Причины и показатели концентрации в отрасли торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:
Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально иные организационно-экономические формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает новую систему технологических и экономических взаимосвязей между ними.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….....................14
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22
Заключение……………………………………………………………........…...27
Список использованных источников и литературы……...………….…...29

Файлы: 1 файл

kursovaya(1).docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

В-третьих, крупное производство зачастую трудно поддается реструктуризации, когда возникает необходимость  выделения в самостоятельный  бизнес его отдельных технологических  звеньев. Происходившее при этом процессе раздробление крупного производства приводило к появлению множества  самостоятельных, но слабых в организационном  и экономическом отношении предприятий. Увеличение числа самостоятельных  узкоспециализированных предприятий  усложнило межпроизводственную кооперацию, породило тенденцию к возникновению монополии малого производителя-поставщика уникальной продукции.

Крупные корпорации имеют еще одну специфическую негативную особенность. Сохраняя гигантский оборот, они постепенно утрачивают способность добиваться соразмерной прибыли и начинают приносить убытки. В основном, причиной этого является распыление активности по слишком широкому кругу направлений, усложнение организационной структуры  компаний, омертвление значительной части капитала в утративших перспективу  производствах. Как правило, подобные процессы характерны для крупных  широко диверсифицированных корпораций.

Таким образом, высокий уровень  концентрации не является абсолютной гарантией экономической устойчивости. Концентрация производства осуществляется в двух формах. Первая - увеличение размера  предприятия путем инвестирования. Вторая форма концентрации производства - централизация.

Увеличение размера предприятия  путем инвестирования осуществляется за счет капитализации части его  прибыли, а также за счет заемных  средств и эмиссии акции. Инвестиционная форма концентрации производства реализуется  двумя путями - повышением технологических  параметров оборудования и путем  роста количества используемого  оборудования с прежней производительностью.

Производственная концентрация предприятий  в высоко развитой экономике, как правило, достигается применением оборудования с более высокими техническими параметрами. Происходит увеличение единичной мощности, а, следовательно, и производительности оборудования. Концентрация производства путем увеличения единичной мощности оборудования выступает результатом научно-технического прогресса и свидетельствует об интенсификации производственного процесса. При интенсивном варианте капитализации снижение издержек единицы выпускаемой продукции происходит за счет технологического фактора.

При концентрации производства путем  увеличения количества используемого  оборудования прежнего уровня производительности происходит пропорциональное увеличение численности персонала. Этот путь концентрации производства носит экстенсивный характер.

Механизм увеличения размеров действующего предприятия путем капитализации  может быть связан с новым капитальным  строительством, реконструкцией или  модернизацией производства. Он может  быть связан и с комбинацией этих направлений. Эффективность инвестиций при реконструкции и модернизации выше, чем при новом строительстве, так как они при этом идут преимущественно  в активную часть производственных фондов. Но достижение большей эффективности  инвестиций при реконструкции и  модернизации по сравнению с новым  капитальным строительством достигается  лишь при условии сохранения достаточных  заделов прогрессивности имеющегося оборудования.

В отечественной экономике в  дореформенный период преобладала  концентрация единичного предприятия. Концентрация единичного предприятия  стимулировала развитие отраслевой структуры производства. Главная  отличительная черта отраслевой структуры производства - монотехническая  специализация. Ее последствиями было организационное выделение большого Количества самостоятельных отраслей, включающих в себя совокупность однотипных предприятий; технологическая специализация, основанная на использовании от одной  до трех критически высоких технологий в отрасли; отсутствие диверсификации производства; очень высокий уровень  межотраслевого продуктового обмена.

 

 

1.4  Показатели уровня концентрации производства

 

Для оценки уровня развития концентрации необходимо осуществлять наблюдение (мониторинг) за показателями, характеризующими этот процесс.

Концентрацию производства характеризуют показатели изменения  средних и максимальных размеров (мощностей), агрегатов, машин, производств, предприятий, которые отражают агрегатную и технологическую концентрацию.

Заводская концентрация характеризуется  показателями динамики стоимости объема выпуска продукции, стоимости основных промышленно-производственных фондов и численности работающих. По отдельному показателю объема выпуска, стоимости основных фондов или численности нельзя судить о концентрации производства, поэтому необходимо рассматривать их в комплексе. Например, предприятие может иметь значительную величину выпуска продукции в стоимостном выражении вследствие применения дорогостоящих материалов и комплектующих, но в то же время быть небольшим по численности работающих, стоимости основных фондов. В этом плане достаточно наглядны статистические группировки промышленных предприятий по общему сбыту продукции, численности персонала, средней стоимости промышленно-производственных фондов. Обобщающими характеристиками концентрации служат показатели экономической и социальной эффективности.

Показателями уровня концентрации производства в отрасли являются:

  • объем перевозок за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;
  • удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
  • удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;
  • удельный вес численности производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
  • удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
  • удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью транспорта.

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций

с участием иностранного капитала по отраслям экономики

Оборот организаций  торговли

 

2008

2009

2010

Млрд. руб.

В % 
к итогу

Млрд. руб.

В % 
к итогу

Млрд. руб.

