Причины и история развития торговой отрасли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- Понять сущность розничной торговли и её функции;
- Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
- Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
- Сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая основа причин и истории развития торговой отрасли в РФ 7
1.1 Розничная торговля в РФ 7
1.2 Причины развития торговой отрасли в РФ 13
2 Анализ состояния торговой отрасли в РФ 24
3 Перспективы развития розничной торговли в РФ 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсова работа Ларионов Д.А. эт-10 3 курс.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 3 - Темпы прироста оборота розничной торговли по регионам ЦФО

 

При этом на графике среднедушевых  доходов эти области не сосредоточены  в начале списка, а Ивановская область  даже замыкает его. Однако если посмотреть на темпы прироста среднедушевых  доходов, окажется, что Ивановская область в последние два года поддерживает высокий темп прироста относительно других регионов (на уровне 16-17% в год). Также и Брянская область, где темпы роста чуть ниже, но превосходят средние по ЦФО. Воронежская область в 2010 г. еще не достигала среднего показателя по округу, но уже в 2011 г. превысила его. Калужская область сохраняет стабильные средние результаты, а Костромская область, лидировавшая по приросту среднедушевых доходов в 2010 г. (25%), в 2011 г. снизила показатель в два раза.

 

 

 

График 1 – Темпы роста  розничной торговли

Темпы роста оборота  розничной торговли в 2012-1014 годах  не превысят 5,5% в год, говорится в  прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, подготовленном Минэкономразвития (МЭР) и одобренном на заседании правительства.

В 2011 году показатель, как  ранее сообщало Минэкономразвития, составит 5,3% к уровню 2010 года. В 2012 году рост розничного товарооборота прогнозируется на уровне 5,5%, в 2013 году – 5,3%, в 2014 году – 5,5%. В сравнении показателя за 2014 год с показателем за 2010 год оборот отрасли возрастет на 23,2%.

В прогнозный период динамика роста непродовольственных товаров будет опережать динамику роста продовольственных товаров. Если оборот продовольственных товаров в 2014 году увеличится к 2010 году на 8,4%, то оборот непродовольственных товаров – на 38,2%.

«В 2012-2014 годах в структуре  оборота розничной торговли (в фактических ценах) возобновится докризисная тенденция роста доли продажи непродовольственных товаров с 51,7% в 2011 году до 53,5% в 2014 году», – говорится в прогнозе МЭР.

В структуре продовольственных  товаров, полагают в министерстве, будут расти объемы продаж более дорогих продуктов питания и увеличится доля мяса и птицы, продукции рыбной пищевой, сыров жирных, овощей, плодов и ягод и будет снижаться доля хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольных напитков и сахара. В прогнозный период ожидается снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли продовольственных товаров, однако в целом она будет оставаться на уровне 30-35%.

По непродовольственным  товарам продолжится структурный  сдвиг в потреблении домашних хозяйств. Потребительский спрос будет переключаться на приобретение товаров более «дорогих» потребительских предпочтений – в первую очередь персональных компьютеров, телевизоров, легковых автомобилей и аудиоаппаратуры. Среднегодовой прирост объемов продаж по этим товарным группам будет на 4-7 п.п. опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров.

Рост оборота общественного  питания в РФ в 2011 году ожидается  на уровне 5,2%, в 2012 году – 5,7%, в 2013 году – 5,4%, в 2014 году – 8,4%. В сравнении  показателя за 2014 год с показателем за 2010 год оборот отрасли возрастет на 23,8%.

 

 

 

 

 

 

Оборот торговли

 

По данным Кировстата в январе – марте 2012 года розничный  товарооборот составил 29,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,5 % больше, чем в январе-марте 2011 года. В фактических ценах население области израсходовало с начала года на приобретение товаров на 3,6 млрд. рублей (на 13,8 %) больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Рисунок 1 - Оборот розничной торговли за 2006-2012 гг. (млрд. рублей) 

В структуре оборота  розничной торговли удельный вес  пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,3 % (в – марте 2011 г.-50,5 %), непродовольственных  товаров 51,7 % (49,5 %). В январе – марте 2012 года на 2,5% снизилась продажа алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе. В натуральном выражении незначительное снижение отмечено по всем группам, за исключением коньяков, вин виноградных и плодовых.  
В январе – марте 2012 года розничные торговые сети организаций торговли сформировали 20,3 % общего объема оборота розничной торговли (в январе – марте 2011 г – 20,2 %).

Оборот розничной торговли на 96,1 % сформирован торгующими организациями  и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка и ярмарки. Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 3,9 % (в январе - марте 2011 г. соответственно 95,5 и 4,5 %).

В области действует 11 розничных рынков, 93 постоянно действующих  ярмарки. Среди рынков преобладают универсальные (81,8 % их общего числа). На рынках оборудовано 2947 торговых мест. Наибольшая часть торговых мест закреплена за индивидуальными предпринимателями. Предприниматели арендовали 2733 торговых мест, или 94,5 % их общего числа. Частным лицам (населению) было выделено 116 (4,1 %) торговых мест.

В 2012 году по инициативе Губернатора области Н.Ю. Белых  продолжена активизация ярмарочной торговли. На территории области за январь – март было проведено 19 разовых  ярмарок. Только в г. Кирове на выделенных администрацией города площадках, с участием районов и городов области было проведено 9 крупных ярмарок выходного дня.

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

 

 

3.1. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности.

 

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ. Формирование и развитие этой инфраструктуры в  настоящее время сдерживается рядом  причин объективного и субъективного  характера. Среди основных причин –  недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

 

3.2. Основы формирования инфраструктуры оптовых предприятий.

 

Разработка конкретной структурной политики предусматривает  как определение общего механизма  ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Что касается общего механизма  проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь  должна стать ориентация на двухуровневую  схему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового  звена должно предусматривать обеспечение  как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Стратегия  развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка  потребительских товаров  должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

- крупными оптовыми  структурами общенационального  (федерального) масштаба;

- оптовыми предприятиями  регионального масштаба.

Оптовые организации  общенационального уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров  потребителям по всей территории или  по ряду регионов страны. В числе  таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных производителей, а, с другой - исключение возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, которая приводит к завышению общего уровня цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом. В рамках этого требования должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы. В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово – финансово – промышленных групп.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры  регионального уровня. Группу оптовых  предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры. Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых  структур, региональные  оптовые  торговые системы формируются также  сбытовыми подразделениями местных  промышленных предприятий и оптовыми структурами крупных местных розничных предприятий (так называемые распределительные центры). Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никакие ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Формирование национальной оптовой системы на принципах  двухуровневого подхода обеспечит  для российской торговой практики необходимое  типовое разнообразие составляющих ее структур.

Вместе с тем, обеспечение  типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур.

 

3.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли.

 

Розничная торговля - ведущее  звено всей системы торгового  обслуживания, т. к. непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Позитивное влияние  на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, происходящее в последние годы совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса.

Общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Особыми принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной  торговли (за исключением товаров  редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных  и узкоспециализированных непродовольственных  магазинов в центрах жилой  застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных  торговых зонах жилых массивов  предприятий с высоким уровнем  торгового обслуживания;

- формирование системы  так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

- выделение специальных  зон для уличных ярмарок и  базаров;

-формирование автономных  зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

 

 

3.4. Государственное регулирование торговли.

 

В условиях свободной  экономики вмешательство государства  в развитие экономических процессов  на потребительском рынке допустимо  лишь для устранения возникающих  отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития. Основной функцией государства должно стать экономическое регулирование.

 Основными задачами  системы регулирования торговли  должны стать:

- формирование конкурентной  среды;

- защита внутреннего  рынка на основе поддержки  отечественного производителя;

- стимулирование иностранных  инвестиций в сферу торговли;

- обоснование отраслевых  особенностей налогообложения, кредитования, квотирования;

- защита прав и соблюдение  интересов потребителя;

- стимулирование обновления  технологии торгового процесса  и логистического обслуживания;

- развитие и укрепление  нормативно- правовой базы в торговле;

- поддержание требуемых  товаропотоков для обеспечения  государственных нужд.

Механизм государственного регулирования опирается на следующие принципы:

- сведение административного  воздействия к нормативно- правовому  регулированию;

- обеспечение равенства  субъектов торговой деятельности  независимо от их организационно-правовых  форм и форм собственности;

- необходимость централизации  определенного комплекса организационно- экономических функций;

Информация о работе Причины и история развития торговой отрасли в РФ