Прибыль предприятия: ее сущность, источники и стимулирующая роль (на примере фирмы ООО «Алиса»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 96.17 Кб (Скачать файл)

Доля издержек обращения каждого подразделения фирмы в общей сумме издержек обращения представлены на рис. №7, 8 Приложение №

Мы рассмотрели динамику показателей, размер и изменение которых оказывает наибольшее влияние на сумму прибыли торгового предприятия. Теперь рассмотрим динамику чистой прибыли по каждому подразделению ООО «Алиса». Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5. – Динамика чистой прибыли ООО «Алиса»

 

Отдел

Чистая прибыль, руб.

Изменение абсолютное, руб.

Изменение относительное, %

2012

2013

Зак. 1

22444

61232

38788

273

Зак. 2

– 9170

6753

15923

174

ММ 03

138243

138522

279

100,2

ММ 66

177237

229092

51855

129,25

Магазин

127839

191026

63187

149,43

Итого

456593

626625

170032

137,25


Данные таблицы 5 показывают, что динамика чистой прибыли ООО «Алиса» в 2013 г. была положительной, как в целом по фирме (170032 руб. или 37,25%), так и по каждому подразделению. Сумма прибыли Закусочной №1 увеличилась на 38788 руб. или 173%, Закусочная №2 перестала быть убыточной и изменение суммы ее чистой прибыли составило 15923 руб. или 174%. Прибыль мини-магазина №03 осталась приблизительно на том же уровне, ее изменение составило 279 руб. или 0,2%. Сумма прибыли мини-магазина №66 увеличилась на 5185 руб. или 29,25%. Увеличение суммы прибыли магазина составило 63187 руб. или 49,43%.

Доля чистой прибыли каждого подразделения в общей сумме прибыли фирмы представлена на рис. №10, 11 Приложение №

Теперь проведем общий анализ показателей, характеризующих деятельность ООО «Алиса» в целом по фирме и рассмотрим влияние факторов на изменение суммы прибыли.

В таблице 6 представлена динамика показателей деятельности ООО «Алиса» в целом по фирме за 2012–2013 гг.

Таблица 6. – Показатели эффективности деятельности ООО «Алиса»

 

Показатель

2012

год

2013

год

Отношение отчетного к предыдущему в%

Товарооборот, руб.

7365189

8146885

110,61

Валовой доход, руб.

1534045

1763219

115

Издержки обращения, руб.

903300

869069

96,2

Балансовая прибыль, в т.ч.

621192

893150

143,78

прибыль от реализации, руб.

630745

894150

-

Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб.

– 9553

– 1000

-

ЕНВД, руб.

164599

266525

161,92

Чистая прибыль, руб.

456593

626625

137,25

Кнп

0,26

0,3

115

Кчп

0,74

0,7

94,6


Расчеты:

1. Коэффициент налогообложения  прибыли: Кнп = НП/ВП

1) 2012 г. Кнп = 164599 / 621192 = 0,26;

2) 2013 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.

2. Коэффициент прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия (коэффициент  чистой прибыли): Кчп = ЧП / ВП

1) 2012 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74;

2) 2013 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7.

Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли. Данные для анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7. – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли ООО «Алиса»

Показатель

2012

год

2013

год

Отклонение

Δ (+, -)

Товарооборот. Руб.

7365189

8146885

781696

Валовой доход, руб.

в% к товарообороту

1534045

20,83

1763219

21,75

229174

0,92

Издержки обращения, руб.

в% к товарообороту

903300

12,26

869069

10,66

-34231

-1,6

Прибыль, руб.

в% к товарообороту (Ро)

621192

8,5

893150

11

271958

2,5


 

Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Алиса».

1. Влияние изменения товарооборота  на сумму прибыли:

Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб.

2. Влияние изменения среднего  уровня валового дохода:

Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб.

3. Влияние изменения уровня издержек  обращения:

Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб.

4. Изменение прибыли = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб.

Как видно из таблиц и приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб. Баланс факторов соответствует размеру полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.

Проведенный в этой части анализ таких показателей деятельности торгового предприятия, как товарооборот, издержки обращения, валовый доход, выявил их взаимосвязь и влияние этих факторов на изменение прибыли ООО «Алиса».

Как выяснилось, наибольшее влияние на увеличение прибыли ООО «Алиса» оказало снижение уровня издержек обращения. Достигнутая относительная экономия издержек обращения показала, что у предприятия имеются резервы для дальнейшего развития и роста товарооборота и прибыли.

Однако достижение целевой чистой прибыли исключительно за счет экономии издержек обращения не всегда возможно. Более вероятным будет достижение этой цели при одновременном увеличении объема розничного товарооборота и экономии издержек обращения.

На основе взаимосвязи суммы прибыли торгового предприятия с объемом товарооборота, валовым доходом (торговыми надбавками) и издержками обращения можно выделить роль отдельных факторов ее формирования и обеспечить эффективность управления этим процессом. Изменения значения одного из показателей этой взаимосвязи, можно разработать хозяйственную стратегию предприятия на планируемый год.

Предприятие для получения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению издержек обращения, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант. Однако при этом необходимо учитывать, ниже какого объема товарооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменных расходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка.

Для оценки торгово-хозяйс

твенной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота:

Рт = П / Т · 100, (24)

где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту;

П – сумма прибыли, руб.;

Т – объем товарооборота, руб.

Посмотрим, какова рентабельность каждого из подразделений ООО «Алиса» в 2012–2013 гг. (таблица 8).

Наибольший показатель рентабельности имеют мини-магазин 03, мини-магазин 66 и основной магазин «Алиса». Однако наибольший рост рентабельности наблюдается у Закусочной №1 – 3,55%. Темп роста рентабельности Закусочной №1 составил 237,6%. Мини-магазин 03 имеет наименьший рост рентабельности 0,42%. Темп роста составляет 105,2%.

Рентабельность Закусочной №2 в 2013 г. стала положительной и увеличилась на 2,27%, темп роста составил 172%. Динамика рентабельности мини-магазина 66 и основного магазина «Алиса» также положительна – 1,26% и 1,36% соответственно, темп роста рентабельности по этим отделам составил 112,4% и 125% соответственно.

Общая рентабельность ООО «Алиса» выросла на 1,5%, а темп роста составил 124,2%.

Таблица 8. – Динамика рентабельности ООО «Алиса»

Отдел

Рентабельность, %

Изменение абсолютное, %.

Изменение относительное, %

2012

2013

Зак. 1

2,58

6,13

3,55

237,6

Зак. 2

– 1,32

0,95

2,27

172

ММ 03

8,12

8,54

0,42

105,2

ММ 66

10,17

11,43

1,26

112,4

Магазин

5,43

6,79

1,36

125

Итого по фирме

6,2

7,7

1,5

124,2


Данные таблицы 8 говорят о том, что предприятие ООО «Алиса» имеет достаточный потенциал экономического развития, который позволяет ему сохранять устойчивое положение и повышать эффективность деятельности даже при воздействии некоторых неблагоприятных факторов, что отвечает как интересам собственников, так и работников предприятия.

В практике деятельности торгового предприятия большое значение имеет удовлетворение интересов собственников, акционеров, инвесторов предприятия не только в получении достоверной информации о бухгалтерской отчетности и учетной политике организации, но и в овладении соответствующей аналитической информацией о ее финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия различных управленческих решений.

Анализ рентабельности занимает основное место в финансовом анализе, осуществляемом организацией торговли. Информационной базой анализа рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. В процессе контроля показателей бухгалтерского учета и отчетности, участвующих в расчете коэффициентов рентабельности, применяют следующие аналитические процедуры:

  • сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными за прошлый отчетный период;
  • сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними коэффициентов рентабельности отчетного периода и предыдущего года с нормативными значениями или критериальными, свидетельствующими о положительных или отрицательных тенденциях в изменении рентабельности организации;
  • анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов рентабельности при изучении влияния факторов на эти показатели.

Так как показатели рентабельности предприятия – это относительные коэффициенты, выражающие экономическую зависимость ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ предусматривает построение различных факторных моделей анализа коэффициентов рентабельности.

Анализ рентабельности коммерческого (торгового) предприятия имеет свою специфику, связанную с использованием показателей и терминологии, присущих торговым предприятиям. Рентабельность торгового предприятия характеризуется системой показателей, между которыми существует взаимосвязь и взаимозависимость. В свою очередь каждый из показателей рентабельности складывается под воздействием тех или иных процессов, происходящих в деятельности предприятия.

Информация о работе Прибыль предприятия: ее сущность, источники и стимулирующая роль (на примере фирмы ООО «Алиса»)