Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:23, реферат
Материалы обучающих семинаров для региональных координаторов апробации Требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Размещение материала в этой возрастной группе примерно такое же, как в первой младшей группе.
Средняя группа
В возрасте 4-5 лет деятельности ребенка
дифференцируются, действия начинают
определяться словесно выраженным замыслом,
речь все больше выступает в своей
планирующей функции; ребенок постепенно
освобождается от ситуативной связанности.
Исследовательские действия присутствуют
во всех видах его деятельности (игровой,
продуктивной) как начальная ориентировка
в любом новом материале. Вместе с тем,
начинает вычленяться и познавательно-
Интерес детей к материалам с "изолированными"
сенсорными свойствами в значительной
мере угасает. Исследование тонких
сенсорных дифференцировок, анализ соотношения
целого и частей (аналитическое восприятие),
освоение новых орудийных действий в известной
степени включаются как ориентировочная
часть в уже сложившиеся продуктивную
(изобразительную и конструктивную), игровую,
бытовую деятельности ребенка, более осмысленные
и привлекательные для него, нежели простые
упражнения с сенсорными (дидактическими)
материалами. Поэтому для формирования
и поддержки познавательно-
Среди объектов для исследования в
действии все большее место должны
занимать объекты с сочетанием свойств-параметров
или элементов целого, стимулирующие
развитие аналитического восприятия
(например, объекты для группировки и сериации
по двум признакам одновременно, объекты
для группировки с последовательным перебором
двух-трех признаков, доски-вкладыши с
составными формами, геометрические мозаики
с графическими образцами и т.п.). Усиливается
значение объектов-"головоломок"
в широком понимании этого слова, несущих
в себе познавательно-
Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных "комплексных" оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т.п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).
Для введения в жизнь детей наглядно-
В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.
Размещение материала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Старшая и подготовительная группы
В старшем дошкольном возрасте (5-7
лет) действия ребенка во все большей
мере определяются внутренними целями,
замыслами. К концу дошкольного возраста
разные виды деятельности отчетливо дифференцируются,
одновременно возникают внутренние схемы
упорядочения опыта (родо-видовые, причинно-следственные,
пространственно-временные). Ребенок переходит
от внешнего обследования предметов к
познанию внутренних связей вещей и явлений,
преобразованию предметов с предвосхищением
результата, с преднамеренным вызовом
определенных эффектов в зависимости
от условий действия. Успешность этого
движения зависит от разнообразия форм
активности ребенка, многообразия материалов,
обеспечивающих разные виды его деятельности,
в том числе, познавательно-
Как и в предыдущих возрастах, для
познавательно-
Образно-символический материал должен отражать многообразие природного и рукотворного мира, задавать необходимость сравнения, поиска родо-видовых (иерархических) классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Образно-символический материал предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т.п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.
Все эти взаимосвязи ребенок
легче постигает, если средством
их исследования выступают наглядно-
Наглядно-графические модели представляют
собой своеобразный мост, перекидывающийся
между образно-символическим
В арсенале образно-символического материала
должны также появиться наглядно-
Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет должен занимать существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки (магнитные, разрезные), и приспособления для работы с ними, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п. материалы, которые дети осваивают в своей свободной деятельности и в непринужденном взаимодействии со взрослым (мы не рассматриваем здесь материал для специальных обучающих занятий — это особый вопрос, связанный с конкретными образовательными программами).
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Материалы и оборудование для двигательной активности
Значение двигательной активности для развития ребенка
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях детского сада будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.
На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Малыши тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, с целью достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей ребенка в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста связано с выбором определенных способов их действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.
Двигательная активность ребенка по достижению цели любого действия, например, бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, езда на велосипеде, ходьба на лыжах определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей большое значение имеют ощущения "мышечной радости". Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.
В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.).
Во время использования
Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мыщц и укрепление мышечного тонуса.
Информация о работе Принципы классификации материалов и его размещение в группе