Предприятия как субъект и объект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование предприятия как субъекта и объекта рыночной экономики.

Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие предприятия и его признаки и свойства как производственной системы.
Рассмотреть виды предприятий и формы их образования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Изучить общую, производственную и организационную структуру, а также социальную инфраструктуру предприятия.

Файлы: 1 файл

Авиакомпания и ее продукция.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Основная сфера деятельности авиакомпании  «Белавиа» - выполнение пассажирских авиаперевозок. Авиакомпания кроме выполнения авиаперевозок также осуществляет и иные виды деятельности, доля которых в доходах предприятия незначительна. Так в 2007 году в доходах авиакомпании составили:

  1. транспортные услуги – 88,3%;
  2. прочие услуги – 11,7%,

в т.ч.:

  • комиссионные от продажи билетов на рейсы других авиакомпаний – 0,7%;
  • техническое обслуживание воздушных судов – 0,4%;
  • услуги по хранению нефтепродуктов – 0,5%;
  • реализация нефтепродуктов -  0,4;
  • услуги по заправке воздушных судов – 9,0%;
  • рекламные услуги – 0,1%;
  • сдача помещений в аренду – 0,3%;
  • непрофильная деятельность (столовая, типография, швейный цех) – 0,1%;
  • прочие услуги – 0,2%.

Национальная авиакомпания «Белавиа»  -   крупнейший пассажирский авиаперевозчик  Республики Беларусь,   в 2007 году доля авиакомпании по количеству перевезенных пассажиров составила 93,2%, а по объему пассажирооборота – 97,7%. Объем грузовых перевозок авиакомпании незначителен  и занимает  5,2%  в общем объеме груза, перевезенного  авиакомпаниями  республики. Весь объем перевозок в настоящее время авиакомпания выполняет за пределы  Республики Беларусь как в государства СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Выполнение внутриреспубликанских регулярных перевозок было прекращено  в 2004 году из-за их крайней убыточности. Уровень спроса на эти перевозки был очень низкий  даже при  установлении  социально-низких тарифов. Авиационный транспорт не смог конкурировать с более дешевыми  наземными видами транспорта.

Объем перевозок авиакомпании за период 2005-2007 года   постоянно увеличивался. Основные показатели работы авиакомпании за этот период представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Основные показатели работы авиакомпании «Белавиа» за 2005-2007 гг.

Показатели

2005

2006

2007

Перевозка пассажиров, тыс.чел.

417,9

446,0

578,8

Пассажирооборот, млн.пасс. км

660,4

734,85

1394,6

Перевозка груза, почты, багажа, тонн

1094

1134

1087

Грузооборот, тыс.ткм

1587,6

1623,5

1529,7

Тоннокилометраж, тыс.ткм

61022,2

67760,0

87253

Процент использования  пассажирских кресел, %

62,4

66,7

68,3

Процент использования  грузоподъемности  воздушных судов, %

62,6

65,1

65,1

Количество  выполненных рейсов, ед.

6705

6485

8810

Налет часов  воздушных судов, час.

13506

12718

16822


Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные

                                                   авиакомпанией «Белавиа»

 

Авиакомпания выполняет  регулярные и нерегулярные полеты в  страны дальнего зарубежья и государства  СНГ. Регулярным называется рейс, выполняемый постоянно в течение определенного срока в соответствии с действующим официально опубликованным расписанием (Приложение 1). Нерегулярной (чартерной) является перевозка на зафрахтованном воздушном судне на основании соглашения между авиаперевозчиком и организацией, нанимающей или фрахтующей его воздушное судно. При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т. д. Чартерный рейс носит либо разовый характер, либо может осуществляться по специальной программе.  Цели выполнения чартерных рейсов различны: туристическое путешествие (билеты на чартерные рейсы чаще всего входят в стандартный «турпакет»),  гуманитарные перевозки (например, оздоровление детей пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции),  бизнес рейсы и др. рейсы различного целевого назначения.

