Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 317.57 Кб (Скачать файл)

= (110969 – 166647) : 110969 = -50 %;

Rпродаж1 = (В1 – С1) : В1 =

- (199977 – 166647) : 199977 = -16,7 %;

Δ Rпродаж (В) = Rпродаж1усл. - Rпродаж0 = 58,54 % - 25 % = + 33,54 %;

Δ Rпродаж (С) = Rпродаж2усл. - Rпродаж1усл. = -50 % +16,7 % = - 33,3 %;

В 2012 году по сравнению с 2011 годом рентабельность продаж увеличилась на 2,01 % за счет факторов:

- увеличение выручки  от продаж +33,54 %

- увеличение себестоимости  продаж - 33,3 %

Итого: +0,24 %

С целью углубления результатов анализа целесообразно рассчитать влияние на изменение рентабельности продаж факторов, обусловивших повышение соответствующих показателей прибыли, методом долевого участия.

 

Таблица 3.5 - Расчет влияния факторов, обусловивших изменение чистой прибыли, на изменение рентабельности конечной деятельности ООО «Русь-27» за 2012- 2013 гг.

Показатели

Величина влияния на изменение чистой прибыли, тыс. руб.

Влияние на изменение рентабельности конечной деятельности

Расчет

Величина, %

А

1

2

3

1. Увеличение оборота  розничной торговли

1292,9

1292,9:1567,9*0,34

0,28

2. Снижение среднего уровня  валовой прибыли

-4365,3

-4365,3:1567,9*0,34

-0,94

3. Снижение среднего уровня  издержек обращения

4854,4

4854,4:1567,9*0,34

1,05

4.Увеличение прочих доходов

46

46:1567,9*0,34

0,01

5. Увеличение прочих расходов

-29

-29:1567,9*0,34

-0,01

6. Снижение текущего налога  на прибыль

147,3

147,3:1567,9*0,34

0,03

7. Увеличение процентов  к уплате

-378,4

-378,4:1567,9*0,34

-0,08

Итого

1567,9

0,28-0,94+1,05+0,01-0,01+0,03-0,08

0,34


 

Результаты произведенных расчетов показывают, что четыре из семи факторов оказали положительное влияние как на изменение чистой прибыли, так и на изменение рентабельности продаж по чистой прибыли, в результате чего ее значение в отчетном году увеличилось в совокупности на 1,37%. При этом наибольшее положительное влияние оказало снижение среднего уровня издержек обращения, обусловившее повышение финансовой отдачи результатов всей деятельности организации на 1,05%. Фактором, наиболее отрицательно повлиявшим на исследуемый результативный показатель, а тем самым оказавшим негативные последствия воздействия факторов, явился -снижение среднего уровня валовой прибыли, которое предопределило уменьшение рентабельности продаж по чистой прибыли на0,94%. Общее отрицательное влияние факторов составило 1,03%.

 

3.3 Экономическое обоснование резервов роста прибыли и рентабельности.

 

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста оборота розничной торговли, уменьшения издержек обращения, недопущения внереализационных убытков. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

ООО «Русь-27» получает доходы, которые идут на покрытие текущих затрат, а так же на формирование прибыли. Резервами роста прибыли являются текущие резервы, то есть возможности улучшения хозяйствования в ближайшее время. Основным показателем эффективной деятельности является величина оборота розничной торговли.

В связи с этим необходимо скорректировать политику руководства на данном предприятии и провести ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности используемых ресурсов.

Для обеспечения дальнейшего повышения оборота розничной торговли, необходимо значительно увеличить поступление товаров. Для того чтобы поступающие товары не залеживались на складах, а быстро реализовывались нужно изучать спрос населения. Работа товароведа в данной области приведет к решению таких задач как:

-изучение спроса  населения (проведение опросов, анализ  динамики реализуемых товаров, анализ товарных запасов по товарным группам)

-закуп необходимой  продукции на оптовых складах;

-заключение долгосрочных  договоров на поставку продукции;

проведение гибкой ценовой политики (например: сезонное увеличение или уменьшение цены товара, для недопущения образования сверх нормативных товарных запасов).

Для эффективного функционирования торговых предприятий в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов снижения себестоимости приобретаемых товаров. Чем выше покупная стоимость единицы товара, тем, как правило, торговая надбавка ниже. Это связано с тем, что при высокой себестоимости единицы продаваемого товара, повышение торговой надбавки ведет к заметному увеличению отпускной цены, что заметно затрудняет продажу. И, наоборот, чем ниже себестоимость единицы товара, тем большую торговую надбавку можно устанавливать.

Экономия издержек - существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения цен на товары.

Размер издержек обращения прямо влияет на величину прибыли от продаж, поэтому соблюдение режима экономики и оптимизация издержек обращения - важнейшие факторы повышения прибыли и рентабельности деятельности торгового предприятия. Закономерностью формирования издержек обращения является снижение их уровня при росте объема оборота розничной торговли.

Для повышения рентабельности на анализируемом предприятии ООО «Русь-27» можно предложить следующее:

Усилить контроль за качеством продаваемой продукции, с целью удержания старых и привлечения новых покупателей, что в конечном итоге приведет к росту объемов реализации товаров.

