Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:56, курсовая работа
Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.
Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.
Основная сфера деятельности авиакомпании «Белавиа» - выполнение пассажирских авиаперевозок. Авиакомпания кроме выполнения авиаперевозок также осуществляет и иные виды деятельности, доля которых в доходах предприятия незначительна. Так в 2007 году в доходах авиакомпании составили:
в т.ч.:
Национальная авиакомпания «Белавиа» - крупнейший пассажирский авиаперевозчик Республики Беларусь, в 2007 году доля авиакомпании по количеству перевезенных пассажиров составила 93,2%, а по объему пассажирооборота – 97,7%. Объем грузовых перевозок авиакомпании незначителен и занимает 5,2% в общем объеме груза, перевезенного авиакомпаниями республики. Весь объем перевозок в настоящее время авиакомпания выполняет за пределы Республики Беларусь как в государства СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Выполнение внутриреспубликанских регулярных перевозок было прекращено в 2004 году из-за их крайней убыточности. Уровень спроса на эти перевозки был очень низкий даже при установлении социально-низких тарифов. Авиационный транспорт не смог конкурировать с более дешевыми наземными видами транспорта.
Объем перевозок авиакомпании за период 2005-2007 года постоянно увеличивался. Основные показатели работы авиакомпании за этот период представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные показатели работы авиакомпании «Белавиа» за 2005-2007 гг.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Перевозка пассажиров, тыс.чел. |
417,9 |
446,0 |
578,8 |
Пассажирооборот, млн.пасс. км |
660,4 |
734,85 |
1394,6 |
Перевозка груза, почты, багажа, тонн |
1094 |
1134 |
1087 |
Грузооборот, тыс.ткм |
1587,6 |
1623,5 |
1529,7 |
Тоннокилометраж, тыс.ткм |
61022,2 |
67760,0 |
87253 |
Процент использования пассажирских кресел, % |
62,4 |
66,7 |
68,3 |
Процент использования грузоподъемности воздушных судов, % |
62,6 |
65,1 |
65,1 |
Количество выполненных рейсов, ед. |
6705 |
6485 |
8810 |
Налет часов воздушных судов, час. |
13506 |
12718 |
16822 |
Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные
Авиакомпания выполняет регулярные и нерегулярные полеты в страны дальнего зарубежья и государства СНГ. Регулярным называется рейс, выполняемый постоянно в течение определенного срока в соответствии с действующим официально опубликованным расписанием (Приложение 1). Нерегулярной (чартерной) является перевозка на зафрахтованном воздушном судне на основании соглашения между авиаперевозчиком и организацией, нанимающей или фрахтующей его воздушное судно. При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т. д. Чартерный рейс носит либо разовый характер, либо может осуществляться по специальной программе. Цели выполнения чартерных рейсов различны: туристическое путешествие (билеты на чартерные рейсы чаще всего входят в стандартный «турпакет»), гуманитарные перевозки (например, оздоровление детей пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции), бизнес рейсы и др. рейсы различного целевого назначения.
В 2007 году авиакомпанией «Белавиа» на регулярных воздушных авиалиниях было перевезено 63,1% от общего объема перевозок пассажиров. Регулярные полеты выполнялись в 13 городов дальнего зарубежья (Тель-Авив, Лондон, Париж, Стамбул, Ларнака, Манчестер, Рим, Берлин, Франкфурт, Ганновер, Варшава, Шеннон, Прага) и в 14 городов стран ближнего зарубежья (Москва, Ереван, Тбилиси, Баку, Калининград, Киев, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Астана, Павлодар, Караганда, Костанай, Курск). Чартерные полеты были выполнены в 62 аэропорта, расположенных в 30 государствах дальнего зарубежья. Основную долю рынка чартерных перевозок (74%) занимают четыре направления: Италия, Турция, Болгария, Египет.
Объемы перевозок пассажиров на регулярных и нерегулярных рейсах представлены в таблице 3.
Таблица 3. Объемы перевозок за 2005-2007 гг.
2005 |
2006 |
2007 | |
Регулярные международные воздушные линии выполнено рейсов |
2218 |
1809 |
2273 |
перевезено пассажиров, тыс.чел. |
130,4 |
126,9 |
143,3 |
Регулярные СНГ |
3185 |
3294 |
4671 |
выполнено рейсов | |||
перевезено пассажиров, тыс.чел. |
151,5 |
161,3 |
221,6 |
Нерегулярные международные воздушные линии |
1172 |
1167 |
1552 |
выполнено рейсов | |||
перевезено пассажиров, тыс.чел. |
126,3 |
136,3 |
177,8 |
Нерегулярные СНГ выполнено рейсов |
100 |
165 |
265 |
перевезено пассажиров, тыс.чел. |
9,5 |
20,2 |
34,7 |
Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные
Определяющим фактором в формировании сети воздушных линий авиакомпании, частоты выполнения полетов, а, следовательно, и объемов перевозок является уровень пассажирского спроса. Именно возможности и желание пассажиров совершать перемещение воздушным транспортом являются движущей силой в развитии авиакомпании.
