Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по увеличению прибыли предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, виды, сущность прибыли, механизм ее формирования на предприятии;
- Выявить факторы, влияющие на прибыль предприятия;
- Разработать программы по повышению эффиктивности формирования, распределения и использования прибыли ООО «Мегаполис».
Введение……………………………………………………………………………………………..… 3
ГлаваI. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия………………………………………………………………………………………….. 5
1.1.Понятие, виды, сущность прибыли, механизм её формирования на предприятии…………………………………………………………………………………………... 5
1.2. Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли. Пути увеличения прибыли на предприятии……………………………………………………………………….. 19
ГлаваII. Анализ формирования и распределения прибыли на примере ООО «Мегаполис»………………………………………………………………………………………... 27
2.1.Характеристика предприятия как объекта исследования……………………... 27
2.2.Анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Рекомендации по повышению прибыли на исследуемом предприятии ……………………………………………………………………………… ………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………….. 41
Список использованной литературы………………………………………………………. 44
Приложения………………………………………………………………………………………… 46
В 60-х гг. компания «Пепси-кола» не занимала ведущих позиций в производстве напитков. В то время существовало много различных фирм, производящих аналогичную продукцию. Президент компании «Пепси-кола», как сторонник социалистических преобразований, получил приглашение на прием к Генеральному секретарю КПСС Л.И. Брежневу. Был подписан договор о поставке напитков в СССР. Так, компания «Пепси-кола» первая из иностранных фирм, производящих безалкогольные напитки, завоевала советский рынок. Значительно увеличив получаемую прибыль, она стала процветающим предприятием.
Инфляция заметно искажает
результаты хозяйственной деятельности
предприятий и оказывает
Субъекты хозяйствования могут получать прибыль, являющуюся следствием развития инфляционных тенденций. Так, в 1992-1996 гг. на многих предприятиях Украины объем получаемой прибыли увеличился в результате роста цен на производимую продукцию, выполненные работы, оказываемые услуги. Инфляция является весьма накладной для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды [5, С. 41].
Таким образом, прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности (формула 1.1). Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
р = ТК-ТС,
где р (profit) - прибыль;
ТК (total revenue) - совокупная выручка;
ТС (total cost) - совокупные издержки.
Финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования могут быть выражены:
1. Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности.
2. Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной ее себестоимостью.
3. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производства и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
4. Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет [22, C. 483].
Но еще существует трактовка двух видов прибыли: бухгалтерской и экономической. Эти два вида трактовок получило свое развитие благодаря Дэвиду Соломону.
Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде.
Понятие «бухгалтерской
прибыли» в России введено с 1 января
1999 г. Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Согласно этому Положению, бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Несмотря на то, что в разных странах методика расчета показателя прибыли может различаться, все эти методики объединяет использование метода начисления и (за редкими исключениями) принципа исторической стоимости (себестоимости приобретения) при оценке расходов.
Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Она определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, помноженной на величину вложенного капитала. Она позволяет сравнить рентабельность вложенного капитала компании с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью и выразить полученную разницу в денежных единицах. Именно показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг компании [7, C. 464].
В таблице 1.1 приведен условный пример с экономической прибылью ОАО «Кондитерская фабрика».
Можно увидеть, что для того, чтобы оправдать использование предоставленного ему в 2011 г. заемного и собственного капитала, кондитерская фабрика должна была получить чистую операционную прибыль после налогообложения (т.е. прибыль без учета процентных и чрезвычайных доходов и расходов) в размере 755,2 млн руб., или 74% на вложенный капитал. Фабрика же смогла обеспечить только 324,6 млн руб. чистой операционной прибыли (или 31,9% на вложенный капитал), тем самым недополучив 430,6 млн руб. Столь же безрадостная картина складывается и в отношении 2012 г., в котором для оправдания использования имеющегося капитала предприятие должно было получить чистую операционную прибыль в размере 567,5 млн руб. (43,9% на вложенный капитал), а смогло обеспечить только 289 млн руб. (или 22,4% на вложенный капитал), фактически недополучив 278 млн руб. Однако с точки зрения приближения к минимально необходимому уровню доходности 2012 г. оказался успешнее 2011 г., так как в 2012 г. компания смогла обеспечить 51% от минимально необходимого уровня чистой операционной прибыли (против 43% в 2011 г.).