В 2007 году авиакомпанией  «Белавиа» на регулярных  воздушных авиалиниях было перевезено 63,1%   от общего объема перевозок пассажиров. Регулярные полеты выполнялись в 13 городов  дальнего зарубежья (Тель-Авив, Лондон,  Париж, Стамбул, Ларнака, Манчестер, Рим, Берлин, Франкфурт, Ганновер, Варшава, Шеннон, Прага) и в 14 городов стран ближнего зарубежья (Москва, Ереван, Тбилиси, Баку, Калининград, Киев, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Астана,  Павлодар, Караганда, Костанай, Курск). Чартерные полеты были выполнены в 62 аэропорта, расположенных в 30 государствах  дальнего зарубежья. Основную долю рынка чартерных перевозок (74%) занимают четыре направления: Италия, Турция, Болгария, Египет.

Объемы перевозок пассажиров на регулярных и нерегулярных рейсах представлены в таблице 3. 

Таблица 3. Объемы перевозок за 2005-2007 гг.

 

2005

2006

2007

Регулярные  международные воздушные линии

выполнено рейсов

 

 

2218

 

 

1809

2273

перевезено пассажиров, тыс.чел.

130,4

126,9

143,3

Регулярные  СНГ

 

3185

 

3294

4671

выполнено рейсов

перевезено пассажиров, тыс.чел.

151,5

161,3

221,6

Нерегулярные  международные воздушные линии

 

 

1172

 

 

1167

1552

выполнено рейсов

перевезено пассажиров, тыс.чел.

126,3

136,3

177,8

Нерегулярные  СНГ

выполнено рейсов

 

100

 

165

265

перевезено пассажиров, тыс.чел.

9,5

20,2

34,7


Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные

                                                   авиакомпанией «Белавиа»

Определяющим фактором в формировании  сети воздушных линий авиакомпании,  частоты выполнения полетов, а, следовательно,  и объемов перевозок является уровень пассажирского спроса. Именно возможности и желание пассажиров совершать перемещение воздушным транспортом являются  движущей силой в развитии авиакомпании.

 

3.2 Производственные ресурсы  авиакомпании и ее организационная  структура


Важнейшей особенностью воздушного транспорта является то, что его продукция потребляется непосредственно в процессе производства.

Производство и потребление  продукции являются двумя актами, разделенными один от другого и в  пространстве и во времени. В транспортной промышленности эти два акта сливаются вместе. Услуги транспорта  (перемещение) потребляются в тот же момент, как они производятся.

На данную особенность транспорта следует обращать внимание не ради констатации самой особенности, а потому, что она имеет большое  практическое значение. Именно специфика  потребления транспортной продукции (в процессе производства) по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Например, в промышленности, сельском хозяйстве экономически целесообразно создание запасов продукции для удовлетворения сезонной неравномерности в потреблении (зерно, производимое сезонно, а потребляемое круглый год, накапливается на складах и потребляется по мере необходимости). Накопление грузов на транспорте, а тем более скопление пассажиров, не только вызывает законное возмущение объекта перевозки (пассажира), но и приводит к прямому отрицательному эффекту, так как грузы в пути правомерно рассматривать как омертвленный запас, который лишен возможности участвовать в процессе производства или потребления, а время нахождения пассажира на транспорте – как вычет из производительного времени или времени отдыха. [10, с. 93]

Эта особенность (потребление  продукции транспорта в процессе производства) имеет большое значение при формировании производственной структуры авиакомпании. На авиационном предприятии, в отличие от промышленного нет первичных звеньев производственной системы – цехов и участков. Для осуществления своей деятельности авиакомпания не использует станки и оборудование. В качестве предмета труда в авиации выступают перевозимые грузы и пассажиры, орудием труда является  воздушное судно, живой труд – это летный состав, непосредственно осуществляющий перевозку.

Рассмотрим сущность и особенности видов производственных процессов в авиации (табл. 4).

