Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:35, курсовая работа
В настоящее время большинство стран относятся к смешанной экономической системе, которая носит в себе черты рыночной и командной экономики. Формирование рыночной экономики базируется на частной собственности, конкуренции и рыночном ценообразовании.
Введение 3
1. Рыночный механизм и его функционирование 6
1.1. Рынок как саморегулирующийся механизм 6
1.2. Проблемы фиаско (провалов) рынка 16
2. Преимущества и недостатки рыночной экономики 21
2.1. Проблемы рыночной экономики России и государственное регулирование экономики регионов 21
2.2. Государственное регулирование рынка для устранения внешних эффектов 29
Заключение 34
Библиографический список 36
Рисунок 6 - Сдвиг равновесия
Хотя метод сравнительной
Для этого при использовании
метода сравнительной статики принято
различать три периода. Первый, в
котором все факторы
В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет строго вертикальна. Как видно из рис. 7а), в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.
Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то кривая предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком, рис. 7б). При цене P0 продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK. Точно так же поступит и в том случае, если цена превысит уровень P0, например P1. однако при цене ниже P0, например P2, объем предложения составит Q2, тогда как количество товара в размере QK - Q2, может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам.
В течение короткого периода
неизменными считаются
Рисунок 7 - Равновесие в мгновенном периоде, а) – товары, не подлежащие хранению; б) – товары, подлежащие хранению
В коротком периоде кривая предложения также состоит из двух сегментов, рис. 8 первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением кривых спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения – размером производственных мощностей.
Рисунок 9 - Равновесие в коротком периоде
Наконец, в длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. На рис. 10. представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах, рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.
Рисунок 10 - Равновесие в длительном периоде. а) при неизменных затратах; б) при возрастающих затратах; в) при снижающихся затратах
На рис. 11 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0 – кривая предложения, а D0 – кривая спроса в коротком периоде. Как видно, спрос и предложение сбалансированы при цене P0 на уровне полного использования производственной мощности QK.
Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь кривой D1, лежащей правее кривой D0. поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении прежнего объема продаж QK.
В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и кривая предложения смещается в положение S1. новое равновесие достигается при цене P2, более высокой, чем P0, но ниже, чем P1, и объеме производства Q2, большем, чем QK.
Рисунок 11 - Переход от короткого к длительному периоду
Различие ситуаций равновесия, представленных на рис.2.14 важно при оценке уровней цен на различных рынках.
Вывод состоит в том, что для анализа устойчивости рыночного равновесия могут применяться различные динамические модели, причем эти модели приводят к различным условиям устойчивости
Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.
Работа рыночного механизма
может порождать внешние
экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается
воздействие сделки на третьи лица, не
учтенное в договоре. Это воздействие
проявляется виде издержек или выгод,
не отраженных в рыночной цене. Экстерналии
или внешние эффекты, делятся на положительные,
т. е. приносящие дополнительные выгоды
третьим лицам, либо отрицательные, приносящие
третьей стороне дополнительные издержки.
Например, производство, наносящее ущерб
окружающей среде и другим производителям,
порождает отрицательные экстерналии.
Услуги в области здравоохранения, образования]
орошение, озеленение и др. порождают положительные
внешние эффекты] Например, если вы на
своем балконе выращиваете красивые цветы,
то порождаете для всех, кто любуется ими
совершенно бесплатно, положительный
внешний эффект.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.
Чистые общественные блага неконкурентны
в потреблении: увеличение количества
потребителей не уменьшает полезности
этого блага для осталь-
ных, следовательно, и предельные издержки
предоставления таких благ равны нулю.
Например, оттого, что светом маяка пользуется
еще одно морское судно, не зависит уменьшение
полезности освещения для других кораблей,
и для каждого дополнительно проходящего
судна не требуется возводить дополнительный
маяк. Можно сказать, что несоперничество
- крайний случай проявления положительных
внешних эффектов.
Итак, для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.
Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ресурса предельному доходу от его использования. Это механизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии со своей производительностью имеет каждый участник рыночного распределения. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами: проигравших в конкурентной борьбе и нетрудоспособное население.
Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффективное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в условиях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным распределением в командно-административной системе. Да, рыночное распределение равноправное, ко неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, не зависимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д.
Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, яв-ляется асимметричная информация в условиях несовершенной конкуренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Например, монополия производителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольственный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналий уменьшается предельная полезность товара для покупателя. Государство может способствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре.
Серьезной проблемой рынка является
цикличность его развития: чередование
кризисов и экономических подъемов, т.
е. движение от подъема к подъему через
кризисы. В период кризиса сфера действия
рыночного механизма сужается: сокращается
занятость, падают доходы, растут убытки,
увеличиваются риски, исчезают стимулы
к производству. Отдельные рынки могут
попросту исчезнуть при глубоком и затяжном
кризисе. Государство в критических условиях
как раз и должно протянуть спасительную
руку рынкам, помогая им выжить, стабилизироваться
и модернизировать свою продукцию.
Рассмотрев преимущества и недостатки
рынка, мы видим, что он эффективен в тех
сферах, на которые распространено действие
механизма свободных цен, но рынок не действует
в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может
проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой
рукой» А.Смита оказывается необходимым
и действие вполне видимой руки государства.
Тем самым мы хотим подчеркнуть, что государственное
регулирование дополняет рынок.
Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаскорынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы.
Таким образом, в реальной жизни поддержание устойчивости работы рынка осложняется наличием этих издержек. Они затрудняют работу рыночного механизма, искажая ценовую информацию, усложняют процесс оптимизации и не дают рынку работать идеально эффективно. Ликвидировать трансакционные издержки нельзя, но можно их минимизировать. Отчасти эту проблему решает государство, создавая четкую правовую основу деятельности бизнеса, поддерживая адекватный социальный климат, развивает контрактную систему и т. д. Но значительную часть трансакционных издержек минимизируют сами предприниматели, стремясь к максимизации прибыли. Прежде всего, бизнес заинтересован в быстром предоставлении, получении и обработке наиболее полной и достоверной рыночной информации, иначе затрудняется минимизация убытков и максимизация прибыли. Важно преимущество рынка - отсутствие у экономических агентов (по крайней мере, в долгосрочном плане) стимулов к искажению информации, стремление к минимизации трансакционных издержек, связанных с ее поиском.
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночной экономики