Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 317.57 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1.2 - Схема формирования прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Чистая прибыль отчетного года согласно действующего законодательства может распределяться только в последующих отчетных периодах.

 

1.3Рентабельность деятельности предприятий торговли: методика исчисления и пути повышения в современных условиях

 

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота, характеризует эффективность операционной деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.

Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях: 1) увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж. 2) уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.

В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага.

Финансовый рычаг - соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.

Торговое предприятие для достижения коммерческого успеха на потребительском рынке должно обладать оперативной, достоверной информацией о тенденциях развития всех видов прибыли и факторов, их определяющих, о своих возможностях по получению чистой прибыли. Такая информация может быть получена в результате комплексного анализа формирования и распределения прибыли.

Как уже отмечалось, прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

«Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала».

Определение рентабельности характеризует процентное соотношение суммы полученной прибыли к одному из показателей деятельности торговли. В настоящее время в российской практике наиболее распространенным показателем оценки эффективности деятельности торгового предприятия служит уровень рентабельности продаж (ОРТ), который можно рассчитать по формуле:

R = П / Т *100. (1.4)

где П — прибыль торгового предприятия, тыс. руб.; Т- ОРТ, тыс. руб.

Этот показатель характеризует долю прибыли в ОРТ, причем в числителе могут быть использованы различные виды прибыли.

Рентабельность продаж (валовая маржа) рассчитывается по формуле:

Rпр = Ппр / Т * 100. (1.5)

где Ппр — сумма прибыли от продаж, тыс. руб.;

Общая рентабельность определяется по формуле

Rо = Пдо нал / Т * 100. (1.6)

где Пдо нал — сумма прибыли до налогообложения, тыс. руб.;

Конечная (чистая) рентабельность рассчитывается следующим образом: Rк =ЧП / Т * 100. (1.7)

где ЧП — сумма чистой прибыли, тыс.руб.

Из перечисленных показателей чистая рентабельность является основным оценочным показателем эффективности деятельности торгового предприятия. Данный показатель рентабельности позволяет точнее судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия и имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал той или иной торговой фирмы.

Вторая группа показателей рентабельности характеризует эффективность использования активов и отдельных видов ресурсов предприятия и представлена рядом показателей (таблица 1.3).

 

Таблица1.3-Показатели рентабельности активов и отдельных видов ресурсов торгового предприятия[16]

Показатели

Методика расчета

А

Б

Рентабельность

активов

(ЧП + амортизация) /ср.год. величина активов

Коэффициент

рентабельности

активов

ЧП / ср. величина активов, или

рентабельность продаж * оборачиваемость активов

Коэффициент

рентабельности

текущих активов

ЧП / ср.текущие активы

Рентабельность

использования

основных фондов

ЧП / ср год стоимость ОФ

Рентабельность

использования

оборотных средств

ЧП / ср год стоимость ОС

Рентабельность

использования

производственных

ресурсов

ЧП / (ср год ст.ОФ + ср год стоимость ОС)

Рентабельность капитала:

Рентабельность

инвестированного

капитала

ЧП / инвестированный капитал

Рентабельность

собственного

капитала

ЧП / СК

Рентабельность

общего капитала

ЧП / (СК + Долгосрочные займы)

Рентабельность

собственного

капитала

ЧП / СК

Рентабельность

общего капитала

ЧП / (СК + Долгосрочные займы)

Рентабельность

долгосрочного

капитала

ЧП / Долгосрочные займы

Рентабельность

инвестиций

Прибыль / (ср. вел.СК + ср вел. Долгосроч. Обязат.)* 100

Рентабельность

использования

трудовых ресурсов

Прибыль / ср. списочная Ч

Ппр / ср. списочная Ч топ

П до нал / ср. списочная Ч

ЧП / ср. списочная Ч

Комплексный

показатель

рентабельности

(ЧП/объем продаж)*(объем продаж/активы) *

* (активы/СК)


 

Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат и рассчитывается по следующей формуле:

Rтек зат = Ппр / ИО * 100. (1.8)

где Ппр - прибыль от продаж, тыс. руб.;

ИО - сумма издержек обращения, тыс. руб.

Наряду с показателями оборота розничной торговли , основных и оборотных средств, издержек обращения, для расчета уровня рентабельности используют и другие показатели, например, торговую площадь и др. Отношение прибыли от продаж к величине торговой площади дает следующий показатель рентабельности: Ур = Ппр / S (1.9)

где S - торговая площадь, м

Под оптимальной рентабельностью понимается такой её уровень, при котором средств, полученных в результате деятельности предприятий торговли, будет достаточно для финансирования капитальных вложений в отрасль, увеличения оборотных средств, наиболее эффективного формирования и использования фондов экономического стимулирования и уплаты подоходного налога. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей повышения прибыли и рентабельности организации и предприятия торговли.

На основании изложенного в первой главе курсовой работы теоретического материала, во второй главе будет проведен анализ формирования прибыли конкретного торгового предприятия ООО «Русь - 27».

 

 

 

 

2.Анализ формирования  прибыли торгового предприятия

ООО «Русь -27»

 

2.1.Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности торгового  предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Русь-27» создано участниками общества в 2001 году, и действует в соответствии с Уставом , Учредительным договором, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Уставный капитал ООО «Русь-27» состоит из номинальной стоимости долей его участников и его размер составляет 100 000 (сто тысяч рублей). До государственной регистрации общества уставный капитал оплачен полностью в размере 100 %.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

- имущественные взносы  основателей;

Изменение размера уставного капитала может осуществляться в соответствии с учредительными документами и законодательством.

Добавочный капитал может формироваться за счет проводимых до оценок основных средств, безвозмездно полученных ценностей, эмиссионного дохода предприятия.

Кроме того, в соответствии с учредительными документами, учредителям предприятия начисляются и выплачиваются дивиденды за счет чистой прибыли предприятия отчетного года в году, следующим за отчетным.

Общество имеет печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества, штампы, бланки с фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации юридического лица. Общество является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетные и иные счета в учреждениях банков и иных кредитных учреждениях.

Кратко организационная характеристика предприятия ООО «Русь-27» представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Организационная характеристика ООО «Русь-27»

Критерии

Характеристика

1

2

Наименование

«Русь-27»

Юридический адрес

660111, г. Красноярск, ул. Маерчака 8, строение 1, офис 203.

Организационно-правовая форма

Общество с ограниченной ответственностью

Дата регистрации

25 сентября 2001 г.

Тип предприятия

Розничное торговое предприятие

Месторасположение

г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой Бригады, д. 12

Режим работы предприятия

С 09:00-23:00 час, без перерыва на обед, без выходных

Площадь

3700 кв.м.

Ассортиментный профиль

Продовольственные и непродовольственные товары

Ценовой уровень

Средний

Основной контингент покупателей по уровню доходов

Рассчитан на потребителей с различным уровнем доходов

Наличие других видов деятельности

Нет

Форма обслуживания

Самообслуживание

Система налогообложения

Традиционная

Тип структуры управления

Линейно-функциональная

Основные конкуренты

«Окей», «Красный яр»


 

Предприятие полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, а также за выполнение добровольно принятых на себя обязательств своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством.

Информация о работе Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика