Принципы классификации материалов и его размещение в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Материалы обучающих семинаров для региональных координаторов апробации Требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и  оборудования, которые имеются в  распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.

Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого  возраста.

Для того чтобы облегчить педагогам решение этой сложной задачи, предлагаем им примерные варианты подбора материалов и оборудования.

В вопросах типизации и подбора  материала и оборудования для  продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.А. Грибовская Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). Кроме того, учитывались представления об условиях развития и активизации детей от 2 до 7 лет в продуктивных видах деятельности, описанных в работах отечественных и зарубежных ученых.

В данном разделе типы материала  выделяются по двум ведущим видам  продуктивной деятельности: изобразительной  и конструированию и общего назначения.

Для изобразительной деятельности дается перечень материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации.

Для конструирования – по видам  используемого материала (из строительного  материала, из деталей конструкторов, из бумаги, природного и бросового материала).

 

Первая младшая группа

 

Здоровый, эмоционально благополучный  ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением  к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления этой активности часто является, по мнению врачей, причиной нарушений возбудимости их нервной системы, а, по мнению психологов, — приводит к задержкам психического развития.

Свою активность и стремление к  самостоятельности дети этого возраста могут успешно реализовывать  в продуктивной деятельности. След, оставленный фломастером на бумаге, цветное пятно краски и составленные вместе кубики – это реальный продукт деятельности ребенка, который он видит сам, может показать другим и испытать чувство удовлетворения за свои достижения. Поэтому продуктивная деятельность, как и игра, является одним из любимых и развивающих занятий детей этого возраста. Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность "выплеснуть" на бумагу свои переживания, а не "хранить" их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.

Кроме того, правильно подобранные  материалы и оборудование во многом способствуют социально-личностному  развитию детей — появлению и  становлению у них целенаправленности, т.е. способности ставить простые цели и реализовывать их в процессе собственной деятельности.

Дело в том, что появление  целенаправленности происходит у детей  этого возраста совсем не так, как  у взрослых, которые начинают любое  дело с постановки цели. Вначале  ребенок просто манипулирует с понравившимися ему материалами. Но вдруг у него что-то получилось (разложенные кубики напомнили дорогу, а штрихи на бумаге — травку, и т.п.). Малыш в своем сознании зафиксировал это, а затем смог вновь повторить конструкцию или нанести штрихи на бумагу. А через какое-то время ребенок уже сможет сказать, что он будет строить дорогу или рисовать травку, т.е. осуществлять целенаправленную деятельность.

Для того чтобы каждый ребенок в  возрасте с 2 до 3 лет смог сделать  этот очень важный шаг в своем развитии, необходимо иметь в каждой группе соответствующие материалы и оборудование. Для этого педагоги должны позаботиться о том, чтобы в группе было много привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной и конструктивной деятельности детей.

 

Размещение материала

 

Все материалы для свободной  самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.

Дети этого возраста плохо реагируют  на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому  все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

Крупный строительный материал требует  много места, поэтому его лучше  разложить на стеллажах, на низко  подвешенных полках, платформах где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с  ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами.

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы  дети могли быстро отбирать необходимые  детали и при уборке упражняться  в классификации их.

Мелкий строительный материал можно  насыпать в корзины, ящики или  коробки. Хорошо, если в корзинах окажутся маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые  будут побуждать детей к использованию  их в конструировании.

Конструкторы лучше разместить на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

По окончании работы педагог  побуждает детей к совместному  складыванию материала в коробки, корзины.

Вторая младшая группа

 

Дети трех лет уже могут на короткое время сдерживать свои действия и желания. Однако по-прежнему легко  возбуждаются и утомляются. Однообразие  обстановки, отсутствие условий, пособий  и оборудования для активной продуктивной деятельности детей часто является причиной нарушений возбудимости их нервной системы.

Появление у детей целенаправленной деятельности5 позволяет им проявлять особую активность в продуктивной деятельности. Действуя с изобразительными материалами или конструируя, ребенок ощущает себя "созидателем", способным ставить множество целей. А для этого детям необходимо много разнообразных материалов и оборудования.

Но дети стали старше и уже  понимают разницу между успешной и неуспешной деятельностью. Их уже не устраивает просто результат, а нужен результат с определенными качествами.

