Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:35, курсовая работа
В настоящее время большинство стран относятся к смешанной экономической системе, которая носит в себе черты рыночной и командной экономики. Формирование рыночной экономики базируется на частной собственности, конкуренции и рыночном ценообразовании.
Введение 3
1. Рыночный механизм и его функционирование 6
1.1. Рынок как саморегулирующийся механизм 6
1.2. Проблемы фиаско (провалов) рынка 16
2. Преимущества и недостатки рыночной экономики 21
2.1. Проблемы рыночной экономики России и государственное регулирование экономики регионов 21
2.2. Государственное регулирование рынка для устранения внешних эффектов 29
Заключение 34
Библиографический список 36
Содержание
Тема курсовой работы является актуальной на данный момент времени, потому что выявление и изучение определенных черт и свойств рынка, дает возможность увидеть проблемы рыночной экономики России.
В настоящее время большинство стран относятся к смешанной экономической системе, которая носит в себе черты рыночной и командной экономики. Формирование рыночной экономики базируется на частной собственности, конкуренции и рыночном ценообразовании.
Рынок выступает в качестве косвенного регулятора общественного производства. Через него осуществляется приспособление объема и структуры производства к общественным потребностям, происходит распределение капиталов, средств производства и рабочей силы между различными отраслями и сферами, то есть определяется «что» и в каком количестве производить. Через механизм рынка устанавливается, «как» экономически стимулируется снижение издержек производства и обращения на основе научно-технического прогресса, как будут изготовляться товары, с помощью каких технологий и ресурсов. Рынок, механизм его функционирования решает также проблему, «для кого» производить товары, в интересах кого должен распределяться общественный продукт и национальный доход между городом и деревней, различными классами и социальными группами.
Субъектами рыночных отношений
являются участники рыночных сделок, сделок
купли-продажи. Это, во-первых, покупатели,
продавцы, предприниматели или физические
лица. Во-вторых, это юридические лица,
к которым относятся разного рода предприятия
и объединения, организации, ассоциации,
кооперативы, акционерные общества, фирмы
и государство.
Объекты рынка — все то, по поводу чего
возникают отношения купли-продажи. Это
материальные и нематериальные блага
и услуги, факторы производства — средства
производства, рабочая сила, капиталы
(фонды), технические новшества и идеи.
Равновесные модели применяются при
изучении взаимоотношений между
экономическими агентами. Эти модели
выступают частным случаем
Основное экономическое
Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.
В условиях рыночной экономики производители
и потребители для
Особенность рыночного механизма в экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.
Цель курсовой работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций.
Задачи курсовой работы состоят в изучении рыночного механизма, выявлении преимуществ и недостатков рыночного механизма, а также анализ экономических отношений, связанных с рынком спроса и предложения, рассмотрении проблем развития рынка в России.
Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды экономистов неоклассического и неоинституционального направлений, концепции внешних эффектов, общественных благ, изменения стоимости денег и устойчивого развития, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных учёных.
Различным аспектам проблемы внешних эффектов в прошлом уделялось определённое внимание. Значительный вклад в изучение теорию «внешние эффекты» внесли такие учёные, как Р. Капелюшников, Р. Коуз, А. Маршалл, A.C. Пигу, Дж. Стиглер, А. Эндрес.
Рынок представляет собой саморегулирующийся
механизм размещения ресурсов, производства,
распределения и обмена благ, основанный
на взаимодействии спроса и предложения
в конкурентной среде посредством свободного
ценового сигнала. Рыночный механизм имеет
ряд преимуществ по сравнению с механизмом
централизованного производства и распределения
в командно-административной системе.
В децентрализованной экономике благодаря
гибкости цен и конкуренции предложение
подстраивается под изменяющийся спрос,
делая невозможным длительный хронический
дефицит, низкое качество и узкий ассортимент
продукции - неизбежные атрибуты централизованной
экономики с административно фиксированными
ценами. Следовательно, в рыночной экономике
эффективность распределения, производства
и уровень общественного благосостояния
объективно выше, чем в альтернативных
экономических системах. Для обоснования
этого утверждения нам предстоит в настоящей
главе раскрыть понятие эффективности
так, как оно трактуется неоклассической
теорией.
Однако рыночный механизм максимально
раскрывает свои преимущества только
в чисто конкурентной среде производства
частных товаров и услуг и при отсутствии
трансакционных издержек. Несоблюдение
этих условий может существенно исказить
работу рынка. Тогда появляются проблемы,
которые рынок не в состоянии решать эффективно.
Таким образом, нам предстоит рассмотреть,
выражаясь образно, «плюсы» и «минусы»
рыночного механизма. Анализ его преимуществ
и недостатков мы начнем с рассмотрения
сильных сторон рыночной координации
субъектов экономики.
Спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восстановление рыночного равновесия с помощью ценовой и количественной подстройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок -это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения рис. 1. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.
Рисунок 1 - Рыночное равновесие по Л.Вальрасу
Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 2. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Рисунок 2 - Рыночное равновесие по А.Маршаллу
Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене рис. 3.
Графически излишек
Рисунок 3 - Излишек производителя и потребителя
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.
Предположим, что объем предложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар. Дефицит QE1QE2 продукта Q при цене PE 1 повысит цену до PE 2 в результате установится новое равновесие в точке E2 .
Предположим, что в результате применения новых технологий сократились издержки производства у производителей и как следствие, возросло предложение товара Q на рынке. Излишек E1B предложение товара при Q при цене PE1 вызовет падение цены до PE2. в результате установится новое равновесие в точке E2. размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии D (S) и наклона графиков D и S.
Рисунок 4 - Рыночное равновесие а) при росте спроса; б) при росте предложения; в) при одновременном и однонаправленном изменении спроса и предложения
Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.
Рассмотрим вариант
QiD = QiD (Pt), QiS = QiS (Pt-1),
где t – определенный период времени (t = 0,1,2,…,T). Это значит, что производители определяют в период t-1 объем предложения следующего периода, предполагая, что цены периода t-1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).
В этом случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.
Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.
Рисунок 5 - Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него
Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.
Рассмотрим статистические модели рыночного равновесия, в которых фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можно проиллюстрировать динамические процессы методом сравнительной статики, при котором сдвиг показан соответственным перемещением линии спроса или предложения.
Такой сдвиг показан на рис. 6, где линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный наклон) на рис. 6 а), сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На рис. 6 б) сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночной экономики