Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:58, курсовая работа
Основную цель деятельности любого предприятия составляет максимизация прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Однако формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили и ставят по сей день перед предприятием необходимость эффективно использовать, имеющиеся в его распоряжении внутренние ресурсы, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования и т.п.. Следовательно необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Таким образом актуальность темы исследования в условиях рыночной экономики заключается в том, что возрастающая конкуренция затрудняет рост объемов продаж, не позволяет вольно обращаться с ценами, и предприятиям приходится постоянно искать различные способы сохранения своих конкурентных позиций и увеличения прибыли.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1: Прибыль как экономическая категория и конечный показатель хозяйственной деятельности предприятия.
§1 Экономическая сущность и условия формирования прибыли…………… 6
§2 Способы максимизации и факторы роста прибыли………………………. 12
Глава 2: Практика формирования и планирования прибыли российскими предприятиями.
§1 Анализ детерминант экономической прибыли и оценка результатов деятельности предприятий в Российской Федерации............................................ 16
§2 Стратегическое планирование результатов деятельности предприятий в Российской Федерации........................................................................................ 22
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Литература……………………………………………………………………... 32
На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение.
На основе данных планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года — каждые полгода и ежегодно.
Результатом текущего планирования являются краткосрочные планы. Оно устанавливает показатели на год с разбивкой по кварталам.
Зарубежная практика выработала две схемы организации работ по составлению планов развития предприятия, которые широко применяются и на российских предприятиях: первая — по схеме «сверху-вниз» и вторая — «снизу-вверх».
При первой схеме руководство определяет цели и задачи предприятия, предполагаемые показатели развития и получения прибыли. Затем данные показатели спускаются в службы предприятия, где они детализируются с учетом влияния на них данных служб. После уточнения показатели поступают руководству предприятия для утверждения.
Но план может составляться и по второй схеме, когда ряд ведущих отделов на основе показателей по реализации продукции устанавливает систему показателей производственной и хозяйственной деятельности предприятия и направляет их на рассмотрение и утверждение руководству. Во избежание несостыковки планов подразделений проводится согласование производственных планов на основе различных методов, в том числе сбалансированного планирования и последовательного планирования.23
К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу. Данная стратегия, в свою очередь, определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив деятельности предприятия с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Основными этапами формирования стратегии развития фирмы являются:
- выработка миссии предприятия;
- определение его стратегического положения в отрасли и регионе;
- оценка сил конкуренции;
- анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT — анализ);
- разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка);
- выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга.
Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели - три основных и необходимых элемента построения стратегического плана. Сущность данных элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития. Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.
Специфика российской социально-экономической действительности заключается в том, что общие условия, в которых действуют предприниматели, характеризуются достаточно высоким уровнем изменчивости, высоким уровнем вмешательства государства при наличии политической нестабильности и недостаточности экономического протекционизма, несформированностью рыночных механизмов, то есть всем тем, что требует ориентации управления, прежде всего, на внешнюю среду. Наиболее значимое качество управления в сегодняшних условиях - это гибкость, способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые, адекватные условиям, формы и методы управления. Большинство российских предприятий испытывают затруднения в решении управленческих задач, связанных с стратегическим планированием деятельности предприятия. Данное положение во многом объясняется тем, что в дореформенный период при относительно стабильных социально-экономических условиях, медленном изменении техники и технологии, управляемой финансовой ситуации, довольно слабой международной конкуренции предприятиям удавалось строить свою деятельность без специальной проработки и обоснования, ясной формулировки своих стратегий. Более того, стратегических планов (в современном понимании) на уровне отдельных предприятий просто не существовало. Становление рыночной системы сделало данную задачу актуальной. В условиях возросшей изменчивости среды возникает объективная необходимость проработки предприятиями своей стратегии. Это может помочь им избежать финансовых потерь, упущенных возможностей или вообще угрозы самому существованию бизнеса. Стратегическое планирование построено на анализе перспектив предприятия, выявлении тех влияний, которые способны сложившиеся тенденции нарушить. Оно предполагает, кроме того, анализ позиций предприятия в конкурентной борьбе и выбор стратегии действий, то есть установление приоритетов в деятельности. Более того, чем более неопределенной является среда, тем короче должна быть длина планов для того, чтобы обеспечить гибкость и возможность корректировки действий.
