Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:31, курсовая работа
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:
Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально иные организационно-экономические формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает новую систему технологических и экономических взаимосвязей между ними.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….....................14
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22
Заключение……………………………………………………………........…...27
Список использованных источников и литературы……...………….…...29
– имеют больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
– с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
– достигается большой эффект от применения ЭВМ.
Крупные предприятия имеют и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий:
– увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
– необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
– усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
– повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
– нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
– возможность монополизации производства и др.
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации производства
Закономерная тенденция
Крупное производство использует масштаб серийности и дает более дешевую и более качественную продукцию. Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции уменьшается по мере увеличения объема производства.
Экономический смысл концентрации производства состоит в достижении размерности предприятия, при которой минимизируются издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции. Увеличение объема производства позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Чем выше уровень концентрации (до определенного предела), тем выше эффективность деятельности предприятия.
На протяжении длительного этапа в индустриальный период развития в большинстве стран и отраслей промышленности действовала почти универсальная количественная зависимость между размером производства (серийностью) и издержками на единицу продукции. Каждое удвоение серии приводило к двадцати процентному снижению единицы продукции. Понятно, что с определенного этапа эта зависимость начинала уменьшаться, на определенном уровне серийности останавливалась, а затем начинала увеличиваться.
Однако существует экономически целесообразный предел увеличения уровня концентрации производства. При превышении определенного порогового значения концентрации издержки на производство единицы продукции начинают увеличиваться, что ведет к уменьшению общей рентабельности производства. Увеличение издержек единицы продукции связано с возрастанием затрат на управление и погрешностей управления чрезмерно крупным предприятием, а также с проблемами логистики.
Концентрацию производства ограничивают
растущие по мере увеличения объемов
производства затраты на транспортировку
топливно-энергетических ресурсов, сырья
и комплектующих, а также на транспортировку
потребителям готовой продукции, в
особенности, если эти издержки берет
на себя производитель. Рынки поставок
и рынки сбыта могут
Экономический эффект минимизации производственных издержек при концентрации производства может оказаться меньшим по сравнению с ростом транспортных издержек. Увеличение транспортной составляющей и общего уровня транспортных расходов в издержках производства единицы продукции на чрезмерно крупном предприятии связано не только с ростом радиуса перевозок, но и с возможной не оптимальной загрузкой транспорта.
Предприятие, производящее объем продукции,
при котором достигается
Размерность оптимального предприятия - величина переменная. Она имеет меняющийся вектор и различную по времени динамику. Основным фактором, влияющим на размер оптимального предприятия, является научно-технический прогресс.
Экономическая привлекательность
крупных предприятий связана
не только с большими объемами производства,
позволяющими получить эффект масштаба.
Крупное производство имеет и
большую экономическую
Экономическая эффективность предприятий с высоким уровнем концентрации производства дает им значительные рыночные преимущества. Крупным производителям легче осваивать мировые рынки, а также наиболее высокодоходные сектора национальных рынков.
Так, характерной чертой организации
обеспечения общественных потребностей
по сложным и дорогостоящим видам
промышленной продукции в ведущих
государствах запада становится использование
исключительно крупных
В США существует 500 мощных фирм, у которых 80-90 % объема производства - государственный заказ. Аналогичная ситуация наблюдается и в странах Западной Европы. Меняется лишь сам механизм закупок. Крупные промышленные компании позволяют решить такую важную задачу как унификация техники. В последнее время в России размещение госзаказа также осуществляется в основном на крупных специализированных предприятиях. Крупнейшие промышленные фирмы, выступающие головными подрядчиками, преимущественно получают и доступ к государственным ресурсам.
Крупные предприятия имеют и экспортные преимущества. Это, в частности, подтверждается имеющейся статистикой о зависимости между размерами производства предприятий России и темпами роста экспорта ими продукции. Так, в 1993-2000 годах средний темп роста экспорта у предприятий с занятостью от 1000 до 5000 человек составлял 4 %, у предприятий с занятостью от 5000 до 10000 человек - 14 %, у предприятий с занятостью свыше 10000 человек - 23 %. Характерно, что у предприятий с занятостью менее 1000 человек экспорт или не увеличивался, или вообще отсутствовал.
При привлечении крупных
Высоко концентрированное производство характеризуется рядом существенных недостатков.
Во-первых, процесс концентрации приводит
к производству однотипных изделий
на ограниченном количестве предприятий.
Сокращение количества предприятий, производящих
однотипную продукцию, в свою очередь
приводит к образованию предприятий-
Во-вторых, крупное производство, как правило, связано с достаточно жестким, трудно переналаживаемым технологическим процессом и поэтому эффективно лишь в случаях выпуска более или менее однотипной и достаточно консервативной продукции, длительное время не меняющей своих потребительских и качественных параметров. При переналадке на новую продукцию в условиях быстрого технического прогресса и динамичных изменений рыночного спроса, крупное производство характеризуется снижением рентабельности.
Информация о работе Причины и показатели концентрации в отрасли торговли