Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность, в чем и заключается актуальность поставленной темы исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Безработица как социальное явление в рыночной экономике……………………………………………………………………5
1.1 Понятие и причины безработицы…………........................................5
1.2 Социально-экономические последствия безработицы…………….11
2. Виды безработицы…………………………………………………………...13
2.1 Фрикционная безработица………………………………………….13
2.2 Циклическая безработица…………………………………………..15
2.3 Структурная безработица…………………………………………..15
2.4 Естественная безработица……………………………………….…16
3. Анализ уровня безработицы и проблемы занятости населения России на современном этапе……………………………………………………………..19
3.1. Анализ и особенности формирования российского рынка труда…………………………………………………………………………19
3.2 Уровень безработицы в России и Республике Бурятия………………………………………………………………………….24
3.3 Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы…………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 Усредненные статистические данные о занятости и безработице в России по годам

 

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 800 000

70 800 000

5 000 000

6,60

2010

75 440 000

69 804 000

5 636 000

7,47

2009

75 658 000

69 285 000

6 373 000

8,42

2008

75 757 000

70 965 000

4 791 000

6,32

2007

75 159 000

70 570 000

4 588 000

6,11

2006

74 167 000

68 855 000

5 312 000

7,16

2005

73 432 000

68 169 000

5 263 000

7,17

2004

72 950 000

67 275 000

5 675 000

7,78

2003

72 391 000

66 432 000

5 959 000

8,23

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58


 

По сравнению данными 2000 года, в 2012 году уровень безработицы  в России сократился на 5,12%.

 

По данным за 2012 год, Республика Бурятия находится на 64 месте по уровню безработицы, который составил 7.91%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%.

 

Таблица 2. Усредненные статистические данные о занятости и безработице в Республике Бурятия по годам

 

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2012

462 000

425 000

37 000

7,91

2011

458 000

417 000

42 000

9,10

2010

469 000

421 000

49 000

10,39

2009

457 000

392 000

64 000

14,07

2008

485 000

429 000

56 000

11,65

2007

458 000

399 000

59 000

12,90

2006

451 000

390 000

61 000

13,46

2005

453 000

399 000

54 000

11,95

2004

443 000

375 000

68 000

15,32

2003

454 000

377 000

77 000

16,93

2002

452 000

383 000

70 000

15,41

2001

442 000

361 000

81 000

18,37

2000

486 000

393 000

93 000

19,10


 

По сравнению с данными 2000 и 2012 гг., уровень безработицы в Бурятии уменьшился на 11,19%

 

    1. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы

Несмотря на различное  социально-экономическое положение  и состояние региональных рынков труда сохраняется множество  проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

  • недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
  • снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
  • продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
  • медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
  • недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
  • система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
  • недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
  • недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
  • трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
  • усиление дифференциации локальных рынков труда.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы. Используя опыт ряда иностранных  государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

- улучшения информационного обеспечения  рынка труда. Во всех странах  эту функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях  и сообщают ее безработным

устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы Для  этого необходимо, прежде всего:

- создание развитого рынка жилья

- увеличение масштабов жилищного  строительства

- отмена административных преград  для переезда из одного населенного  пункта в другой

Сокращению структурной безработицы  более всего способствуют программы  профессионального переобучения и  переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала  имеющимся рабочим местам. Эта  задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих  местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной  молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей. В ряде городов  такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости  и Центр социальной поддержки. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения этой задачи наиболее эффективными являются такие меры как  создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке  труда — производный и зависит  от ситуации на рынках товаров и  услуг, то занятость возрастет, а  безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший  спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту  объемов производства и, соответственно, — занятости на них

- поддержка и поощрение инвестиций  в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентоспособности  продукции.

- создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

- создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование  молодежной занятости;

- создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи;

- создание центров обучения  молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых  наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы  можно продолжать еще долго, но важно  понимать, что все эти программы  не могут полностью ликвидировать  или существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных  программ, а предварять эти программы  в жизнь вкупе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим показателем –  индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают  спад производства и структурные  преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных  в службе занятости; незанятость  и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии  МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного  рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью  обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной  службой занятости.

Безработицу предопределяют различные  факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные  изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Информация о работе Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики