Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:05, курсовая работа
В курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия
Рисунок 1.2 - Схема формирования прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Чистая прибыль отчетного года согласно действующего законодательства может распределяться только в последующих отчетных периодах.
1.3Рентабельность деятельности предприятий торговли: методика исчисления и пути повышения в современных условиях
Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
Рентабельность оборота, характеризует эффективность операционной деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях: 1) увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж. 2) уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.
В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.
Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага.
Финансовый рычаг - соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.
Торговое предприятие для достижения коммерческого успеха на потребительском рынке должно обладать оперативной, достоверной информацией о тенденциях развития всех видов прибыли и факторов, их определяющих, о своих возможностях по получению чистой прибыли. Такая информация может быть получена в результате комплексного анализа формирования и распределения прибыли.
Как уже отмечалось, прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
«Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала».
Определение рентабельности характеризует процентное соотношение суммы полученной прибыли к одному из показателей деятельности торговли. В настоящее время в российской практике наиболее распространенным показателем оценки эффективности деятельности торгового предприятия служит уровень рентабельности продаж (ОРТ), который можно рассчитать по формуле:
R = П / Т *100. (1.4)
где П — прибыль торгового предприятия, тыс. руб.; Т- ОРТ, тыс. руб.
Этот показатель характеризует долю прибыли в ОРТ, причем в числителе могут быть использованы различные виды прибыли.
Рентабельность продаж (валовая маржа) рассчитывается по формуле:
Rпр = Ппр / Т * 100. (1.5)
где Ппр — сумма прибыли от продаж, тыс. руб.;
Общая рентабельность определяется по формуле
Rо = Пдо нал / Т * 100. (1.6)
где Пдо нал — сумма прибыли до налогообложения, тыс. руб.;
Конечная (чистая) рентабельность рассчитывается следующим образом: Rк =ЧП / Т * 100. (1.7)
где ЧП — сумма чистой прибыли, тыс.руб.
Из перечисленных показателей чистая рентабельность является основным оценочным показателем эффективности деятельности торгового предприятия. Данный показатель рентабельности позволяет точнее судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия и имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал той или иной торговой фирмы.
Вторая группа показателей рентабельности характеризует эффективность использования активов и отдельных видов ресурсов предприятия и представлена рядом показателей (таблица 1.3).
Таблица1.3-Показатели рентабельности активов и отдельных видов ресурсов торгового предприятия[16]
Показатели |
Методика расчета |
А |
Б |
Рентабельность активов |
(ЧП + амортизация) /ср.год. величина активов |
Коэффициент рентабельности активов |
ЧП / ср. величина активов, или рентабельность продаж * оборачиваемость активов |
Коэффициент рентабельности текущих активов |
ЧП / ср.текущие активы |
Рентабельность использования основных фондов |
ЧП / ср год стоимость ОФ |
Рентабельность использования оборотных средств |
ЧП / ср год стоимость ОС |
Рентабельность использования производственных ресурсов |
ЧП / (ср год ст.ОФ + ср год стоимость ОС) |
Рентабельность капитала: | |
Рентабельность инвестированного капитала |
ЧП / инвестированный капитал |
Рентабельность собственного капитала |
ЧП / СК |
Рентабельность общего капитала |
ЧП / (СК + Долгосрочные займы) |
Рентабельность собственного капитала |
ЧП / СК |
Рентабельность общего капитала |
ЧП / (СК + Долгосрочные займы) |
Рентабельность долгосрочного капитала |
ЧП / Долгосрочные займы |
Рентабельность инвестиций |
Прибыль / (ср. вел.СК + ср вел. Долгосроч. Обязат.)* 100 |
Рентабельность использования трудовых ресурсов |
Прибыль / ср. списочная Ч Ппр / ср. списочная Ч топ П до нал / ср. списочная Ч ЧП / ср. списочная Ч |
Комплексный показатель рентабельности |
(ЧП/объем продаж)*(объем * (активы/СК) |
Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат и рассчитывается по следующей формуле:
Rтек зат = Ппр / ИО * 100. (1.8)
где Ппр - прибыль от продаж, тыс. руб.;
ИО - сумма издержек обращения, тыс. руб.
Наряду с показателями оборота розничной торговли , основных и оборотных средств, издержек обращения, для расчета уровня рентабельности используют и другие показатели, например, торговую площадь и др. Отношение прибыли от продаж к величине торговой площади дает следующий показатель рентабельности: Ур = Ппр / S (1.9)
где S - торговая площадь, м
Под оптимальной рентабельностью понимается такой её уровень, при котором средств, полученных в результате деятельности предприятий торговли, будет достаточно для финансирования капитальных вложений в отрасль, увеличения оборотных средств, наиболее эффективного формирования и использования фондов экономического стимулирования и уплаты подоходного налога. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей повышения прибыли и рентабельности организации и предприятия торговли.
На основании изложенного в первой главе курсовой работы теоретического материала, во второй главе будет проведен анализ формирования прибыли конкретного торгового предприятия ООО «Русь - 27».
2.Анализ формирования прибыли торгового предприятия
ООО «Русь -27»
2.1.Краткая организационно-
Общество с ограниченной ответственностью «Русь-27» создано участниками общества в 2001 году, и действует в соответствии с Уставом , Учредительным договором, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Уставный капитал ООО «Русь-27» состоит из номинальной стоимости долей его участников и его размер составляет 100 000 (сто тысяч рублей). До государственной регистрации общества уставный капитал оплачен полностью в размере 100 %.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
- имущественные взносы основателей;
Изменение размера уставного капитала может осуществляться в соответствии с учредительными документами и законодательством.
Добавочный капитал может формироваться за счет проводимых до оценок основных средств, безвозмездно полученных ценностей, эмиссионного дохода предприятия.
Кроме того, в соответствии с учредительными документами, учредителям предприятия начисляются и выплачиваются дивиденды за счет чистой прибыли предприятия отчетного года в году, следующим за отчетным.
Общество имеет печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества, штампы, бланки с фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации юридического лица. Общество является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетные и иные счета в учреждениях банков и иных кредитных учреждениях.
Кратко организационная характеристика предприятия ООО «Русь-27» представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Организационная характеристика ООО «Русь-27»
Критерии |
Характеристика |
1 |
2 |
Наименование |
«Русь-27» |
Юридический адрес |
660111, г. Красноярск, ул. Маерчака 8, строение 1, офис 203. |
Организационно-правовая форма |
Общество с ограниченной ответственностью |
Дата регистрации |
25 сентября 2001 г. |
Тип предприятия |
Розничное торговое предприятие |
Месторасположение |
г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой Бригады, д. 12 |
Режим работы предприятия |
С 09:00-23:00 час, без перерыва на обед, без выходных |
Площадь |
3700 кв.м. |
Ассортиментный профиль |
Продовольственные и непродовольственные товары |
Ценовой уровень |
Средний |
Основной контингент покупателей по уровню доходов |
Рассчитан на потребителей с различным уровнем доходов |
Наличие других видов деятельности |
Нет |
Форма обслуживания |
Самообслуживание |
Система налогообложения |
Традиционная |
Тип структуры управления |
Линейно-функциональная |
Основные конкуренты |
«Окей», «Красный яр» |
Предприятие полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, а также за выполнение добровольно принятых на себя обязательств своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством.
Информация о работе Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика