Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 20:27, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.
Уменьшению объема издержек обращения способствует также применение предприятием льготной системы налогообложения. До 2012 г. фирма «Алиса» применяла общую систему налогообложения, т.е. платила налог с продаж, налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, авансовые платежи по которым составляли в общей сумме около 70 тыс. руб. в квартал.
При переходе в 2012 г. на уплату единого налога на вмененный доход предприятие перечисляло в бюджет 50 тыс. руб. в квартал данного налога и 10 тыс. руб. единого социального налога, при этом все остальные налоги при данной системе налогообложения отменены.
Обоснование основных направлений экономии издержек обращения способствует максимизации прибыли торгового предприятия. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой деятельности факторов, зависящих от деятельности данного торгового предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия.
В составе резервов, связанных с совершенствованием управления торговым предприятием, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:
а) упорядочение организационной структуры управления торговым предприятием по функциональному признаку;
б) сокращение звенности управления;
в) выделение в составе структурных подразделений и структурных единиц торгового предприятия центров затрат и центров ответственности;
г) внедрение на предприятии системы управленческого учета издержек обращения в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп (подгрупп) товаров.
В составе резервов, связанных с совершенствованием управления торгово-технологическими процессами на предприятии, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:
а) сокращение дальности перевозок товаров;
б) использование прогрессивной технологии транспортирования и продажи товаров в таре-оборудовании;
в) сокращение звенности и рационализация потоков товародвижения внутри торгового предприятия;
г) внедрение прогрессивных методов продажи, в наибольшей степени соответствующих специфике реализуемого ассортимента товаров;
д) завоз на предприятие предварительно расфасованных товаров;
е) своевременный возврат тары поставщикам.
В составе резервов, связанных с совершенствованием управления товарооборотом на предприятии, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:
а) повышение в составе товарооборота удельного веса мелкооптовой продажи товаров;
б) повышение в общем объеме реализации удельного веса продажи товаров с низким уровнем издержкоемкости;
в) обоснованное нормирование потребности в товарных запасах в разрезе отдельных групп товаров;
г) снижение удельного веса товарных запасов с высоким периодом обращения в днях в общей сумме товарных запасов;
д) осуществление своевременной уценки сезонных товаров, изделий, вышедших из моды или потерявших первоначальное качество;
е) осуществление эффективной ценовой политики, дифференцированной по отношению к отдельным категориям покупателей;
ж) совершенствование рекламной деятельности, повышение эффективности отдельных рекламных мероприятий;
з) обеспечение достаточной широты и высокой устойчивости ассортимента товаров.
В составе резервов, связанных с совершенствованием управления использованием материально-технической базы предприятия, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:
а) увеличение коэффициентов сменности (часов) и непрерывности (дней) работы отдельных пунктов продажи товаров при достаточной интенсивности покупательских потоков;
б) повышение удельного веса торговой площади в общей площади магазинов;
в) повышение коэффициентов установочной и демонстрационной площади оборудования в общей площади торгового зала;
г) повышение коэффициента использования машин и механизмов по мощности за счет рационализации выбора их видов;
д) совершенствование размещения и режимов работы мелкорозничной сети предприятия.
В составе резервов, связанных с совершенствованием управления персоналом предприятия, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:
а) обоснование нормирование численности работников отдельных категорий, профессий, специальностей и уровней квалификации;
б) повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности их труда;
в) построение эффективной системы материального стимулирования персонала, тесно увязанной с основными результатами деятельности предприятия и экономией ресурсов;
г) использование системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины.
С учетом выявленных резервов по перечисленным и другим их видам обосновывается конкретная система мероприятий, направленных на экономию издержек обращения в планируемом периоде.
Как уже было отмечено, прибыль торгового предприятия зависит также от размера полученного валового дохода. В целях увеличения суммы прибыли предприятия необходимо разработать систему мероприятий по повышению суммы валового дохода. Система этих мероприятий исходит из факторов, влияющих на сумму доходов предприятия от торговой деятельности, основными из которых являются:
1) уровень цены закупки товаров;
2) уровень цены реализации
3) объем реализации товаров.
В разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей.17
Основными резервами повышения доходов за счет снижения уровня цен закупки товаров являются:
а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей;
б) использование всей системы ценовых скидок в процессе «уторговывания» партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество и сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;
в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранной валют (снижения курсов иностранных валют);
г) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках;
д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных распродажах по существенно сниженным ценам.
Основными резервами повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров является:
а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;
б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров;
в) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.
Основными резервами повышения доходов за счет увеличения объема реализации товаров является:
а) осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии;
б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;
в) предоставление потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров;
Итак, прибыль является важнейшим финансовым показателем, характеризующим абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия, и составляет основу экономического развития предприятия.
Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.
Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.
Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС и акцизного налога в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Следовательно, на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; повышение эффективности производства; расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.
По итогам этой работы можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.
При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
И в заключение следует добавить, что в условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
1 Экономический словарь
2 Г.А. Маховикова, С.В. Переверзева Микроэкономика продвинутый уровень, 2014
3 Абакулина
Л.Ю., Беляева Т.П. Экономика. Учебник для вузов. Стандарт
третьего поколения
Под ред. А.В. Лабудина
М.: Питер, 2013. - 368 с.
4 Герасимов Б.И., Косов Н.С. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: Учебное пособие / под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - Ч. 1. - 232 с.
5 Экономический словарь
6 Герасимов Б.И., Косов Н.С. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: Учебное пособие / под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - Ч. 1. - 232 с.
7 Булатов А.С., Бартенев С.А., Соколова О.В., Супян В.Б.Микроэкономика. Учебник для бакалавровСерия: "Бакалавр. Базовый курс"М.: Юрайт, 2014. - 448 с.