Причины и история развития торговой отрасли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- Понять сущность розничной торговли и её функции;
- Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
- Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
- Сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая основа причин и истории развития торговой отрасли в РФ 7
1.1 Розничная торговля в РФ 7
1.2 Причины развития торговой отрасли в РФ 13
2 Анализ состояния торговой отрасли в РФ 24
3 Перспективы развития розничной торговли в РФ 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсова работа Ларионов Д.А. эт-10 3 курс.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки  Российской Федерации

ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра коммерции, логистики  и экономики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

 «Экономика отрасли»

Тема: «Причины и история развития торговой отрасли в РФ»

 

 

 

 

 

     Исполнитель: Ларионов Д.А.

                             Группа ЭТ-10

Руководитель: д.э.н., профессор

                                     Карх Д.А.

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1 Теоретическая основа причин и истории развития торговой отрасли в РФ 7

1.1 Розничная торговля в РФ 7

1.2 Причины развития торговой отрасли в РФ 13

2 Анализ состояния торговой отрасли в РФ 24

3 Перспективы развития  розничной торговли в РФ 28

Заключение 32

Список  использованных источников 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Большинство потребителей, как индивидуальных, так и корпоративных, отлично знают, что могут приобрести сотни или даже тысячи всевозможных товаров и услуг в любой  из многочисленных торговых точек, входящих в состав маркетингового канала. Однако далеко не все при этом понимают, насколько сложной может быть структура этих каналов, объединяющая множество учреждений, агентств и организаций, благодаря которым товары и услуги находят своего потребителя. Самые разные организации – производственные, коммерческие, специализирующиеся на оптовой или розничной торговле, объединяют свои усилия, создавая маркетинговые каналы, позволяющие им поставлять свои товары промышленным предприятиям и конечным потребителям.

Эпоха торговли уходит корнями  в далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продуктов дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.

Условием для образования  мирового рынка торговли послужил технический  и научный прогресс транспорта и  связи, которые в сочетании с  торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство. Торговля – это связующее звено между производителем ресурсов – товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги».

Зачастую не всегда производитель  имеет возможность как физическую, так и экономическую донести  свой продукт до конечного потребителя. В то же время производители являются потребителями ресурсов с целью дальнейшего воспроизводства, поэтому также сами являются покупателями и приобретают ресурсы – товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую оптовую сеть.

В рамках одной страны торговля выполняет общественно  необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может быть оптовая и розничная.

Оптовая торговля представляет чрезвычайно важную часть канала распределения. Без оптовиков их функции пришлось бы брать на себя другим участникам канала. В некоторых  случаях это просто невозможно. Например, многие мелкие розничные торговцы попросту не сумели бы выжить, если бы попытались выполнить самостоятельно все те функции, которые выполняют крупные сети. Если бы не было оптовиков в торговле продовольствием, бакалейная и гастрономическая торговля ограничилась бы магазинами в системе крупных сетей, которые в состоянии выполнять функции оптовой торговли.

На современном этапе  в российской экономике оптовая  торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок; она заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

В настоящее время  с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля, как оптовая, так и розничная, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Так, по данным официальной статистики за первое полугодие 2006 года доля оптовой и розничной торговли в производстве валовой добавленной стоимости Российской Федерации составила 22%, опережая обрабатывающую и добывающую промышленности.

Кроме этого, оптовая  и розничная торговля – это отрасли с высоким уровнем занятости населения и в трудный переходный период обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, оставшуюся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России в организациях оптовой и розничной торговли занято 4,8 млн. человек. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле.

Торговля оказывает  значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара – цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве

Число предприятий оптовой  и розничной торговли растет с  каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в  условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия  вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются членами деловой общности в каждом регионе страны.

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.

В соответствии с целью  можно определить следующие задачи:

- Понять сущность розничной  торговли и её функции;

- Выяснить роль и  перспективы развития розничной  торговли в РФ;

- Ознакомиться с состоянием  розничной торговли в РФ.

- Сделать выводы.

Структурно работа состоит  из введения, трех глав и заключения и представлена на 46 страницы машинописного текста, 1 рисунков, 3 таблицы, 1 график, список источников представлен из 19 наименований.

