Прибыль предприятия, её формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по увеличению прибыли предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, виды, сущность прибыли, механизм ее формирования на предприятии;
- Выявить факторы, влияющие на прибыль предприятия;
- Разработать программы по повышению эффиктивности формирования, распределения и использования прибыли ООО «Мегаполис».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..… 3
ГлаваI. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия………………………………………………………………………………………….. 5
1.1.Понятие, виды, сущность прибыли, механизм её формирования на предприятии…………………………………………………………………………………………... 5
1.2. Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли. Пути увеличения прибыли на предприятии……………………………………………………………………….. 19
ГлаваII. Анализ формирования и распределения прибыли на примере ООО «Мегаполис»………………………………………………………………………………………... 27
2.1.Характеристика предприятия как объекта исследования……………………... 27
2.2.Анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Рекомендации по повышению прибыли на исследуемом предприятии ……………………………………………………………………………… ………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………….. 41
Список использованной литературы………………………………………………………. 44
Приложения………………………………………………………………………………………… 46

Файлы: 1 файл

Kursovaya_GOTOVA_Vosstanovlen.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать файл)

Для проведения анализа доходов ООО «Мегаполис» рассмотрим    таблицу 2.2.

Таблица 2.2. Формирование бухгалтерской прибыли в ООО «Мегаполис» за 2011-2012 гг.*

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение (+;-)

Темп роста 

Сумма, млн. руб.

Сумма, млн. руб.

Сумма, млн. руб.

%

 Выручка от реализации  товаров, работ услуг (без НДС,  акцизов и аналогичных обязательных  платежей)

475,8

853,1

+377,3

179,3

 Себестоимость реализации  товаров, продукции, работ, услуг

359,3

845,8

+486,5

235,4

Расходы на реализацию

112,5

-

- 112,5

-

Прибыль (убыток) от реализации

3,9

7,3

+3,4

187,2

Внереализационные доходы

0,05

0,1

+0,05

200,0

Внереализационные расходы

-

-

-

-

Прибыль (убыток) отчётного  периода 

4,1

7,4

+3,3

180,5

Налоги и сборы, платежи  и расходы, производимые из прибыли

0.7

2,0

+1,3

285,7

Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода 

3,4

5,4

+2

158,8


 

Анализируя таблицу 2.2, можно заметить, что балансовая прибыль в 2012 году значительно увеличилась по сравнению с 2011 годом.

Увеличению способствовало:

Увеличение прибыли  от реализации на 3,4 млн. руб. или на 87,2%. На это увеличение повлияло превышение абсолютного изменения внереализационных доходов над абсолютным изменением внереализационных расходов на 0,05 млн. руб.

Отрицательное влияние  на величину балансовой прибыли оказало  увеличение себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг.

В связи с тем, что  прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей бухгалтерской прибыли.

Далее рассмотрим структуру полученной прибыли на ООО «Мегаполис» за 2011-2012 гг. В 2012 году прибыль отчетного периода увеличилась на 3,3 млн. руб. по сравнению с 2011 годом и составила 7,4 млн. руб. В этом же году  увеличивается прибыль от внереализационных операций на 0,05 млн. руб.

Это обусловлено тем, что современная экономика имеет  тенденцию постоянного изменения, и любое предприятие, в том числе и данное стремится к высокой рентабельности производства.

Увеличение прибыли и рентабельности благоприятно повышает эффективность предприятия.

Далее проведем анализ валовой прибыли предприятия, который представлен в таблице 2.3.

Уровень торговой надбавки определяется по формуле:

                                                                                         (2)

где ВП – валовая прибыль, тыс. руб.

Т – товарооборот, тыс. руб.

 

Таблица 2.3. Валовая прибыль ООО «Мегаполис за 2011-2012 год»*

Показатели

2011

2012

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

Товарооборот, тыс. руб.

15744

16607

+863

105,48

Показатели

2011

2012

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

Уровень торговой надбавки, %

4105/(15744-4105)*100= 35,27

4836/(16607-4836)*100= 41,08

+5,81

-

Валовая прибыль сумма, тыс. руб.

