Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:15, курсовая работа
Наряду с формированием прибыли и рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем период, реализации целей стратегического развития организации.
Введение
1. Экономическая сущность и функции прибыли организации
2. Основные виды прибыли организации
3. Рентабельность, сущность, методика расчета основных показателей
4. Основные методы планирования прибыли и рентабельности
Заключение
Литература
ГБОУ СПО
«Котельниковский промышленно – экономический техникум МО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Прибыль и рентабельность. Пути их повышения в автомобильном производстве»
Выполнил студент 43 группы
Новиков Е.А.
Проверил преподаватель
Мамонова В.В.
Котельники 2014г.
С о д е р ж а н и е
Введение
1. Экономическая сущность
и функции прибыли организации
2. Основные виды прибыли организации
3. Рентабельность, сущность,
методика расчета основных
4. Основные методы планирования прибыли и рентабельности
Заключение
Литература
Введение
Изучение финансовых ресурсов предприятий, особенностей их формирования и использования в условиях рынка; основные источники финансовых ресурсов предприятий имеет большое значение.
Прибыль и рентабельность - это основные оценочные показатели деятельности организации.
|
1. Экономическая сущность и функции прибыли организации
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, как экономической категории
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств. Прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с позиции двух сторонней: микроэкономической и макроэкономической. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и микроуровнях различна. На уровне предприятия исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно этого производителя, получает удовлетворение от покупки, а государство может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы предприятия. Они заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие функции:
1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
2. Прибыль обладает
3. Прибыль является важнейшим
источником формирования
Для характеристики прибыли предприятия рассмотрим основные виды, определенные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах.
Валовая прибыль определяется как разница между суммой выручки от продажи продукции и ее себестоимостью: ВП= ВР-З, (ВП – валовая прибыль, ВР – выручка от реализации продукции, З – себестоимость продукции).
Валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов составляет прибыль от продаж: ПП=ВП-КР-УР, (ПП – прибыль от продаж, КР - коммерческие расходы, УР – управленческие расходы).
Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) определяется на основе прибыли от продаж с учетом операционных доходов (расходов) и внереализационных доходов (расходов): БП=ПП+-ОД+-ВД, (БП – бухгалтерская прибыль, ОД - операционных доходов (расходов), ВД - внереализационных доходов (расходов) ).
Налогооблагаемая прибыль: НОП=БП+ПР+ВВР-ВНР, (НОП – налогооблагаемая прибыль, БП - бухгалтерская прибыль, ПР – постоянные разницы, ВВР – временные вычитаемые разницы, ВНР – временные налогооблагаемые разницы).
Чистая прибыль определяется путем: ЧП=БП-УНП-ПНО, (БП – бухгалтерская прибыль, УНП – условный налог на прибыль, ПНО – постоянные налоговые обязательства).
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественные и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности предприятия. Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1. Прибыльность;
2. Отношение полезного
результата торговой
3. Сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или
ресурсами;
4. Интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда. Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
Динамика рентабельности организаций изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.[4]
1.2 Факторы
формирования прибыли
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства (природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций). К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива, они подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий)
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предусматривает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.[5]
Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
1. Первый источник образуется
за счет монопольного
2. Второй источник связан
непосредственно с
Информация о работе Прибыль и рентабельность. Пути их повышения в автомобильном производстве