Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:31, курсовая работа
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:
Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально иные организационно-экономические формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает новую систему технологических и экономических взаимосвязей между ними.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….....................14
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22
Заключение……………………………………………………………........…...27
Список использованных источников и литературы……...………….…...29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Факультет Экономики и финансов
очная форма обучения
Специальность «Экономика и управление
на предприятии (туризма и
гостиничного хозяйства)»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика отрасли»
тема №13
«Причины и показатели концентрации в отрасли торговли»
Работу выполнила:
Крылова Мария
Зачетная книжка № Это 10-23
Преподаватель:
Ермаков Виктор Николаевич
Челябинск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации
в отрасли ………………........................
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….........
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности
предприятий и организаций с участием
иностранного капитала по отраслям экономики………..................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……...………….…...29
Введение
Концентрация производства
и капитала является одним из постоянно
действующих факторов развития экономики.
Формы и механизмы концентрации
претерпевают непрерывные изменения.
В отрасли торговли процессы концентрации
производства и капитала протекают с особой
интенсивностью.
Актуальность данной проблемы для отечественной
экономической науки обусловлена следующими
причинами:
Во-первых, современные процессы
концентрации в торговли имеют принципиально
иные организационно-экономические
формы, побудительные мотивы и механизмы.
Появляются новые направления и
тенденции в экономической
Во-вторых, меняются принципы взаимоотношений
торговых предприятий и корпораций с общей
институциональной системой государства.
Создаются высококонцентрированные отраслевые
и межотраслевые корпорации с государственным
участием.
В-третьих, на важнейшие отраслевые
пропорции и
В-четвертых, концентрация торговли
в настоящее время является не
следствием внутреннего накопления
капитала предприятий, а преимущественно
следствием происходящей реструктуризации
торговли. Большинство предприятий
торговой отрасли сегодня не имеют
достаточных внутренних инвестиционных
ресурсов для расширения. Существуют
серьезные проблемы с привлечением
кредитных ресурсов и ресурсов фондового
рынка. В такой ситуации одним
из наиболее возможных и результативных
способов расширения производства становится
его централизация. Реструктуризация
корпораций путем централизации
означает расширение сферы интеграционных
процессов. Интеграция приводит к трансформации
организационно-экономической
В-пятых, концентрация в торговли осуществляется
в различных технологических и организационных
формах (специализация, диверсификация,
комбинирование, горизонтальная и вертикальная
интеграция).
Все эти аспекты обусловили
цель и задачи курсовой работы.
Основной целью работы стало изучение
основных организационных форм торговых
объедининений, развивающихся в результате
интеграции, концентрации и централизации
торгового капитала.
Целью работы является рассмотрение понятия концентрации, ее показателей и форм.
Объектом исследования курсовой работы является концентрация .
Предметом исследования является влияние концентрации на отрасль торговли.
Глава 1. Сущность, формы, понятие и факторы концентрации
1.1.Понятие, формы концентрации в отрасли
Концентрация – сосредоточение специализированного (однородного) производства в рамках технико-экономических и организационных систем, промышленных предприятий, объединений и отраслей.
Понятие концентрации имеет узкое и широкое значение. В узком смысле понятие концентрации применимо к отдельному предприятию, к многопрофильному, так и многопрофильному по номенклатуре производимой продукции. В широком смысле понятие концентрации целесообразно использовать преимущественно по отношению к различным типам корпораций. При различных вариантах концентрации должны использоваться разные показатели ее уровня и разные критерии оценки эффективности концентрации.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
• увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
• развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
• увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
• применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
• одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;
• развития комбинирования взаимосвязанных производств;
• диверсификации производства.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной
концентрации в определенной
мере характеризуют степень
Концентрация производства может быть достигнута путем: увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне; применения машин и оборудования с большей единичной мощностью; одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного; развития комбинирования взаимосвязанных производств.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Крупные предприятия по сравнению с мелкими и средними имеют существенные преимущества и недостатки. К основным преимуществам крупных предприятий можно отнести следующее:
– являются проводниками научно-технического прогресса, т.к. имеют возможность осуществления всего цикла "наука – производство", т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
– легче внедряют и эффективнее используют современное и высокопроизводительное оборудование;
– создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
Информация о работе Причины и показатели концентрации в отрасли торговли