Таблица 1.1 - Расчеты экономической прибыли ОАО «Кондитерская фабрика»*
Наименование показателя |
2012 год |
2011 год |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (без учета амортизации) Коммерческие расходы Управленческие расходы Прочие операционные и внереализационные доходы за вычетом прочих операционных и внереализационных расходов (без учета процентных доходов и расходов) Прибыль без учета процентов, налога на прибыль и амортизации (EBITDA) Амортизация Налог на прибыль и иные обязательные платежи Корректировка налога по процентным доходам и расходам Чистая операционная прибыль после налогообложения Минимально необходимый доход на вложенный капитал Экономическая прибыль |
2259,0 1578,0
59,3 234,0 43,2
344,5
36,0 32,0 12,5 289,0 567,5 278,5 |
2198,7 1534,6
41,8 171,9 91,4
359,0
15,0 35,6 16,2 324,6 755,2 430,6 |
*Примечания к таблице: [12, C. 413]
На основе произведенных расчетов можно было бы предположить, что улучшение ситуации в части экономической прибыли должно стать одним из факторов, способствующих повышению котировок акций компании в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Ситуация несколько улучшилась, так как объем экономических потерь для акционеров снизился. Однако можно предположить, что улучшение произошло не за счет деятельности предприятия (у которого, наоборот, снизилась доходность на вложенный капитал с 31,9% до 22,4%), а за счет общего улучшения экономической ситуации и соответствующего падения общего уровня процентных ставок и требуемой доходности. Тем не менее, с точки зрения повышения благосостояния своих акционеров и инвесторов можно сделать вывод, что ОАО «Кондитерская фабрика» не справляется со стоящей перед ним задачей.
Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке – постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию. Ожидание экономической прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет техническое нововведения, осваивает новые производства. В конечном счете, это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.
С другой стороны, существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой - либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос и общество заинтересовано в расширении ее производства. В ответ на полученный сигнал в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрения новой техники т.д.
Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем. Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль [11, С. 81]
Рассмотрим механизм формирования и распределения прибыли на предприятии.
Конечным финансовым
результатом хозяйственной
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:
На рисунке 1.2 продемонстрирован механизм формирования балансовой прибыли. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли показывают перераспределение ранее полученных доходов. Следует не забывать, что не вся получаемая прибыль присваивается фирме, потому что подвергается обложению налогом. Вследствие чего уменьшается прибыль на сумму прибыли от реализации, произведенной продукции, а также от реализации произведенной переработанной на предприятии продукции собственного производства.
Рисунок 1.2 - Формирование балансовой прибыли*
|
Балансовая прибыль |
|||
|
||||
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг |
Прибыль от прочей реализации |
Внереализационные финансовые результаты | ||
|
||||
Объем продажи продукции |
Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей |
Прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий | ||
Структура товарной продукции |
Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств |
Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли | ||
Цены реализации |
Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов |
Пени и штрафы, полученные и уплаченные | ||
Убытки от списания дебиторской задолженности | ||||
Убытки от стихийных бедствий |
*Примечания к таблице: [26, C.297]
Оставшаяся доля после уплаты налогов представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль), которая полностью поступает в полное распоряжение предприятия. После чего направляется на оплату труда, материальные поощрения, на прирост оборотных средств, социальное развитие путем образования соответствующих фондов; капитальных вложений, развития науки и техники, социального развития. Более подробно формирование и распределение прибыли можно увидеть на рисунке 1.3
Рисунок 1.3 - Механизм формирования и распределения прибыли*
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов |
– |
Себестоимость продукции (работ, услуг) | ||||
Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг) |
+ |
Прибыль от прочей реализации |
+ |
Внереализационные прибыли, убытки | ||
Балансовая (валовая) прибыль |
– |
Сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль | ||||
Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот |
х |
Ставка, % |
= |
Сумма налога на прибыль | ||
Балансовая прибыль |
– |
Налоги и другие обязательные платежи | ||||
Накопление |
Чистая прибыль |
Потребление |
Информация о работе Прибыль предприятия, её формирование и использование