В % 
к итогу

Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

1909,9

100

1396,2

100

2080,4

100

в том числе:

           

торговлю автотранспортными средствами

1046,1

54,8

670,6

48,1

1146,6

55,1

техническое обслуживание и ремонт 
   автотранспортных средств

199,8

10,5

92,4

6,6

112,9

5,4

торговлю автомобильными деталями, 
   узлами и принадлежностями

251,9

13,2

201,3

14,4

301,5

14,5

розничную торговлю моторным топливом

411,3

21,5

430,6

30,8

517,7

24,9

Организации, осуществляющие оптовую  торговлю, включая торговлю через  агентов, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами

12483,9

100

12485,0

100

14234,8

100

в том числе:

           

оптовую торговлю через агентов (за 
   вознаграждение или на договорной основе)

726,7

5,8

533,4

4,3

874,2

6,1

оптовую торговлю сельскохозяйственным 
   сырьем и живыми животными

109,3

0,9

186,4

1,5

160,5

1,1

оптовую торговлю пищевыми продуктами, 
   включая напитки, и табачными изделиями

1352,1

10,8

2172,1

17,4

2259,6

15,9

оптовую торговлю непродовольственными 
   потребительскими товарами

1302,5

10,4

1473,2

11,8

1818,0

12,8

оптовую торговлю 
   несельскохозяйственными 
   промежуточными продуктами, отходами и 
   ломом

7849,2

62,9

6852,5

54,9

7583,6

53,3

из них оптовую торговлю топливом

6925,3

55,5

6089,5

48,8

6525,0

86,0

оптовую торговлю машинами и 
   оборудованием

414,9

3,3

375,8

3,0

549,9

3,9

прочей оптовую торговлю

729,3

5,8

891,7

7,1

989,0

6,9

Организации, осуществляющие розничную  торговлю (кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами) и ремонт бытовых изделий и предметов  личного пользования

2497,1

100

2665,6

100

3108,8

100

в том числе:

           

розничную торговлю в 
   неспециализированных магазинах

1458,2

58,4

1628,9

61,0

1962,6

63,6

розничную торговлю пищевыми продуктами, 
   включая напитки, и табачными изделиями в 
   специализированных магазинах

162,0

6,5

134,8

5,1

98,4

3,1

розничную торговлю фармацевтическими  и 
   медицинскими товарами, косметическими и 
   парфюмерными товарами

249,3

10,0

257,5

9,7

261,2

8,3

розничную торговлю прочими товарами в 
   специализированных магазинах

618,5

24,8

623,2

23,4

767,6

24,5

розничную торговлю бывшими в употреблении 
   товарами в магазинах

0,5

0,0

0,7

0,0

1,0

0,0

розничную торговлю вне магазинов

6,8

0,3

17,8

0,7

16,4

0,5

ремонт бытовых изделий и  предметов 
   личного пользования

1,7

0,1

2,5

0,1

1,5

0,0




 

Оборот организаций оптовой (розничной) торговли - выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные показатели деятельности предприятий и организаций

с участием иностранного капитала по отраслям экономики

 

 

Число предприятий и

организаций,

выпускающих

продукцию и

оказывающих услуги

Среднесписочная

численность работников

(без внешних

совместителей),

тыс. человек

0бъем услуг 

(работ), в фактически

действовавших ценах, млн. руб.

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Всего

8835

968О

9102

969,0

10З4

1337

215 703

507 550

889 665

в том числе по отраслям:

                 

промышленность

2316

2496

2424

712,8

693,8

960,2

120376

294 765

590 817

сельское хозяйство

55

75

72

3,0

11,0

161

342,5

1704

4143

связь

204

251

257

51,6

76,1

100,3

15918

43 828

63581

торговля и общественное питание

3311

3532

3112

83,4

87,1

94,1

45551

70 297

96 669

оптовая торговля

157

183

221

6,3

9,4

7,7

3 355

9686

7 964

наука и научное облуживание

306

316

277

4,9

8,5

10.9

1662

4023

5142

общая коммерческая деятельность по обеспечению

функционирования рынка

565

638

613

13,3

25,1

16,4

5316

25194

11 858


 

В 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось 9102 совместных предприятия, в том числе 2496 - в промышленности (27,4%), но в объеме произведенной продукции (услуг) их доля более значительна - 67,4% .

Число совместных предприятий  и организаций Российской Федерации  с участием иностранного капитала стран СНГ на 1 января 2010 г. составило 1333. Наибольшее количество их приходится на Украину - 416, Белоруссию- 350, Казахстан - 143 и Узбекистан - 120.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие концентрации как  формы общественной организации  производства является важным условием повышения эффективности производства и его хозяйственной устойчивости. Развитие концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому этот процесс на предприятии должен управляться с целью минимизации издержек на производство и реализацию продукции. В современных условиях для многих предприятий наиболее прогрессивным является развитие концентрации на основе комбинирования и диверсификации производства. Развитие концентрации тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.

Эффективность и хозяйственная  устойчивость возрастают при концентрации производства в связи с расширяющимися возможностями маневра материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; их более рациональным использованием; меньшей зависимостью от внешних  факторов. Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических  показателей изготовления продукции  в результате увеличения размеров производства и предприятий. 
Нельзя забывать, что чрезмерное укрупнение производства не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей. 
Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу – и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. 
Концентрация производства создает благоприятные организационные условия для быстрого освоения современных технологий и переключения на новую номенклатуру, тем самым выводя предприятие на необходимый уровень конкурентоспособности.

Информация о работе Причины и показатели концентрации в отрасли торговли