Для осуществления данного мероприятия необходимо принять следующие меры: провести оптимизацию торгово-оперативного персонала на 6 единиц и провести индексацию заработной платы на 20%,так как материальное стимулирование труда оказывает прямое влияние на его производительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прибыль отражает результаты торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли и выступает одним из важнейших показателей эффективности их работы. В курсовой работе был проведен анализ формирования прибыли предприятия торговли ООО «Русь-27». По результатам анализа были сделаны следующие выводы.

Происходит увеличение эффективности деятельности ООО «Русь-27», так как наблюдается увеличение оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли в прошлом году составил 110969 тыс. руб., а в отчетном году произошло увеличение оборота розничной торговли на сумму 51614 тыс. руб. и он составил 162583 тыс. руб. Доходы предприятия торговли в динамике увеличиваются. Увеличение составило 2968 тыс. руб. Основным источником формирования доходов в анализируемом периоде является валовая прибыль, или прибыль, получаемая в результате основной деятельности фирмы. В результате анализа можно сделать вывод, что структура доходов фирмы является рациональной, так как основным источники доходов является основная деятельности фирмы. При этом за счет увеличения оборота розничной торговли, валовая прибыль полученная возросла на 2903 тыс. руб.

Основной удельный вес в расходах предприятия в анализируемом периоде занимают издержки обращения, в денежном выражении они увеличились на 2860 тыс. руб., что отрицательно влияет на деятельность торгового предприятия ООО «Русь-27». Главным показателем, характеризующим конечную деятельность предприятия, является чистая прибыль, то есть тот результат, ради которого предприятие функционирует. Данный показатель имел положительную динамику в своем развитии: повышение чистой прибыли за изучаемый период составило 53 тыс. руб., и на конец 2011 года она составила 3887 тыс. руб. Результаты структурного анализа динамики чистой прибыли ООО «Русь-27» показали, что в целом за год совокупная сумма упущенных возможностей ее роста составила 10021,5 тыс. руб. Причем в доминирующей своей части она была обусловлена негативным влиянием снижения уровня торговых надбавок. Доля сокращения чистой прибыли за счет увеличения налога на прибыль была менее существенной. Таким образом, обобщая результаты аналитического исследования, следует дать позитивную оценку деятельности ООО «Русь-27» в отчетном периоде, так как увеличение оборота розничной торговли сопровождается увеличением чистой прибыли.

По всем относительным показателям рентабельности наблюдается снижение, что оценивается условно положительно. Наибольшее снижение отмечено по рентабельности текущих затрат на 2,71% по сравнению с прошлым годом, так как прибыль от продаж расчет более быстрыми темпами, чем издержки обращения предприятия.

ООО «Русь-27» получает доходы, которые идут на покрытие текущих затрат, а так же на формирование прибыли. Резервами роста прибыли являются текущие резервы, то есть возможности улучшения хозяйствования в ближайшее время.

Для увеличения прибыли и повышения рентабельности на анализируемом предприятии ООО «Русь-27» было предложено следующее:

1. Усилить контроль за качеством продаваемой продукции, с целью удержания старых и привлечения новых покупателей, что в конечном итоге приведет к росту объемов реализации товаров.

2. Так же для увеличения объема реализации можно внедрить систему скидок при покупке товаров свыше определенной суммы.

Предложения по повышению рентабельности предприятия и ожидаемый эффект от них отобразим в таблице 3.10.

Таблица 3.10-Показатели экономической эффективности

Содержание предложения

Ожидаемый эффект

Показатели

 

1.Увеличение объема продаж

На 13,5%

1.Контроль за качеством продукции

2. Увеличение прибыли  от продаж

Темп роста 173,5%

 

3. Рост рентабельности

На 2,9%

 

1.Увеличение объема продаж

На 15%

2.Внедрение системы скидок

2.Увеличение прибыли от  продаж

Темп роста 181,7%

 

3. Рост рентабельности

На 3,08%


 

После внедрения предложений по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия рентабельность составит 6,88%.

В общей сложности все предложенные мероприятия открывают перспективы для роста прибыли и рентабельности, выявленные резервы позволяют достичь запланированных показателей на 2013 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. – М. : Инфра-М, 2011. – 208 с.

1

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч 2. [Электронный ресурс] :федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ ред. от 23.07.2013г, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012. – Режим доступа :КонсультантПлюс.

2

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч 1. [Электронный ресурс] :федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ ред. от 02.11.2013г. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

3

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч 2. [Электронный ресурс] :федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ ред. от 02.11.2013. – Режим доступа :КонсультантПлюс.

5

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :федер. закон от 30.12.2013г. N 197-ФЗ ред. от 23.04.2012. – Режим доступа :КонсультантПлюс.

4

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 [Электронный ресурс] : утв. приказом Мин-ва финансов Рос. Федерации от 19.11.2002 N 114Н ред. от 27.04.2012г. – Режим доступа :КонсультантПлюс.

