Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа
Основную цель деятельности любого предприятия составляет максимизация прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Однако формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили и ставят по сей день перед предприятием необходимость эффективно использовать, имеющиеся в его распоряжении внутренние ресурсы, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования и т.п.. Следовательно необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Таким образом актуальность темы исследования в условиях рыночной экономики заключается в том, что возрастающая конкуренция затрудняет рост объемов продаж, не позволяет вольно обращаться с ценами, и предприятиям приходится постоянно искать различные способы сохранения своих конкурентных позиций и увеличения прибыли.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1: Прибыль как экономическая категория и конечный показатель хозяйственной деятельности предприятия.
§1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли…………… 6
§2 Способы максимизации и факторы роста прибыли………………………. 12
Глава 2: Практика формирования и планирования прибыли российскими предприятиями.
§1 Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................................ 16
§2 Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации........................................................................................ 22
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Литература……………………………………………………………………... 32
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
« Экономика »
Прибыль
как экономическая категория
и способы ее максимизации
предприятием
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук, доцент
Анатолий
Федорович Щеглов
Москва
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Прибыль как экономическая категория и конечный показатель хозяйственной деятельности предприятия.
§1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли…………… 6
§2
Способы максимизации и факторы роста
прибыли………………………. 12
Глава 2: Практика формирования и планирования прибыли российскими предприятиями.
§1
Анализ детерминант экономической прибыли
и оценка результатов деятельности предприятий
в Российской Федерации.....................
§2
Стратегическое планирование результатов
деятельности предприятий в Российской
Федерации.....................
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита о том, что «ни один индивид не будет думать об общественных интересах, он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в данном случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями».1 Более того, уточняя данный тезис, Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Основную цель деятельности любого предприятия составляет максимизация прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Однако формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили и ставят по сей день перед предприятием необходимость эффективно использовать, имеющиеся в его распоряжении внутренние ресурсы, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования и т.п.. Следовательно необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Таким образом актуальность темы исследования в условиях рыночной экономики заключается в том, что возрастающая конкуренция затрудняет рост объемов продаж, не позволяет вольно обращаться с ценами, и предприятиям приходится постоянно искать различные способы сохранения своих конкурентных позиций и увеличения прибыли.
В результате развития капиталистического способа производства происходит и развитие экономической мысли в области финансов, в частности, первыми пытаются дать определение прибыли меркантилисты (У. Пегги и др.), а затем и физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Далее исследование прибыли как экономической категории продолжают экономисты XVII - XIX веков: А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Свой вклад в развитие теории прибыли внесли такие зарубежные и российские экономисты прошлого и современности, как А. Маршалл, Е. Бем-Баверк, Ф. Найт, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер, А. Бабо, В.Г. Базарова, Л.А. Дробозина, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, В.И. Колесников, Д.С. Моляков, С.А. Мухин, В.М Родионова, М.В. Романовский.
Тем не менее, изучение данной области экономической науки не исчерпало себя. Осталось множество не исследованных или спорных проблем, которые требуют своего решения. Необходимо дополнительное теоретическое осмысление сущности, функций, форм и внутренней структуры прибыли, а также всего механизма распределения прибыли для более правильного принятия управленческого решения, опираясь на знания, накопленные мировой наукой и практикой.
Целью данной курсовой работы являются: многоаспектный анализ прибыли, как экономической категории и конечного показателя хозяйственной деятельности предприятия, функционирующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, а также рассмотрение особенностей формирования и планирования прибыли предприятий в Российской Федерации на стадии становления экономики государства на основы системы рыночного хозяйствования.
При написании работы автор поставил следующие задачи:
- выяснить экономическую сущность и условия формирования прибыли,
- исследовать
способы максимизации и
- проанализировать
детерминанты экономической
- рассмотреть процессы стратегического планирования результатов деятельности предприятий в Российской Федерации.