Задачи стратегического планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. планирование роста прибыли,
2. планирование издержек предприятия и, как следствие, их уменьшение,
3. увеличение доли продаж,
4. улучшение социальной политики фирмы.
Однако основной задачей планирования деятельности предприятия является получение максимальной прибыли.
В связи с этим важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Данная часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (по реализации продукции и товаров, по реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, по внереализационным операциям и т.д.). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.24
В планировании прибыли используются следующие основные методы:
• прямого счета;
• аналитический;
• на основе эффекта производственного (операционного) рычага;
• на основе бюджетирования.
Метод прямого счета (самый распространенный метод) представляет с собой исчисление финансового результата как разницу между выручкой предприятия (без учета НДС, акцизов) и полной себестоимостью за соответствующий период. Данный метод в обобщенном виде можно представить следующей формулой: П = В — С, где:
П — планируемая прибыль от продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде,
В — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах,
С — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Сущность аналитического метода заключается в анализе влияния на финансовый результат различных факторов. Метод осуществляется в три последовательных этапа:
1) определение рентабельности, которая представляет с собой относительный показатель эффективности производства и характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов (расчет коэффициента рентабельности производится по формуле: прибыль предприятия, деленная на затраченные средства (или на выручку от реализации, активы предприятия) и умноженная на 100%);
2) исчисление объема товарной продукции в рассчитываемом периоде по себестоимости отчетного года и нахождение прибыли на товарную продукцию на основе базовой рентабельности;
3) учет влияния различных факторов на плановую прибыль: понижение себестоимости продукции, рост ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д.25
Метод, основанный на эффекте производственного рычага (CVP-анализ) позволяет установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.
На основе метода бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
Таким образом, планирование прибыли и расчет показателя рентабельности представляют собой процесс определения прогноза деятельности предприятия и эффективности данного прогноза.
Также необходимо отметить, что распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия, в соответствии с которым могут быть образованы фонды специального назначения: фонд накопления (для производственного развития предприятия, технического перевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новой продукции и т.д.), фонд потребления (в целях материального поощрения коллектива предприятия), а также резервный фонд, который предназначен для обеспечения финансовой устойчивости предприятия в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей.
Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.
Конечно, стратегическое планирование как процесс составления различных планов по своей сути и разнообразию применяемых технологий и методов его осуществления в реальной жизни намного полнее и сложнее, чем это представлено в данной работе. Однако все же автором были затронуты сущностные аспекты о месте и роли стратегического планирования в качестве основной формы, определяющей магистральные пути ведения и развития экономики предприятия.
Заключение.
Подводя итоги работы, необходимо отметить, что прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности для всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.).
В современных учебных пособиях по экономической теории прибыль (Pr) определяется как разность между полученным доходом (TR) и издержками производства (TC): Pr = TR – TC. Доход, в свою очередь, зависит от цены продукции и объема производства. Следовательно, основными факторами, определяющими величину прибыли от реализации продукции являются: объем, цена и издержки реализуемой продукции.
Таким образом, чтобы получить максимальную величину прибыли на практике и в теории применяются различные методы по максимизации прибыли предприятия. Важное место среди них занимают методы, которые основываются на определении объема производства, максимизирующего прибыль. Основная суть данных методов заключается в том, что:
1. Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна (TR–TC) max, позволяет обеспечивать фирме максимальную прибыль.
2. Фирма, производящая в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль. Таким образом, оптимальный объем производства – это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны. Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция). Данное равенство в условиях совершенной конкуренции, когда MR = Р, преобразуется в равенство: MC = MR = Р.
Информация о работе Прибыль как экономическая категория и способы ее максимизации предприятием