Так как в основном жизнь и  деятельность ребенка 3 – 4 лет связана  с игрой, то и требования к результату определяются, прежде всего, возможностью использования созданного продукта в играх: конструкции и поделки должны быть прочными, надежными и позволяющими играть с ними. Благодаря этому в процессе конструирования ребенок получает значительно более полные представления о различных свойствах деталей конструктора. Так, например, начиная возводить какую-либо постройку, ребенок на опыте убеждается, что одни детали устойчивы, как бы их ни поставили, а другие устойчивы лишь в определенном положении. Ребенок накладывает одни детали на другие и видит, что различные сочетания их в постройке обусловливают ее различную прочность. Трудно создать прочную постройку из одних пластин, но, определенным образом сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. Но, для того чтобы ребенок смог сам сделать соответствующие выводы, педагогу нужно обеспечить его разнообразными материалами.

Кроме того, процесс обучения конструированию  в младшей группе существенно  отличается от занятий в остальных  группах. Каждую тему педагог должен осваивать с детьми постепенно, предлагая  им для построек целый ряд усложняющихся объектов, а затем перевести детей от подражательной деятельности к творческой. Для этого требуется значительное количество материала.

В этом возрасте детям уже необходим  строительный материал для коллективных игр. С этой целью могут использоваться наборы мелких и средних деталей, а также крупных, соответствующих росту детей.

Все элементы строительного набора должны быть сомасштабны исходному  кубу и даваться в двух размерах (большие и маленькие): куб, кирпичик, призма, сфера, полусфера, цилиндр и т.п.

Для того чтобы происходило развитие ребенка в рисовании, педагогу необходимо позаботиться об увеличении количества цветов в изобразительных материалах, которыми будут пользоваться. Так, например, дети четвертого года при создании образа широко используют цвет. И для того, чтобы дети могли выразить свое эмоциональное отношение к образу, они должны иметь возможность широкого выбора различных цветов среди имеющихся у них красок, карандашей, фломастеров.

 

Размещение материала

 

Все материалы для продуктивной деятельности должны быть доступны детям.

Материалы и пособия для изобразительной  деятельности ежедневно, после вечернего  приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В  рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Постройки детей из строительного  материала и конструкции сохраняются  до тех пор, пока не будут разрушены  или разобраны самими детьми. Рисунками  и поделками дети имеют право  распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

Малыши не умеют взаимодействовать  и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.

Напольный строительный материал требует много места, поэтому  его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.

Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики  или коробки.

Конструкторы размещаются  на столах в открытых коробках и  деревянных ящиках.

По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его  по цвету и форме.

Средняя группа

 

Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется дальнейшим развитием продуктивной деятельности.

Если до четырех лет  ребенок ставил и реализовывал отдельные  цели, то на пятом году детям становится доступно в течение длительного  времени разрабатывать уже систему  взаимовытекающих целей. Исходная цель деятельности пополняется, развертывается, из нее вытекает новая цель и постепенно образуется цепочка взаимосвязанных целей. Это значительно обогащает детскую конструктивную и продуктивную практическую деятельность, все время поддерживает к ней интерес, способствует появлению новых игровых и творческих планов. Поэтому работой со строительными и конструктивными материалами увлекается большинство детей. Следовательно, требуется больше строительного материала и конструкторов.

Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т.п. При этом у детей данного возраста четко выражена направленность на получение качественного результата. Ребенок может оценить его, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать.

Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты  уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.

Представления детей о  предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

При этом для ребенка  не имеет значения качество раскраски  созданного им изображения. Вместе с  тем, детей надо учить технике  закрашивания. Это можно сделать  не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.)

Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о  больших возможностях детей 4—5 лет в работе с цветом:

— к четырем годам  у ребенка достаточно хорошо сформирован  зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета  и оттенки и знать их названия;

— в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

— дети в состоянии  выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно  использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность  воспринимать цвет имеет для ребенка  этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т.п.).

Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом  развитии ребенка на пятом году жизни  и учет специфических особенностей конструктивной и изобразительной  деятельности детей требуют внесения изменений в материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

 

Размещение материала

 

Строительный материал для свободной  самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.

 Мелкие игрушки для игр  со строительным материалом уже  можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.

Информация о работе Принципы классификации материалов и его размещение в группе