4105

4836

+731

117,81


 

За анализируемый период розничный товарооборот возрос на 863 тыс. руб. (5,48%), торговая надбавка возросла на 5,81 %.

Динамика показателей  указывает на расширение деятельности предприятия и снижению удельных затрат (что позволило увеличить  торговую надбавку). Анализ проводится методом абсолютных разниц по модели:

                                                                                    (2.2)

где Увп – уровень  валовой прибыли, %.

ВП – валовая прибыль, тыс. руб.

Т – товарооборот, тыс. руб.

Таким образом, анализ прибыли ООО «Мегаполис» показал, что максимальное влияние на валовую прибыль оказал рост торговой надбавки. Рост товарооборота и рост уровня валовой прибыли оказали на прибыль от продаж положительные влияние. Рост объема товарооборота привел к росту прибыли от продаж на 55,69 тыс. руб. Рост уровня валовой прибыли привел к росту прибыли от продаж на 505,99 тыс. руб. Максимальное влияние на рост прибыли до налогообложения оказал рост уровня валовой прибыли (+505,99 тыс. руб.). Динамика показателей положительна, что указывает на повышение эффективности деятельности предприятия.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части:

  1. Увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления;
  2. Характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования затрат.

В условиях перехода к  рыночным отношениям возникает необходимость  резервировать средства в связи  с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей  доходов от предпринимательской  деятельности. При использовании  чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию.

Признание того факта, что  в настоящее время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.

Чистый доход предприятия  представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения  прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо - и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование  прибыли, возможно, лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом самое главное значение имеет реализация продукции. Так как в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Так же реализация продукции  — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая ошибка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой. Значит, на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия. Рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции. Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Следовательно, как и экономия материальных затрат, это увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения  “не заработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению. Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости, и себестоимости продукции.

Руководителям предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь обязательно должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.

  1. Государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.
  2. Кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.
  3. Руководство стремится, как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.

На руководство возлагается  ответственность планировать распределение  прибыли таким образом, чтобы  не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия [19, C. 512].

Основные направления  повышения прибыли и рентабельности в ООО «Мегаполис».

В своей деятельности любое предприятие  стремится достичь максимума прибыли, а это, в свою очередь, на прямую зависит от эффективности деятельности предприятия, организации. Эффективность предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства:

  • Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятся затраты на производство единицы товара и через экономию возрастет прибыль и эффективность;
  • Ресурсосбережение и модернизация оборудования;
  • Привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование;
  • Повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;
  • Эффективность управленческого фактора (исследований, разработок и политики фирмы).

С последним фактором тесно соприкасается наука маркетинг, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии. Использование разработок научно-технического прогресса в торговле приводит к значительным успехам в области повышения прибыли и снижения затрат. Новые виды упаковок, позволяющих продлить срок годности товара, новые материалы для изготовления самих товаров и их упаковки, новые способы рекламы товаров, все это помогает, как можно более полно удовлетворить спрос населения, что ведет к увеличению товарооборота.

В области рационализации использования  ресурсов немаловажную роль играет планирование деятельности предприятия. Предприятия сегодня не в состоянии за один год решить вопросы пополнения собственных оборотных средств финансирования капитальных вложений в основные фонды и постоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль (каждому понятно, что и заемные средства можно возвратить также за счет полученной прибыли).

Из приведенных положений ясно, что каждому предприятию необходима информация о возможностях получения прибыли с упреждением на несколько (2-5) лет и об ожидаемом ее объеме на предстоящий период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Соответственно, этому предприятия прогнозируют прибыль на 3-4 года и разрабатывают планы на предстоящий период. Эту работу предприятия делают также и для того, чтобы сориентироваться в своих отношениях с налоговыми службами.

Привлечение инвестиций позволяет  предприятию восполнить недостающие ресурсы для формирования основных и оборотных средств.

Немаловажным фактором в формировании прибыли является человеческий фактор. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.

Ключевое же место занимает определение  способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе. При этом, даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью.

Информация о работе Прибыль предприятия, её формирование и использование