 

Таблица 4. Сущность и  особенности производственных процессов  в авиации

Наименование  производства

Сущность процесса, протекающего на производстве

Процесс, протекающий  в авиации

Основное  производство

 

1. Подготовительный этап  основного производства

 

Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени  и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт

 

Подготовка воздушного судна и документации для выполнения транспортных услуг

 

2. Преобразующий этап  основного производства

 

Процесс преобразования предмета труда путем изменения  его форм и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в  соответствии с плановым документом или творческим замыслом и т.п.

 

Загрузка пассажиров и/или грузов в самолет и выполнение рейса (нахождение самолета в небе)

Наименование  производства

Сущность процесса, протекающего на производстве

Процесс, протекающий  в авиации

 

3. Заключительный этап  основного производства

 

Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или  сдачи заказчику 

 

Высадка пассажира, сдача  привезенного груза

 

Вспомогательное производство

 

Процесс, способствующий нормальному протеканию процессов  основного производства по преобразованию предмета труда и связанный с обеспечением основного процесса оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, топливно-энергетическими ресурсами

 

Ремонт и техническое  обслуживание воздушных судов. Для этого используется труд инженерно-технического персонала авиакомпании, без работы которых не отправится в рейс ни одно воздушное судно. В настоящее время «Белавиа» располагает мощной авиационно-технической базой, которая оснащена новейшими программно-аппаратными комплексами, способными производить диагностику авиадвигателей, узлов и агрегатов воздушных судов на самом современном техническом уровне

 

Обслуживающее производство

 

Процесс, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных  процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике, обслуживанию и т.п.

 

Материально-техническое  обеспечение производства. Выполнение обслуживающих функций стюардами  в салоне самолета. Для этого используется профессиональное мастерство бортпроводниц авиакомпании


Примечание. Источник: собственная разработка

 

В настоящее время  на балансе авиакомпании «Белавиа»  находятся воздушные суда советского производства (Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134А, Як-40, Ан-26, Ан-24) (Таблица 5).

 

Таблица 5. Воздушные суда советского производства, имеющиеся на  балансе авиакомпании «Белавиа»

 

Примечание. Источник: Аналитические данные предоставленные

                                                   авиакомпанией «Белавиа»

 

Самолеты советского производства являются морально и физически устаревшими  и бесперспективными для эксплуатации на рейсах авиакомпании, особенно в условиях значительного повышения цен на авиационное топливо из-за их топливной неэффективности. Авиакомпании России и других государств СНГ все более активно переходят на эксплуатацию самолетов западного производства.

В плане реализации программы развития авиакомпании была проведена большая  организационная работа по приобретению в оперативный лизинг  самолетов  Боинг-737/500, подготовке летно-технического персонала и созданию наземной базы по обслуживанию этого типа воздушных судов. Два самолета Боинг –737/500 были взяты в оперативный лизинг. Первый самолет начал выполнение полетов на воздушных линиях авиакомпании в ноябре 2003г., второй - в июле 2004г. В 2007 году авиакомпания приобрела в финансовый лизинг два самолета Bombardier CRJ (Канада) пассажировместимостью 50 кресел. Освоение самолетов западного производства позволило авиакомпании сохранить рынок международных перевозок и увеличить объемы  пассажирских  перевозок.

Национальная авиакомпания «Белавиа» относится к разряду  крупных предприятий, так как  списочная численность персонала  авиакомпании составляет более 1000 человек. Ее организационная структура является линейно-функциональной. На рисунке 3 показано, как взаимодействуют различные отделы и какому заместителю генерального директора они подчиняются. Все отделы взаимодействуют друг с другом, что, в общем, эффективно сказывается на работе всей авиакомпании.

 

 

Рис. 3 Организационная  структура «Белавиа»

Примечание. Источник: Данные авиакомпании «Белавиа»

 

В авиакомпании «Белавиа»  для удовлетворения социальных нужд работников действует собственная  столовая, которая входит в социальную инфраструктуру предприятия и находится  на балансе авиакомпании.

Основные задачи, стоящие перед авиакомпанией:

-  обеспечить безопасность  и надежность полетов воздушных  судов на уровне международных  стандартов;

Информация о работе Предприятия как субъект и объект рыночной экономики