6

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [Электронный ресурс] : утв. приказом Мин-ва финансов Рос. Федерации от 06.05.1999 г. N 32Н ред. от 27.04.2012г. – Режим доступа :КонсультантПлюс.

7

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс] : утв. приказом Мин-ва финансовРос. Федерации от 06.05.1999 г. N 32Н ред. от 27.04.2012г. – Режим доступа :КонсультантПлюс.

8

  1. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности : учеб.пособие / М. С. Абрютина. – М. : Дело и сервис, 2006. – 512 с.

9

  1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб.пособие / Н. П. Любушин, В. Б. Лещев, В. Г. Дьяков. – М. :Юнити-Дана, 2008. – 471 с.

10

  1. Антаненкова Е. Упрощенная система налогообложения. Учет убытков / Е. Антаненкова // Учет и анализ торговой деятельности. – 2011. - N 3. - С. 15-18.

11

  1. Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / М. И. Баканов. – М.: Экономика, 2009. – 350 с.

12

  1. Башкатова Л. И. Новации законодательства / Л. И. Башкатова // Бухгалтерский учет. – 2011. – N 2. – С. 48-52.

13

  1. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии : учебник / В. А. Горемыкин. М. : Юрайт, 2012. – 704 с.
 
  1. Греховодова М. Н. Экономика торгового предприятия : уч. пособие / М. Н. Греховодова. – М.: Инфра-М, 2009. – 192 с.

14

  1. Емельянова О. Н. Рентабельность и эффективность деятельности коммерческого предприятия : конспект лекций / О. Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2009. - 37 с.

33

  1. Журавлев П. В. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности : учебник / П. В. Журавлев, С. А. Банников, Г. М. Черкашин. – М. : Экзамен, 2008. – 544 с.

26

  1. Забродская Н. Г. Экономика и статистика предприятия : учеб.пособие / Н. Г. Забродская. – М. :Юнити-Дана, 2007. – 352 с.

16

  1. Иванов Г. Г. Экономика организации. Торговля : учебник / Г. Г. Иванов. – М. : Форум, 2012. – 351 с.
 
  1. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия : учебник / Г. Г. Иванов. – М. : Академия, 2009. – 320 с.

17

  1. Камынина Н. Н. Менеджмент и лидерство : учебник / Н. Н. Камынина, И. В. Островская, А. В. Пьяных. – М. :ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 528 с.
 
  1. Котова С. «Обособленный» режим налогообложения / С. Котова // Помощник бухгалтера. – 2011. – N 8. – С. 41-42.

18

  1. Льянова Ф. Использование упрощенной системы налогообложения малыми предприятиями в 2011 году / Ф. Льянова // Предпринимательство. - 2010. – N7. – С.27-34.

19

  1. Лясников Н. В. Стратегический менеджмент : учеб.пособие / Н. В. Лясников, М. Н. Дудин. – М. :КноРус, 2012. – 256 с.
 
  1. Материалы конференции: новое в расчете налоговой базы по налогу на прибыль // Российский налоговый курьер. – 2011. – N 8. – С. 18-23.

20

  1. Некоторые вопросы упрощенного налогового режима // Бухгалтерский учет в торговле. – 2011. – N 2. – С. 52-120.

21

  1. Николаева Т. И. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учеб.пособие / Т. И. Николаева, Н. Р. Егорова. – М. :КноРус, 2009. – 400 с.

25

  1. Петрученя И. В. Доходы предприятия торговли : текст лекции / И. В. Петрученя; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2009. - 47 с.
 
  1. Раицкий К. А. Экономика и управление в организациях торговли : учеб.пособие / К. А. Раицкий. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 191 с.

22

  1. Терещенко Н. Н. Доходы и прибыль предприятия торговли : учеб. пособие / Н. Н. Терещенко, Ю. Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 272 с.

15

  1. Терещенко Н. Н. Эффективность деятельности предприятия торговли: учеб. пособие / Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 96 с.

32

  1. Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний : учеб.пособие / Л. И. Шокина, под ред. М. А. Федотовой. – М. : КноРус, 2012. – 344 с.
 
  1. Экономика и организация деятельности торгового предприятия : учебник / Л. А. Калинина [и др.]. – М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.

24

  1. Экономика предприятия : учебник для вузов / под ред. В. Я. Горфинкель, В. А. Швандара. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 718 с.

28

  1. Экономика предприятия торговли : учеб.пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. Л. Александров [и др.]; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2002. – 257 с.

27

  1. Экономика торгового предприятия : учеб.пособие / А. В. Гавриков [и др.]. – М. : Новое знание, 2007. – 240 с.

30

  1. Экономика торгового предприятия : учеб.пособие / С. Н. Лебедева [и др.]. – М. : Инфра-М, 2009. – 240 с.

31

  1. Экономика торгового предприятия: торговое дело : учебник / Л. А. Брагин [и др.]. – М. : Инфра-М, 2008. – 314 с.

29

  1. Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли : учебник / под ред. А. Н. Соломатина. – СПб. : Питер, 2009. – 560 с.

23

Информация о работе Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика