Причины и история развития торговой отрасли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- Понять сущность розничной торговли и её функции;
- Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
- Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
- Сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая основа причин и истории развития торговой отрасли в РФ 7
1.1 Розничная торговля в РФ 7
1.2 Причины развития торговой отрасли в РФ 13
2 Анализ состояния торговой отрасли в РФ 24
3 Перспективы развития розничной торговли в РФ 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсова работа Ларионов Д.А. эт-10 3 курс.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

- четкое разграничение  макро- и микроуровней в системе  государственного регулирования.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться  на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно- запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно- технической политики и кадрового обеспечения.

 

3.5. Обеспечение безопасности и качества товаров.

 

Национальная система  обеспечения безопасности и качества товаров должна опираться на следующие  принципы:

- организацию контроля  при постановке и выходе продукции с производства:

- организацию внутрифирменного  контроля на стадии оптового  оборота товаров;

- организацию контроля  на конечной стадии реализации  товаров;

- четкое закрепление  конкретных сфер контроля за  соответствующими органами государственной  власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.

Стратегической целью  национальной системы безопасности и качества товаров должно стать  создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- государственного регулирования  в области обеспечения безопасности товаров для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей;

- совершенствования механизмов  экономического регулирования в  области обеспечения качества  товаров; 

- создания и развития  системы информационных услуг о качестве и безопасности товаров;

- развития образования  и просвещения населения в  вопросах качества и безопасности  товаров. 

Важным элементом совершенствования  контроля качества и безопасности товаров  должно стать формирование единой информационной системы.

 

3.6. Формирование единой информационной системы внутренней торговли.

 

Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск  необходимой информации затруднен  сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней. В сложившейся ситуации восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.

Информационная система  должна функционировать как открытая, межрегиональная информационно- аналитическая  система, осуществляющая наблюдение за развитием внутренней торговли на всей территории РФ.

Целевым  назначением  этой системы должна быть выработка информации, наиболее полно характеризующей состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельных товарных и региональных рынков и достаточной для принятия соответствующих решений по регулированию их развития. Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, панелей потребителей, панелей специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи.

Формирование этой системы  должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных, а также учитывать возможности  их сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке.

Информационное обеспечение системы должен составлять скоординированный с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительских рынках операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерения выйти на конкретный региональный или товарный рынок.

Техническое обеспечение  системы должно представлять  собой  комплекс технических средств, позволяющих  осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений.

Пользователями такой  системы будут органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, предприятия  перерабатывающей промышленности, товаропроизводители. Широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа к отдельным ее информационным блокам будет служить залогом ее эффективности.

 

3.7. Правовое обеспечение развития торговли.

 

В настоящее время  в Российской Федерации нет единого  законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы государственного регулирования внутренней торговли.

Отдельные нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, потребителей и государства в сфере внутренней торговли, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, защите предпринимателей при проведении государственного контроля, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Еще свыше 600 подзаконных актов РФ регулируют отдельные вопросы в сфере внутренней торговли, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных противоречий. Таким образом, в настоящее время законодательство в сфере внутренней торговли носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной совокупностью юридических норм.

Анализ положений Гражданского кодекса РФ и «Закона о защите прав потребителей» показывает, что  правовые нормы дублируются. В этой связи, отдельные публично- правовые нормы, в настоящее время содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся к правилам продажи отдельных видов товаров, режиму работы торговых предприятий, порядка предоставления информации для потребителей и т.д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования внутренней торговли в Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ в  пределах ведения Российской Федерации  и полномочий РФ по предметам совместного  с ее субъектами ведения федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Установление конкретных полномочий РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить  нечеткость в их определения, которая может приводить к принятию субъектами РФ правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков. Необходимо не только устранить существующие пробелы законодательства и четко разграничить полномочия, но и определить круг обязанностей и уровень ответственности каждого государственного органа. Кроме того, целесообразно установить закрытый перечень методов государственного регулирования внутренней торговли в свете приоритетов предстоящего периода.

Также до сих пор не урегулированы на федеральном уровне особенности организации работы отдельных объектов, например, касающиеся работы рынков, объектов мелкорозничной сети и т.д., что создает существенные трудности в правоприменительной практике. В то же время, когда субъекты РФ принимают собственные акты о порядке размещения и особенностях работы таких объектов, они признаются несоответствующими федеральному законодательству судебными и антимонопольными органами.

Кроме того, с развитием рыночных отношений в Российской Федерации появляются новые форматы торговли, имеющие специфику в правовом регулировании: крупные торговые объекты, сетевые распределительные центры, магазины- склады типа «Cash & Carry» и др. Такие торговые предприятия оказывают значительное влияние на конкурентную среду в РФ и имеют особенности, связанные с градостроительным регулированием, особенно в городах с острым дефицитом свободных земель, что также необходимо отразить в законе. При отсутствии каких- либо разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти на местах для объектов торговли (разрешений на размещение и др.), остро стоит вопрос получения информации о размещении таких объектов. Такая информация должна использоваться для анализа экономической ситуации на потребительском рынке в целях эффективного и качественного информационного обеспечения решения органами власти стратегических и оперативных задач развития торговли, в том числе расчетов обеспеченности населения торговыми площадями, сокращения числа проверок органами государственного надзора и др. целей. Такая практика уже много лет используется практически во всех европейских странах. Таким образом, в законе необходимо определить особенности формирование государственных информационных ресурсов в сфере торговли на территории РФ (например, Торгового реестра).

Остро стоит проблема осуществления государственного контроля в отношении торговых организаций. Дублирование функций по контролю связано, прежде всего, с различной ведомственной подчиненностью органов государственного надзора и отсутствием координации их деятельности. В целях защиты прав продавцов необходимо четко определить органы государственного надзора за торговой деятельностью и их полномочия, включая право на приостановление деятельности торговых объектов и приостановление реализации товаров в строго определенных случаях.

Также необходимо установить основы торгового делопроизводства, например, порядка ведения, хранения и учета книги отзывов и  предложений, журнала учета мероприятий по контролю (с учетом положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»).

Таким образом, принятие Федерального закона «Об основах  государственного регулирования внутренней торговли» позволит:

- создать правовые  условия для реализации системного  подхода к регулированию внутренней  торговли в РФ в условиях  административной реформы;

- восполнить существующие  пробелы нормативного регулирования  в сфере оптовой и розничной торговли;

- определить основания  и пределы вмешательства государства  в деятельность самостоятельных  хозяйствующих субъектов;

- создать условия для  формирования единого экономического  и правового пространства в  РФ с учетом местных условий  и особенностей экономического развития отдельных регионов.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Розничная торговля - это  торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через  розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения.

Розничная торговля выполняет  ряд функций:

исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

определяет спрос и  предложение на конкретные виды товаров;

осуществляет поиск  товаров, необходимых для розничной  торговли;

проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Розничная торговля представлена большим количеством торговых предприятий, которые можно классифицировать по таким критериям как: товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, характер местонахождения и др.

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

Современные тенденции  развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения  магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция развития внутренней торговли исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной  торговли (за исключением товаров  редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных  и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых  сетей, крупных универсальных  розничных предприятий, торговых  центров и торговых комплексов;

- организация в центральных  торговых зонах жилых массивов  предприятий с высоким уровнем  торгового обслуживания;

- формирование системы  так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной  доступности и торгующих ассортиментом  продовольственных и непродовольственных  товаров первой необходимости;

- выделение специальных  зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных  зон торгового обслуживания вдоль  автомагистралей;

Информация о работе Причины и история развития торговой отрасли в РФ