Причины и показатели концентрации в отрасли торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:
Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально иные организационно-экономические формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает новую систему технологических и экономических взаимосвязей между ними.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….....................14
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22
Заключение……………………………………………………………........…...27
Список использованных источников и литературы……...………….…...29

Файлы: 1 файл

kursovaya(1).docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

–           имеют больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

–           с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

–           достигается большой эффект от применения ЭВМ.

Крупные предприятия имеют  и недостатки, которые следует  учитывать при проектировании и создании предприятий:

–           увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

–           необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

–           усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

–           повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

–           нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

–           возможность монополизации производства и др.

Концентрация на любом  предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных  затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается  этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства

Концентрация производства и ее отдельные формы развиваются  на основе совокупного влияния двух главных факторов: роста потребности  в определенных видах продукции  и технического прогресса в производстве. Поэтому на каждом этапе развития степень концентрации производства должна соответствовать размеру  производства и производительности оборудования. 
Важную роль в концентрации производства всегда играет нацеленность на рост производительности и эффективности. Условием их достижения обычно считается обеспечение наиболее целесообразного использования благоприятных природных, экономических и иных условий отдельных районов, т. е. имеется в виду использование имеющихся в них преимуществ для ускоренного развития по сравнению с другими. 
Основным критерием эффективности концентрации в промышленности является максимальное использование факторов производства. Планирование концентрации требует детального изучения факторов, определяющих уровень концентрации. Одни факторы действуют во всех отраслях, другие – в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей. 
К общим факторам относятся научно-технический прогресс, уровень специализации и комбинирования, а также состояние развития транспортного и дорожного хозяйства. Эти факторы обязательно учитываются при планировании и управлении процессами концентрации в каждой отрасли. Для некоторых отраслей решающее значение имеют специфические факторы. Как общие, так и специфические факторы действуют в тесной взаимосвязи, и при определении оптимального размера предприятий учитывается влияние той или иной совокупности факторов. 
Можно выделить группы внутрипроизводственных и внешних факторов. 
Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов.

К внешним факторам относятся  транспорт, размеры сырьевой базы, наличие  или возможность привлечения  рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и т. п.

Существенное влияние  на внутрипроизводственные и внешние  факторы оказывает научно–технический прогресс (совершенствование производственного  аппарата, организация производства и управления, замена одних видов  сырья другими, замена транспортных средств другими и пр.). 
Природные ресурсы, как правило, стимулируют концентрацию и развитие производства и в процессе его подвергаются изменениям. Одни и те же компоненты природы могут играть роль и природных ресурсов, и природных условий в ходе концентрации производства. 
На концентрацию производства существенное влияние оказывают особенности общественного строя, например, распределение молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений, на работу с помощью волевых методов.

Фактор наличия трудовых ресурсов учитывается практически  везде и всегда при планировании строительства предприятий с  трудоемкой продукцией. Такие предприятия  создают обычно на территориях с  высокой концентрацией постоянно  проживающего населения. 
На концентрацию производства несомненное влияние оказывают размеры предприятий в их взаимосвязи с размером территории, на которой они располагаются. Крупные комбинаты не должны создаваться в малых городах. 
Классифицируя отрасли экономики с учетом производственных факторов, влияющих на развитие концентрации производства и ее эффективность, можно получить следующие данные:

-     увеличение единичных мощностей основных агрегатов и сооружений – основополагающий фактор концентрации производства и увеличения размеров предприятий в электроэнергетике, черной и цветной металлургии, цементной, некоторых производствах химической и других отраслей промышленности. Рост единичной мощности ведет к снижению ее удельной стоимости и себестоимости выпускаемой с ее помощью продукции. 
-     количество единиц машин, оборудования, рациональной организацией производства и управления – фактор, оказывающий влияние в тех отраслях, технологические особенности которых исключают возможность использования машин и агрегатов особо большой мощности. Применяется в машиностроении, легкой, пищевой и некоторых других отраслях. 
-     транспортабельность продукции – имеет для некоторых производств огромное значение.

В отдельных отраслях имеются  и свои специфические факторы, оказывающие  влияние на размеры производства и предприятий. Например, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фактор, как  плотность сырья и допустимый радиус его поставки. 
Кроме того, факторы, влияющие на экономическую эффективность производства, можно классифицировать по географическим особенностям размещения.

В этом случае отрасли  будут делиться на: 
-     отрасли, размещаемые в районах высокой концентрации трудовых ресурсов. К ним относятся приборостроение, электротехническая промышленность, ряд отраслей легкой промышленности (текстильная, трикотажная, швейная), фармацевтическая, производство изделий из пластмасс; 
-     отрасли, которые экономически тяготеют к рынкам сбыта продукции, это отрасли пищевой промышленности (частично), производство кирпича, железобетонных изделий и другие;

-     отрасли, размещаемые преимущественно у источников сырья: добывающая промышленность; отрасли, перерабатывающие, пищевая, как связанная с переработкой малотранспортабельного сырья (сахарная, консервная), хлопкоочистительная;

-     отрасли, тяготеющие к районам дешевой электрической энергии: производство алюминия, ферросплавов, цветных металлов и другие; 
-     отрасли, которые тяготеют к источникам топлива: тепловые электростанции, отрасли химической промышленности и другие; 
-     отрасли, по своему характеру не имеющие ярко выраженной ориентации: ряд отраслей машиностроения и другие.

 

 

1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации производства

 

Закономерная тенденция концентрации производства вытекает из экономических  преимуществ. Положительный экономический  эффект концентрации производства проявляется, во-первых, в снижении издержек на единицу  выпускаемой продукции; во-вторых, в  повышении экономической устойчивости за счет высокой величины капитализации.

Крупное производство использует масштаб  серийности и дает более дешевую  и более качественную продукцию. Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя  величина издержек на единицу продукции  уменьшается по мере увеличения объема производства.

Экономический смысл концентрации производства состоит в достижении размерности предприятия, при которой  минимизируются издержки в расчете  на единицу выпускаемой продукции. Увеличение объема производства позволяет  более эффективно использовать имеющиеся  в наличии ресурсы. Чем выше уровень  концентрации (до определенного предела), тем выше эффективность деятельности предприятия.

На протяжении длительного этапа  в индустриальный период развития в  большинстве стран и отраслей промышленности действовала почти  универсальная количественная зависимость  между размером производства (серийностью) и издержками на единицу продукции. Каждое удвоение серии приводило  к двадцати процентному снижению единицы продукции. Понятно, что  с определенного этапа эта  зависимость начинала уменьшаться, на определенном уровне серийности останавливалась, а затем начинала увеличиваться.

Однако существует экономически целесообразный предел увеличения уровня концентрации производства. При превышении определенного  порогового значения концентрации издержки на производство единицы продукции  начинают увеличиваться, что ведет  к уменьшению общей рентабельности производства. Увеличение издержек единицы продукции связано с возрастанием затрат на управление и погрешностей управления чрезмерно крупным предприятием, а также с проблемами логистики.

Концентрацию производства ограничивают растущие по мере увеличения объемов  производства затраты на транспортировку  топливно-энергетических ресурсов, сырья  и комплектующих, а также на транспортировку  потребителям готовой продукции, в  особенности, если эти издержки берет  на себя производитель. Рынки поставок и рынки сбыта могут существенно  отдаляться в связи с ростом объемов  потребления материальных ресурсов и ростом объемов производства готовой  продукции. Увеличиваются транспортные плечи.

Экономический эффект минимизации  производственных издержек при концентрации производства может оказаться меньшим  по сравнению с ростом транспортных издержек. Увеличение транспортной составляющей и общего уровня транспортных расходов в издержках производства единицы  продукции на чрезмерно крупном  предприятии связано не только с  ростом радиуса перевозок, но и с  возможной не оптимальной загрузкой  транспорта.

Предприятие, производящее объем продукции, при котором достигается минимальная  величина издержек на единицу продукции  можно назвать экономически оптимальным  по уровню концентрации.

Размерность оптимального предприятия - величина переменная. Она имеет  меняющийся вектор и различную по времени динамику. Основным фактором, влияющим на размер оптимального предприятия, является научно-технический прогресс.

Экономическая привлекательность  крупных предприятий связана  не только с большими объемами производства, позволяющими получить эффект масштаба. Крупное производство имеет и  большую экономическую устойчивость за счет финансовых и технологических  возможностей, а также в связи  с наличием у крупных предприятий  широкой сети филиалов, в том числе и международных. В этом состоит экономический эффект крупного производства по сравнению с малым и средним производством.

Экономическая эффективность предприятий  с высоким уровнем концентрации производства дает им значительные рыночные преимущества. Крупным производителям легче осваивать мировые рынки, а также наиболее высокодоходные сектора национальных рынков.

Так, характерной чертой организации  обеспечения общественных потребностей по сложным и дорогостоящим видам  промышленной продукции в ведущих  государствах запада становится использование  исключительно крупных производителей. В этом отношении показательна ситуация в промышленности практически всех развитых государств. Правительственные  органы их предпочитают иметь дело с крупными фирмами, способными решать задачи любой технической и организационной  сложности. Именно таким фирмам оказывается  и основная часть государственной  поддержки.

В США существует 500 мощных фирм, у  которых 80-90 % объема производства - государственный  заказ. Аналогичная ситуация наблюдается  и в странах Западной Европы. Меняется лишь сам механизм закупок. Крупные  промышленные компании позволяют решить такую важную задачу как унификация техники. В последнее время в  России размещение госзаказа также  осуществляется в основном на крупных  специализированных предприятиях. Крупнейшие промышленные фирмы, выступающие головными  подрядчиками, преимущественно получают и доступ к государственным ресурсам.

Крупные предприятия имеют и  экспортные преимущества. Это, в частности, подтверждается имеющейся статистикой  о зависимости между размерами  производства предприятий России и  темпами роста экспорта ими продукции. Так, в 1993-2000 годах средний темп роста экспорта у предприятий с занятостью от 1000 до 5000 человек составлял 4 %, у предприятий с занятостью от 5000 до 10000 человек - 14 %, у предприятий с занятостью свыше 10000 человек - 23 %. Характерно, что у предприятий с занятостью менее 1000 человек экспорт или не увеличивался, или вообще отсутствовал.

При привлечении крупных производителей для государственных закупок  необходимо учитывать и недостатки высоко концентрированного производства, снижающие степень его экономической привлекательности и надежности как рыночного партнера для потенциальных поставщиков.

Высоко концентрированное производство характеризуется рядом существенных недостатков.

Во-первых, процесс концентрации приводит к производству однотипных изделий  на ограниченном количестве предприятий. Сокращение количества предприятий, производящих однотипную продукцию, в свою очередь  приводит к образованию предприятий-монополистов, диктующих рынку свои условия. Это  вызывает необходимость контроля со стороны государства за качеством  и ценами на выпускаемую предприятием-монополистом продукцию.

Во-вторых, крупное производство, как  правило, связано с достаточно жестким, трудно переналаживаемым технологическим  процессом и поэтому эффективно лишь в случаях выпуска более  или менее однотипной и достаточно консервативной продукции, длительное время не меняющей своих потребительских  и качественных параметров. При переналадке  на новую продукцию в условиях быстрого технического прогресса и  динамичных изменений рыночного  спроса, крупное производство характеризуется  снижением рентабельности.

Информация о работе Причины и показатели концентрации в отрасли торговли