей силы;

• степень развития информационных систем и т.д.

При переходе предприятий  к рыночным условиям возрастает значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек. [8, c. 86]

2.2 Организационная структура предприятия:  понятие, классификация


Организационная структура – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Основными факторами, определяющими  тип, сложность и иерархичность (число  уровней управления) организационной  структуры предприятия, являются:

  • Масштаб производства и объем продаж;
  • Номенклатура выпускаемой продукции;
  • Сложность и уровень унификации продукции;
  • Уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
  • Степень развития инфраструктуры региона;
  • Международная интегрированность предприятия и др.

Структура организации  в зависимости от рассмотренных  факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной и дивизиональной. [7, c. 108]

Классификация организационных  структур управления представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Классификация  организационных структур управления

Тип структуры

Особенности структуры

Упрощенная  схема структуры

1. Линейная

Планирование работ  и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой уровень) к производствен-ным подразделе-ниям (уровни 1,2,3 и т.д.), выполняющим управленческие функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения (примеры):

1 – заготовительное  и обслуживающее производство (цех); 2 – обрабатывающее производство; 3 – сборочно-сбытовое производство

2. Функци-ональная

Планирование работ  и контроль их выполнения осуществляется функциональ-ными подразделе-ниями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производствен-ными подразделениями (1,2,3) по каждой функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А – планово-производственный отдел; Б – технический отдел; В – финансовый отдел

Тип структуры

Особенности структуры

Упрощенная  схема структуры

3. Линейно-функци-ональная

Планирование работ  осуществляют функциональные подразделения (А, Б, В), работы выполняют производственные подразделения (1,2,3). Все подразделения подчиняются руководителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мат-ричная (штабная)

К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры по проектам (I, II, III и т.д.), которые отвечают за конкурентоспособность объектов. Точки в пересечениях линий показывают открытость любых связей по вертикали и горизонтали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I – генеральный конструктор, например, по легковым автомобилям; II – то же по грузовым автомобилям; III – то же по холодильникам

Тип структуры

Особенности структуры

Упрощенная  схема структуры

5. Бригад-ная

На предприятии (в организации) формируются комплексные бригады из 10-15 чел. (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.) для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции.

 

 

 

 

 

 

6. Дивизи-ональная

Этот тип структуры  приемлем для диверсифицированных концернов, подразделяющих-ся на производст-ва (дивизионы) по типам продукции. Функциональные подразделения имеются как у производств, так и у концерна в целом (АК, БК, ВК и т.д.)

 

АК – заместитель генерального директора  концерна по маркетингу; БК – то же по НИОКР; ВК – то же по технологиям и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Примечание. Источник: [7, c. 109, таблица 3.2]

2.3 Социальная инфраструктура предприятия


Инфраструктура  предприятия (от лат. infra - ниже и structura - строение, расположение) - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры. 

Производственная  инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с производством продукции не связаны. Главное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства. 

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Внутреннее строение составляющих социальной инфраструктуры можно представить в виде  трех функционально-целевых блоков:

  1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);
  2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);
  3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения).

Социальная инфраструктура состоит  из подразделений:

  • общественного питания (столовые, кафе, буфеты);
  • охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты);
  • детских дошкольных учреждений (сады, ясли);
  • заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации);
  • жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома, общежития);
  • заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п. 

Основной  целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

К наиболее значимым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

  1. Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;
  2. Эффективное использование трудовых ресурсов;
  3. Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;
  4. Улучшение и сохранение физического здоровья работников;
  5. Рациональное использование свободного времени людей.

Развитие  отраслей социальной инфраструктуры учитывает  основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия. [4, с. 88]

 

 

 

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ АВИАКОМПАНИЯ  «БЕЛАВИА» В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

3.1 Авиакомпания  и  ее продукция


Республиканское унитарное предприятие  «Национальная авиакомпания «Белавиа» создано на базе предприятий, входивших в структуру Белорусского объединения гражданской авиации (БОГА) 5 марта 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики  Беларусь А.Г.Лукашенко от 04.04.1995 № 126 «О повышении эффективности управления авиацией».

Учредителем авиакомпании является государство. Предприятие зарегистрировано в  Минском горисполкоме решением от 04.12.2001 № 1682. Республиканским органом управления предприятием является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

С 1997 года авиакомпания «Белавиа»  является членом Международной ассоциации перевозчиков (ИАТА), она - единственная авиакомпания Республики Беларусь, выполняющая  регулярные международные  полеты в  государства дальнего зарубежья. Поэтому  деятельность Национальной авиакомпании «Белавиа»  неразрывно  связана  с  международным авиационным транспортом, который является основной движущей силой  в условиях роста деловой активности и развития туризма. [9, c. 10]

Необходимо отметить, что транспорт, а в том числе и воздушный обладает рядом особенностей, одной из которых является специфичность продукции предприятий данной отрасли. В результате транспортного производственного процесса не создается продукта производства в вещественной форме. Продукцией транспорта является перемещение грузов и пассажиров. Вот поэтому транспортной продукцией являются грузооборот и пассажирооборот, выражаемые соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Зачастую допускается неправильное толкование транспортной продукции: утверждается, что продукцией являются отправленные тонны или пассажиры. Такое толкование транспортной продукции неверно потому, что количество тонн безотносительно к расстоянию их перемещения – это продукция добывающей, обрабатывающей промышленности или земледелия, но не транспорта. Следует не забывать, что количество отправленных пассажиров – это только необходимый элемент для образования транспортной продукции, но не сама продукция. [10, c. 55]

Информация о работе Предприятия как субъект и объект рыночной экономики