В первой главе отражена история и причины развития торговой отрасли в РФ, во второй главе проведен анализ состояния торговой отрасли в РФ, в третьей главе рассмотрены перспективы развития розничной торговли в России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА  ПРИЧИН И ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ  ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РФ

 

 

    1. РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РФ

 

 

Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля — это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Розничная торговля означает в переводе с англ. - retail trade -«малый бизнес», с франц. retailer - «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» — «разделять, отделять часть от целого, одно от другого». Поэтому в последнее время розничную торговлю, т.е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», т.е. ритейл, ритейлинг — это просто розничная торговля.

Изучать розничную торговлю начали лишь около 30 лет назад, когда  она стала играть существенную роль в экономике. В России до недавнего  времени изучению ритейла не уделялось должного внимания, хотя на протяжении последних 5 лет розничная торговля является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей российской экономики. По оценкам экспертов, в течение ближайших 5 лет он будет прирастать в среднем на 21% в год, в то время как в Восточной Европе этот показатель составит максимум 3-5%, а в Западной и того меньше - 0,8%.

В нашей стране накоплен богатый опыт розничной торговли. Первый в стране универсам «Фрунзенский»  был открыт в Ленинграде 3 сентября 1970г. на Бухарестской улице. Здание призматической формы с остекленным торговым залом в сторону улицы, увенчанным сверху широким фризом из алюминиевых листов с фирменной эмблемой в виде буквы «У», опоясывающим здание по периметру, стало типовым для множества подобных по стране. До тех пор, в СССР практиковалась форма торговли только «через прилавок». «Фрунзенский» стал первым магазином, организованным в новом формате торговли, положив в стране начало эре магазинов самообслуживания. Новый универсам был оснащен итальянским и американским оборудованием. За основу проектировщики взяли итальянский супермаркет.

Открытие универсама произвело настоящий фурор. Делегации  торговых и руководящих работников приезжали во «Фрунзенский» со всей страны. Вслед за универсамом «Фрунзенский»  аналогичные магазины появились и в других районах города, а к 1980г. в Ленинграде работало 30 универсамов. Большинство универсамов до сих пор выполняют свои функции, но уже в составе розничных сетей, и в них теперь располагаются супермаркеты.

Развивались у нас  и форматы, близкие к гипермаркетам, - универмаги. В Москве в формате универмага долгие годы работали ГУМ, ЦУМ, «Первомайский», «Краснопресненский» и др. После перестройки и шоковых реформ лишь единицы смогли остаться в «формате» и не стали сдавать свои площади в аренду. Остальные превратились в торговые центры, состоящие из большого числа «суверенных» магазинчиков. Универсальный магазин «Москва» - один из немногих, сумевших сохранить единство и целостность. Он открылся еще в 1963г. на ленинградском проспекте и с тех пор сохраняет все пять своих этажей (8500 мІ) под управлением одного торгового оператора, определяющего товарную и ценовую политику.

Была в СССР и развитая система специализированных магазинов  «Детский мир», успешно сохранившаяся  в Москве и Санкт-Петербурге. Работали также спортивные магазины и «Посылторг». Вся советская торговля разрушилась вместе с развалом создавшей ее системы, но, как и многое в нашей стране, использовано повторно для построения уже новых форматов.

Магазины в начале тех диких времен еще принадлежали государству, и с ассортиментом у них было не богато. Зато активно процветали коммерческие палатки - знаменитые «комки» - три на четыре метра. В них тогда продавали все - от шариковых ручек до бытовой техники и цветов. Ларьки, торговавшие продуктами питания, «втыкались» на свободных местах в зонах максимального людного потока. Так будущие предприниматели на практике постигали первую мудрость ритейла: главное в открытие магазина - это правильно выбрать место.

Массовая приватизация сделала магазины частными и свободными в своем выборе стратегии выживания на рынке. К тому моменту на неорганизованных рынках выросло первое поколение новых российских бизнесменов, освоивших начальные премудрости торговли. Самые продвинутые предприниматели имели в управлении по несколько точек на рынке или мелкооптовый бизнес. У них были деньги, готовность расширять свой бизнес, а главное - они хотели выглядеть цивилизовано. Приватизированные магазины давали им шанс реализовывать все свои желания. Единственным препятствием на этом пути был закон «О приватизации», разрешавший коллективу выкупить бизнес на себя. Но и в этом случае магазин оказывался на свободном конкурентном рынке, где мог рассчитывать только на умения, интуицию и опыт своего директора. Будущие короли сетевого ритейла вплотную познакомились со вторым законом розницы: выживет или не выживет магазин на рынке зависит только от «Его Величества Покупателя», который всегда голосует рублем.

Информация о работе Причины и история развития торговой отрасли в РФ