Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:23, реферат
Материалы обучающих семинаров для региональных координаторов апробации Требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Познавательно-
Чем старше становится ребенок, тем
в большей степени
Становление познавательно-
Опираясь на разработанные в
психологических исследованиях
представления о развитии познания
в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер,
Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) как
последовательном овладении ребенком
все более сложными культурными средствами
репрезентации мира (действием, образом,
знаком), мы условно разделим материал
для познавательно-
— объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;
— образно-символический
— нормативно-знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном
действии относится широкий диапазон
материалов, от специально разработанных
для развития ребенка до естественных
природных и культурных объектов.
Это прежде всего материалы для сенсорного
развития, детально разработанные М.Монтессори,
на основе которых созданы различные современные
модификации (вкладыши-формы, объекты
для сериации и т.п.). К этому типу материалов
относятся и различного вида предметы-головоломки,
способствующие развитию аналитического
восприятия, пониманию соотношения целое-части,
а также сложные искусственные объекты
для экспериментирования типа "проблемных
ящиков", стимулирующие детей к поиску
причинно-следственных связей, комбинации
условий, приводящих к определенному эффекту.
К материалам для исследования в действии
относятся и природные объекты, позволяющие
опробовать их свойства и различным образом
упорядочивать их (коллекции минералов,
плодов и семян растений, образцы почв
и т.п.). В этот тип материалов
должны быть включены и существующие в
культуре, доступные для дошкольника,
инструменты и приборы (например, циркуль,
лупа, весы, термометр и т.п.), простые механизмы
(системы шестеренок, рычагов и пр.), действия
с которыми стимулируют ребенка к открытию
новых свойств окружающих предметов, установлению
причинно-следственных связей между вещами
и событиями. Мы отнесли к этому типу материалов
также особые объекты для экспериментирования
и упорядочения, находящиеся как бы на
границе между познавательно-
К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. В этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные) модели, подводящие ребенка к "скрытым" от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями окружающего мира. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", так и существующие во "взрослой" культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.). К образно-символическому материалу мы отнесли также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (условно-символические изображения, классификационные схемы, чертежи-карты и т.п.). К образно-символическому отнесен также коллекционный материал, содержащий большие возможности для классификационного исследования (коллекции монет, марок и т.п.).
К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.11
Каждый из обозначенных типов материала
постепенно вводится в арсенал детской
деятельности. С возрастом расширяется
диапазон материалов, они изменяются от
простого к сложному, что в конечном итоге
на каждом возрастном этапе создает возможность
для полноценной и разнообразной познавательно-
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Предлагаемая условная типология
материала представляется нам более
ориентированной на целостный образовательный
процесс в детском саду, нежели
определение всех материалов для
познавательной деятельности как "дидактические
материалы", которые традиционно
принято разделять по направленности
на развитие отдельных психических функций
(материалы для развития сенсорики, наглядно-образного
мышления, речи и т.п.). Как уже было отмечено,
с возрастом познавательно-
Кроме того, сам термин "дидактические
материалы", акцентируя их обучающую
направленность, задает и поддерживает
неявное противопоставление: игровые
материалы (для свободной
Мы полагаем, что данные ниже перечни материала, построенные по предложенному принципу, облегчат воспитателям решение задачи обустройства групповых помещений детского сада.
Первая младшая группа
В возрасте 2-3 лет исследовательские
действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную
деятельность. Ребенок находится
во власти внешней ситуации, его
действия зависят от окружающих вещей.
Поэтому материалы для познават
Для детей данного возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т.п. (см. в разделе "Материалы для игровой деятельности").
Размещение материала для
Вторая младшая группа
Для детей 3-4 лет материалы для
познавательно-
Объекты для исследования в действии
содержат в себе возможности более
тонкой дифференцировки внешних
свойств (цвета, формы, величины), позволяя
ребенку осваивать общепринятые
представления о свойствах
Усложняется по содержанию и образно-символический материал, расширяется его диапазон как по тематике, так и по охвату репрезентированных в каждой теме предметов и явлений. Этот тип материала представлен большим разнообразием наборов картинок для группировки (с геометрическими формами разного цвета, величины и с изображениями различных реальных предметов окружения, до 4-6 каждой группы), сюжетными картинками, сериями картинок для выстраивания последовательностей событий (до 3-4), простыми парными картинками и парными картинками типа "лото", разрезными картинками (из 4-6 элементов) и т.п. Полезны также наборы карточек, дающих возможность группировки по 2-3 признакам-основаниям последовательно (например, по назначению предметов, затем те же карточки — по цвету и т.д.). Образно-символический материал расширяет круг представлений ребенка, стимулирует развитие речи, способствует поиску и установлению признаков сходства и различия, пространственных отношений (целое-части) и временных отношений.
Информация о работе Принципы классификации материалов и его размещение в группе