Данная работа имеет следующую структуру,
состоящая из: введения, где обозначены
условия, определяющие актуальность темы;
первой главы (прибыль как экономическая
категория и конечный показатель хозяйственной
деятельности предприятия) и соответственно
двух параграфов (экономическая сущность
и условия формирования прибыли, способы
максимизации и факторы роста прибыли),
в которых проанализированы теоретические
аспекты экономической категории «прибыль»;
второй главы (практика формирования и
планирования прибыли российскими предприятиями)
и соответственно двух параграфов (анализ
детерминант экономической прибыли и
оценка результатов деятельности предприятий
в Российской Федерации, стратегическое
планирование результатов деятельности
предприятий в Российской Федерации),
в них рассмотрены особенности планирования,
ценообразования, эффективности деятельности
предприятий в Российской Федерации; в
заключении работы делаются выводы, и
дается список использованной литературы.
Глава 1. Прибыль как экономическая категория и конечный показатель хозяйственной деятельности предприятия.
§1. Экономическая сущность и условия формирования прибыли.
Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация, как отмечалось выше, выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства. Но до сих пор не смолкают споры о ее сущности, факторах и источниках.
Так, меркантилисты исходили из того, что прибыль создается в сфере обращения в результате разницы цен при купле-продаже товара, особенно во внешней торговле.2
Классик английской политэкономии Д. Рикардо пришел к выводу, что прибыль выступает как доход капиталиста, полученный им в соответствии с размером авансированного капитала. Однако он не мог объяснить происхождение прибавочной стоимости, поскольку исходил их того, что рабочий продает свой труд, а не рабочую силу – способность к труду.
Марксистская трактовка прибыли, развивающая положения Д. Рикардо, основывается на том, что наемный рабочий, труд которого носит двойственный характер, при помощи конкретного труда создает товар и переносит на него стоимость потребленных средств производства, а посредством абстрактного труда воспроизводит эквивалент своей рабочей силы и создает прибавочную стоимость для капиталиста как собственника средств производства. К. Маркс в своем основном труде «Капитал» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по К. Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Данная разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства или, иначе интерпретируя, прибавочная стоимость товара при его продаже превращается в прибыль, которая на поверхности явлений представляется как порождение всего капитала. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.3
К другим выводам в отношении прибыли пришел французский экономист Ж.Б. Сэй. Выделяя и развивая из теории А. Смита элементы, которые К. Маркс считал ошибочными, Сэй обосновал теорию трех факторов производства, согласно которой земля, труд и капитал, участвуя в производстве в качестве факторов, приносят своим владельцам соответствующие доходы – ренту, заработную плату, прибыль или процент.
В дальнейшем неоклассическая школа экономики в число факторов производства включила четвертый фактор – предпринимательскую деятельность, вознаграждением за которую является предпринимательский доход (прибыль).4
Множественность концепций понятия «прибыль» отражается также и в учебной литературе. Например, в известном учебнике П. Самуэльсона рассматриваются четыре точки зрения на прибыль. «Во-первых, прибыль – это доход владельцев от факторов производства, которые они сами непосредственно используют. Во-вторых, прибыль – вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. В-третьих, прибыль
– плата за риск, неопределенность результатов предпринимательской деятельности. В-четвертых, прибыль – доход, порожденный существованием монополии».5
В современных учебных пособиях по экономической теории прибыль (Pr) определяется как разность между полученным доходом (TR) и издержками производства (TC): Pr = TR – TC.6
Таким образом категория «прибыль» неразрывно связана с категорией «доход» предприятия, который зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. доход – это всегда функция от цены и объема производства. Следовательно основными факторами, определяющими величину прибыли от реализации продукции являются:
В зависимости от количества продаваемой продукции различают совокупный, средний и предельный доход.
Совокупный доход (валовой доход, выручка от реализации) – доход от всего объема продаж (TR), который равен произведению цены (P) на количество проданной продукции (Q): TR = P × Q.7
На доход фирмы влияет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой либо постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма – «ценополучатель»), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять (фирма – «ценоделатель»). Отсюда: доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены. Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться.8
Информация о работе Прибыль как экономическая категория и способы ее максимизации предприятием