Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:23, реферат
Материалы обучающих семинаров для региональных координаторов апробации Требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.
Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.
Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.
Для того чтобы облегчить педагогам решение этой сложной задачи, предлагаем им примерные варианты подбора материалов и оборудования.
В вопросах типизации и подбора материала и оборудования для продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.А. Грибовская Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). Кроме того, учитывались представления об условиях развития и активизации детей от 2 до 7 лет в продуктивных видах деятельности, описанных в работах отечественных и зарубежных ученых.
В данном разделе типы материала выделяются по двум ведущим видам продуктивной деятельности: изобразительной и конструированию и общего назначения.
Для изобразительной деятельности дается перечень материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации.
Для конструирования – по видам используемого материала (из строительного материала, из деталей конструкторов, из бумаги, природного и бросового материала).
Первая младшая группа
Здоровый, эмоционально благополучный
ребенок третьего года жизни отличается
большой активностью и
Свою активность и стремление к самостоятельности дети этого возраста могут успешно реализовывать в продуктивной деятельности. След, оставленный фломастером на бумаге, цветное пятно краски и составленные вместе кубики – это реальный продукт деятельности ребенка, который он видит сам, может показать другим и испытать чувство удовлетворения за свои достижения. Поэтому продуктивная деятельность, как и игра, является одним из любимых и развивающих занятий детей этого возраста. Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность "выплеснуть" на бумагу свои переживания, а не "хранить" их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.
Кроме того, правильно подобранные
материалы и оборудование во многом
способствуют социально-личностному
развитию детей — появлению и
становлению у них
Дело в том, что появление целенаправленности происходит у детей этого возраста совсем не так, как у взрослых, которые начинают любое дело с постановки цели. Вначале ребенок просто манипулирует с понравившимися ему материалами. Но вдруг у него что-то получилось (разложенные кубики напомнили дорогу, а штрихи на бумаге — травку, и т.п.). Малыш в своем сознании зафиксировал это, а затем смог вновь повторить конструкцию или нанести штрихи на бумагу. А через какое-то время ребенок уже сможет сказать, что он будет строить дорогу или рисовать травку, т.е. осуществлять целенаправленную деятельность.
Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, необходимо иметь в каждой группе соответствующие материалы и оборудование. Для этого педагоги должны позаботиться о том, чтобы в группе было много привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной и конструктивной деятельности детей.
Размещение материала
Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.
Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами.
Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкий строительный материал можно
насыпать в корзины, ящики или
коробки. Хорошо, если в корзинах окажутся
маленькие игрушечные персонажи: котята,
собачки, уточки, машинки и др., которые
будут побуждать детей к
Конструкторы лучше разместить на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.
По окончании работы педагог побуждает детей к совместному складыванию материала в коробки, корзины.
Вторая младшая группа
Дети трех лет уже могут на короткое время сдерживать свои действия и желания. Однако по-прежнему легко возбуждаются и утомляются. Однообразие обстановки, отсутствие условий, пособий и оборудования для активной продуктивной деятельности детей часто является причиной нарушений возбудимости их нервной системы.
Появление у детей целенаправленной деятельности5 позволяет им проявлять особую активность в продуктивной деятельности. Действуя с изобразительными материалами или конструируя, ребенок ощущает себя "созидателем", способным ставить множество целей. А для этого детям необходимо много разнообразных материалов и оборудования.
Но дети стали старше и уже понимают разницу между успешной и неуспешной деятельностью. Их уже не устраивает просто результат, а нужен результат с определенными качествами.
Так как в основном жизнь и деятельность ребенка 3 – 4 лет связана с игрой, то и требования к результату определяются, прежде всего, возможностью использования созданного продукта в играх: конструкции и поделки должны быть прочными, надежными и позволяющими играть с ними. Благодаря этому в процессе конструирования ребенок получает значительно более полные представления о различных свойствах деталей конструктора. Так, например, начиная возводить какую-либо постройку, ребенок на опыте убеждается, что одни детали устойчивы, как бы их ни поставили, а другие устойчивы лишь в определенном положении. Ребенок накладывает одни детали на другие и видит, что различные сочетания их в постройке обусловливают ее различную прочность. Трудно создать прочную постройку из одних пластин, но, определенным образом сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. Но, для того чтобы ребенок смог сам сделать соответствующие выводы, педагогу нужно обеспечить его разнообразными материалами.
Кроме того, процесс обучения конструированию в младшей группе существенно отличается от занятий в остальных группах. Каждую тему педагог должен осваивать с детьми постепенно, предлагая им для построек целый ряд усложняющихся объектов, а затем перевести детей от подражательной деятельности к творческой. Для этого требуется значительное количество материала.
В этом возрасте детям уже необходим строительный материал для коллективных игр. С этой целью могут использоваться наборы мелких и средних деталей, а также крупных, соответствующих росту детей.
Все элементы строительного набора должны быть сомасштабны исходному кубу и даваться в двух размерах (большие и маленькие): куб, кирпичик, призма, сфера, полусфера, цилиндр и т.п.
Для того чтобы происходило развитие ребенка в рисовании, педагогу необходимо позаботиться об увеличении количества цветов в изобразительных материалах, которыми будут пользоваться. Так, например, дети четвертого года при создании образа широко используют цвет. И для того, чтобы дети могли выразить свое эмоциональное отношение к образу, они должны иметь возможность широкого выбора различных цветов среди имеющихся у них красок, карандашей, фломастеров.
Размещение материала
Все материалы для продуктивной деятельности должны быть доступны детям.
Материалы и пособия для изобразительной
деятельности ежедневно, после вечернего
приема пищи, размещаются на столах,
которые имеются в группе. В
рабочем состоянии все
Постройки детей из строительного
материала и конструкции
Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.
Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.
Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
Средняя группа
Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется дальнейшим развитием продуктивной деятельности.
Если до четырех лет
ребенок ставил и реализовывал отдельные
цели, то на пятом году детям становится
доступно в течение длительного
времени разрабатывать уже
Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т.п. При этом у детей данного возраста четко выражена направленность на получение качественного результата. Ребенок может оценить его, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать.
Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.
Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.
При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.)
Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4—5 лет в работе с цветом:
— к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;
— в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;
— дети в состоянии
выражать с помощью цвета свое
отношение к предметам и
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т.п.).
Таким образом, очевидно,
что изменения в общем, психическом
развитии ребенка на пятом году жизни
и учет специфических особенностей
конструктивной и изобразительной
деятельности детей требуют внесения
изменений в материалы и
Размещение материала
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.
Мелкие игрушки для игр
со строительным материалом
Информация о работе Принципы классификации материалов и его размещение в группе