Прибыль и рентабельность. Пути их повышения в автомобильном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Наряду с формированием прибыли и рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем период, реализации целей стратегического развития организации.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность и функции прибыли организации
2. Основные виды прибыли организации
3. Рентабельность, сущность, методика расчета основных показателей
4. Основные методы планирования прибыли и рентабельности
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

3. Третий источник истекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление  выпускаемой продукции, обеспечение  ее конкурентоспособности, рост  объемов реализации и увеличение  массы прибыли.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

1.3  Прибыль  в бухгалтерском и налоговом  учете

Выделение налогового учета как системы, совершенно обособленной от учета бухгалтерского, повлекло за собой множество проблем, связанных не только с соотношением методов оценки тех или иных объектов учета (налогового и бухгалтерского), но и с разночтениями при трактовке многих понятий и категорий.

25 глава НК РФ поставила  вопрос о пути дальнейшего  развития бухгалтерского учета в России. Департаментом по методологии бухгалтерского учета Минфина декларируется переход на Международные стандарты финансовой отчетности и ориентация бухгалтерского учета на интересы собственников хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» налоговая прибыль отличается от бухгалтерской. Во - первых, потому, что некоторые расходы, признаваемые в бухгалтерском учете, не учитываются частично или полностью при исчислении налога на прибыль. Во - вторых, доходы и расходы учитываются в бухгалтерском и налоговом учете в разное время. В целом налогооблагаемая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли на величину постоянных и временных разниц. Под постоянными разницами понимаются  доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль и исключаемые из расчетов налоговой базы по налогу на прибыль. Например, в результате превышения фактической величины над нормируемой по рекламным расходам, представительским и т.д. Под временными разницами понимаются  доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в других отчетных периодах.[7]

 

1.4 Механизм распределения и использования прибыли

Чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений используется для формирования:

·               Фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных и оборотных средств предприятия (прирост капитала);

               Фонда потребления (для повышения  материальной заинтересованности  работников предприятия в повышении  эффективности и рентабельности  предприятия);

               Резервного фонда, предназначенного  для финансирования непредвиденных  затрат, связанных с риском хозяйственной  деятельности, других фондов, если  они предусмотрены учредительными  документами, законами, требованиями  практики.

Размер фондов жестко не регламентируется, за исключением отдельных направлений их использования.

Фонд накопления и фонд потребления – это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на содержание объектов, предназначенных для культурно-просветительных работ, на пополнение собственных оборотных средств. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующих субъектов, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных средств и оборотных средств. Фонд накопления свидетельствует о росте имущественного состояния предприятия, увеличения собственных его средств.

Фонд потребления – источник средств, зарезервированных хозяйственным субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива.

Фонд потребления направляется на следующие цели:

на выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год;

            на выплату пособий;

            на оплату проезда;

            на выдачу беспроцентных ссуд;

            на установление надбавок к  пенсиям работающим пенсионерам;

            единовременные поощрения работников;

            установление трудовых и социальных  льгот;

            на выплату дивидендов по ценным бумагам.

Резервный фонд создается хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям, дивидендов по привилегированным акциям, в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей.

2. Основные  виды прибыли организации

С точки зрения бухгалтерского учета прибыль состоит из трех компонентов.

Первый является доходом от обычной деятельности анализируемого объекта и представляет собой разницу между выручкой от реализации в действующих ценах (без НДС, акцизов и обязательных платежей) и соответствующими затратами. Этот показатель называется прибылью от реализации продукции (работ, услуг).

Второй вид дохода проистекает из факта обладания организацией: определенными видами активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства и т. п.), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (основные средства, запасы). Этот вид дохода является результатом деятельности в финансовой сфере.

Объединив результат от реализации с результатом от финансовой и прочей деятельности, мы получим прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной деятельности.

Третий вид доходов - это результат от внереализационных операций, которые носят нерегулярный характер.

Сумма результатов от каждой из трех сфер деятельности организации называется прибылью отчетного периода (если результат положительный) или убытком отчетного периода (если результат отрицательный).

Еще один показатель - нераспределенная прибыль. По своей природе сумма нераспределенной прибыли представляет собой аккумулированный доход, находящийся в обороте. Она является собственным источником финансирования, т.е. может рассматриваться как составная часть капитала организации.

Кроме того, можно выделить показатель прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эта расчетная величина и представляет собой разницу между прибылью отчетного периода, платежами в бюджет и другими обязательными платежами из прибыли. Из оставшейся суммы производят отчисления в фонды организации, на благотворительные цели и др. По сути - это промежуточный результат между прибылью отчетного периода и нераспределенной прибылью.

С 1993 года в практику организаций введен новый экономический показатель - предполагаемая прибыль. Она рассчитывается исходя из конкретных условий деятельности организации, которая самостоятельно решает, на что при этом ориентироваться: на рост потребительских цен, на предполагаемые затраты, исходя из изменения оптовых цен, на возможности реализации - платежный спрос или на курс по отношению к рублю и т.д.

Консолидированная прибыль - прибыль материнского и дочерних предприятий.

 

 

3. Рентабельность, сущность, методика расчета основных  показателей

По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод.   Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:

Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) * 100%       

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Выражается отношением:

Рпр = (Пр / З) *100%      

Рпр – рентабельность продукции, Пр – прибыль от реализации продукции, З - затраты.

Также существует рентабельность  собственных средств. Можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.

Рcс = Чистая прибыль    * 100%

      Собственный  капитал

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, рассчитывается отношением бухгалтерской (чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:

Рф = Пб/(ОФ+МОС)*100%

ОФ – ср. годовая стоимость основных ПФ, МОС – ср. годовая стоимость материальных оборотных средств.[9]

Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.[10]

увеличению прибыли. В общем плане это следующие мероприятия:

1. Увеличение выпуска  продукции;

2. Улучшение качества  продукции;

3. Продажа излишнего оборудования  и другого имущества или сдача  его в аренду;

4. Снижение себестоимости  продукции за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и  площадей, рабочей силы и рабочего  времени;

5. Диверсификация производства;

6. Расширение рынка продаж.

Из перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.

Прибыль и рентабельность фирмы

Прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности, характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль - разница между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Другим показателем, характеризующим результат предпринимательской деятельности, является рентабельность.

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы.

Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов.

 

В процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т. е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

Эти показатели - рентабельности продукции и рентабельности продаж - взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В процессе анализа финансового состояния фирмы может исчисляться рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность инвестиций и др.

Информация о работе Прибыль и рентабельность. Пути их повышения в автомобильном производстве