Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа
Основную цель деятельности любого предприятия составляет максимизация прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Однако формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили и ставят по сей день перед предприятием необходимость эффективно использовать, имеющиеся в его распоряжении внутренние ресурсы, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования и т.п.. Следовательно необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Таким образом актуальность темы исследования в условиях рыночной экономики заключается в том, что возрастающая конкуренция затрудняет рост объемов продаж, не позволяет вольно обращаться с ценами, и предприятиям приходится постоянно искать различные способы сохранения своих конкурентных позиций и увеличения прибыли.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1: Прибыль как экономическая категория и конечный показатель хозяйственной деятельности предприятия.
§1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли…………… 6
§2 Способы максимизации и факторы роста прибыли………………………. 12
Глава 2: Практика формирования и планирования прибыли российскими предприятиями.
§1 Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................................ 16
§2 Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации........................................................................................ 22
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Литература……………………………………………………………………... 32
Графически совокупный доход фирмы-совершенного конкурента представляет прямую, восходящую из начала координат, фирмы-монополиста – параболу, вершина которой характеризует максимальный совокупный доход, получаемый фирмой (схема 1).
Средний доход (АR) – доход, получаемый на единицу проданной продукции: AR = TR : Q. Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукта: AR = (P × Q) : Q = P.
Наконец, третьим показателем, характеризующим доход фирмы и широко используемым в экономическом анализе, является предельный доход.
Предельный доход (MR) – это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу: MR = Δ TR : Δ Q, или MR = Δ TRn – TRn–1.9
В условиях конкурентного рынка средний и предельный доходы фирмы равны между собой и равны цене, т. е. MR = AR = P. Динамика среднего и предельного дохода конкурентной фирмы представлена на схеме 2.
Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т. е. MR < P. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.
Предположим, что фирма продает первую единицу продукции за 14 ден. ед., чтобы продать вторую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но, снизив цену на вторую единицу, фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, первую единицу. В результате, продав вторую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [12–(14 – 12)], т.е. предельный доход меньше цены.10
Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (схема 3).
Как видно на схеме 3, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (так как продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.
При реализации продукции предприятиям необходимо также учитывать коэффициент эластичности спроса. Степень эластичности спроса по-разному влияет на искомые величины. Например, при эластичном спросе (Кэ > 1) общая выручка при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ < 1) падает, так как потери от снижения цены не компенсируются приростом величины спроса. При единичной эластичности (Кэ = 1) общая выручка не изменяется, поскольку снижение цены полностью компенсируется соответствующим ростом спроса.
Вместе с тем прибыль предприятия зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.д.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения (доходов от долевого участия в деятельности иных предприятий; прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок; доходов от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности и т.д.).
В результате на предприятии остается, так называемая, чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие (схема 4).11
Сущность прибыли, как экономической категории, проявляется в ее функциях. Среди них следует назвать основные:
Определившись с основными условиями
формирования прибыли, теперь необходимо
дать ответ на вопрос: как осуществить
максимизацию прибыли?
§2. Способы максимизации и факторы роста прибыли.
На практике и в теории применяются различные методы по максимизации прибыли предприятия. Важное место среди них занимают методы, которые основываются на определении объема производства, максимизирующего прибыль. Основными из них являются:
Первый метод, представленный на схеме 5, при анализе показывает, что при разных объемах производства соотношение между совокупными издержками и совокупным доходом различны:
Второй метод заключается в том, что важнейшей задачей фирмы, стремящейся к максимизации прибыли, является нахождение, выбор оптимального, позволяющего достичь наилучших результатов деятельности, объема производства, путем сравнивания предельного дохода с предельными издержками.14
Фирма, производящая в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль (схема 7). При этом надо помнить, что интересует фирму прибыль на всю массу выпуска, а не только на предельную единицу. Таким образом, оптимальный объем производства – это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны. Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция). Это равенство в условиях совершенной конкуренции, когда MR = Р, преобразуется в равенство: MC = MR = Р.15
Любые отклонения от объема, соответствующего равенству MR и MС, приводят к потерям фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при объеме, меньшем, чем оптимальный. При Qе, соответствующем равенству MR и MС, фирма получает максимальную прибыль – площадь фигуры РЕА (разность между совокупным доходом ОРEQе (произведение цены на объем выпуска) и совокупными издержками производства – ОАЕQе). При Q1 общая масса прибыли будет меньше, чем при Qе; при Q3 фирма понесет убытки, так как ее издержки окажутся больше ее доходов. Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирме следует расширять производство, так как, увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме следует снизить производство, иначе ее прибыль будет сокращаться.
Таким образом, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, достигает оптимального объема производства, при условии, что цена равняется предельным издержкам. Равенство предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнал, который информирует производителя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Фирма, достигшая в краткосрочном периоде оптимального объема производства, т.е. равенства MR и MC, находится в состоянии равновесия.16
Однако достижение оптимального объема производства еще не является гарантией получения максимальной прибыли. Все зависит от соотношения средних издержек производства и сложившегося на рынке уровня цены. Если:
– рыночная цена выше минимума средних совокупных издержек (Р > min ATC), то фирма получает прибыль;
– рыночная цена ниже минимума средних совокупных издержек, но выше минимума средних переменных издержек (min ATC > Р > min AVC), то фирма несет убытки;
– рыночная цена равна минимуму средних совокупных издержек производства (Р = min ATC), то прибыль равна 0, т.е. фирма не имеет ни прибыли, ни убытков.
– рыночная цена ниже минимума средних переменных издержек (Р < min AVC), то фирме следует прекратить производство, так как ее убытки больше постоянных издержек, существующих и при нулевом объеме производства.17
Таким образом важнейшими факторами роста прибыли являются: определение оптимального объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок и, как следствие, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.
Проанализировав теоретические аспекты
различных методов по расчету прибыли
и ее максимизации, стоит теперь обратить
внимание на практику формирования экономической
прибыли и планирования результатов деятельности
на российских предприятиях.
Глава 2. Практика формирования и планирования прибыли российскими предприятиями.
§1. Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации.
В 2010 году компания КПМГ (КПМГ - это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. В офисах КПМГ в 150 странах мира работают более 138 000 сотрудников) в сотрудничестве с Государственным университетом — Высшей школой экономики провели исследование по вопросам применения российскими компаниями методов управления на основе стоимости.
Управление на основе стоимости — система управления компанией, нацеленная на максимизацию стоимости, которая должна быть создана бизнесом, при котором система постановки целей, процессы распределения ресурсов, оценка результатов деятельности организации, а также применяемые системы вознаграждения основываются на показателях добавленной стоимости.
Экономическая добавленная стоимость — прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал. Данный показатель применяется при построении систем управления стоимостью, в частности в качестве основного параметра оценки стоимости, а также для оценки эффективности управления деятельностью предприятия с позиции собственников компании.
Информация о работе Прибыль как экономическая категория и способы ее максимизации предприятием