3.2 Производственные ресурсы
авиакомпании и ее |
Важнейшей особенностью воздушного транспорта является то, что его продукция потребляется непосредственно в процессе производства.
Производство и потребление продукции являются двумя актами, разделенными один от другого и в пространстве и во времени. В транспортной промышленности эти два акта сливаются вместе. Услуги транспорта (перемещение) потребляются в тот же момент, как они производятся.
На данную особенность транспорта следует обращать внимание не ради констатации самой особенности, а потому, что она имеет большое практическое значение. Именно специфика потребления транспортной продукции (в процессе производства) по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Например, в промышленности, сельском хозяйстве экономически целесообразно создание запасов продукции для удовлетворения сезонной неравномерности в потреблении (зерно, производимое сезонно, а потребляемое круглый год, накапливается на складах и потребляется по мере необходимости). Накопление грузов на транспорте, а тем более скопление пассажиров, не только вызывает законное возмущение объекта перевозки (пассажира), но и приводит к прямому отрицательному эффекту, так как грузы в пути правомерно рассматривать как омертвленный запас, который лишен возможности участвовать в процессе производства или потребления, а время нахождения пассажира на транспорте – как вычет из производительного времени или времени отдыха. [10, с. 93]
Эта особенность (потребление продукции транспорта в процессе производства) имеет большое значение при формировании производственной структуры авиакомпании. На авиационном предприятии, в отличие от промышленного нет первичных звеньев производственной системы – цехов и участков. Для осуществления своей деятельности авиакомпания не использует станки и оборудование. В качестве предмета труда в авиации выступают перевозимые грузы и пассажиры, орудием труда является воздушное судно, живой труд – это летный состав, непосредственно осуществляющий перевозку.
Рассмотрим сущность
и особенности видов
Таблица 4. Сущность и особенности производственных процессов в авиации
Наименование производства |
Сущность процесса, протекающего на производстве |
Процесс, протекающий в авиации |
Основное производство | ||
1. Подготовительный этап основного производства |
Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт |
Подготовка воздушного судна и документации для выполнения транспортных услуг |
2. Преобразующий этап основного производства |
Процесс преобразования
предмета труда путем изменения
его форм и/или размеров, физических
и/или химических свойств, внешнего
вида, характеристик и/или |
Загрузка пассажиров и/или грузов в самолет и выполнение рейса (нахождение самолета в небе) |
Наименование производства |
Сущность процесса, протекающего на производстве |
Процесс, протекающий в авиации |
3. Заключительный этап основного производства |
Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или сдачи заказчику |
Высадка пассажира, сдача привезенного груза |
Вспомогательное производство |
Процесс, способствующий нормальному протеканию процессов основного производства по преобразованию предмета труда и связанный с обеспечением основного процесса оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, топливно-энергетическими ресурсами |
Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. Для этого используется труд инженерно-технического персонала авиакомпании, без работы которых не отправится в рейс ни одно воздушное судно. В настоящее время «Белавиа» располагает мощной авиационно-технической базой, которая оснащена новейшими программно-аппаратными комплексами, способными производить диагностику авиадвигателей, узлов и агрегатов воздушных судов на самом современном техническом уровне |
Обслуживающее производство |
Процесс, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике, обслуживанию и т.п. |
Материально-техническое
обеспечение производства. Выполнение
обслуживающих функций |
Примечание. Источник: собственная разработка
В настоящее время на балансе авиакомпании «Белавиа» находятся воздушные суда советского производства (Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134А, Як-40, Ан-26, Ан-24) (Таблица 5).
Таблица 5. Воздушные суда советского производства, имеющиеся на балансе авиакомпании «Белавиа»
Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные
Самолеты советского производства являются морально и физически устаревшими и бесперспективными для эксплуатации на рейсах авиакомпании, особенно в условиях значительного повышения цен на авиационное топливо из-за их топливной неэффективности. Авиакомпании России и других государств СНГ все более активно переходят на эксплуатацию самолетов западного производства.
В плане реализации программы развития авиакомпании была проведена большая организационная работа по приобретению в оперативный лизинг самолетов Боинг-737/500, подготовке летно-технического персонала и созданию наземной базы по обслуживанию этого типа воздушных судов. Два самолета Боинг –737/500 были взяты в оперативный лизинг. Первый самолет начал выполнение полетов на воздушных линиях авиакомпании в ноябре 2003г., второй - в июле 2004г. В 2007 году авиакомпания приобрела в финансовый лизинг два самолета Bombardier CRJ (Канада) пассажировместимостью 50 кресел. Освоение самолетов западного производства позволило авиакомпании сохранить рынок международных перевозок и увеличить объемы пассажирских перевозок.
Национальная авиакомпания
«Белавиа» относится к разряду
крупных предприятий, так как
списочная численность
Рис. 3 Организационная структура «Белавиа»
Примечание. Источник: Данные авиакомпании «Белавиа»
В авиакомпании «Белавиа» для удовлетворения социальных нужд работников действует собственная столовая, которая входит в социальную инфраструктуру предприятия и находится на балансе авиакомпании.
Основные задачи, стоящие перед авиакомпанией:
- обеспечить безопасность
и надежность полетов
Информация о работе Предприятия как субъект и объект рыночной экономики