Принципы классификации материалов и его размещение в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Материалы обучающих семинаров для региональных координаторов апробации Требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)

Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в  открытом виде).

Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной  деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в  круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

 Мы считаем, что такая подготовка  рабочих мест отвечает особенностям  возраста. Дети 4—5 лет еще остро  нуждаются в своевременном участии  взрослого (поддержка, помощь, совет).    А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.

Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся  ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.).

В начале года вместе с  родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти  сумочки раздаются детям, а кисти  маркируются родителями.

Баночки для промывания кистей (большая — 0,5 л — для промывания "по-черному" и маленькая — 0,25 л — для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.

Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.

Детские работы вначале  демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания  попадают в распоряжение детей. Они  могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

Для индивидуальной работы с детьми можно использовать дидактические пособия "С утра до вечера"6 и "Твои маленькие друзья"7.

На занятиях аппликацией  применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой мы рекомендуем  использовать кусочки подкрахмаленной  ткани, фантики, другой материал.

В работе с детьми от четырех  до пяти лет может применяться  клей ПВА. Желательно разлить его  во флакончики из-под лака для ногтей и пользоваться кисточкой, которая  там имеется.

Старшая и подготовительная группы8

 

Как уже ранее отмечалось, в возрасте от 2 до 5 лет потребности ребенка в получении продукта собственной деятельности могли быть реализованы только благодаря игре-экспери-ментированию с материалами и инструментами.

В старшем дошкольном возрасте активное стремление ребенка к целенаправленной продуктивной деятельности получает свое реальное воплощение: ребенок не только готов, но и может поставить четкую цель, сделать что-то реальное и добиться результата. При этом получение результата становится для ребенка критерием, на основании которого он может судить сам о себе, о своих возможностях. Если результат его работы успешен, ребенок начинает верить в себя, в свои силы и уверенно берется за другую, более сложную работу.

Для создания психологических  основ трудовой деятельности чрезвычайно важно формировать у детей данного возраста позицию созидателя, это возможно лишь при условии достижения ими практических результатов в своей деятельности.

Поэтому задача педагога на данном возрастном этапе — отбор  соответствующего содержания для практической деятельности. Детям должна быть предложена простая по способам выполнения работа, дающая практический продукт. Пусть труд ребенка будет небольшим, но настоящим; результата примитивным, но нужным для ребенка и используемый им в своих целях. Так, в конструировании желательно, наряду с крупными деталями крупногабаритных конструкторов, иметь их копии в значительно уменьшенном виде. Наличие маленьких копий позволит детям с наименьшими затратами сил и времени реализовать свой замысел вначале на уменьшенной модели, а затем воплотить его в крупногабаритной конструкции. Наличие сомасштабных деталей в крупногабаритных конструкторах существенно влияет на развитие у детей пространственных представлений и их образного мышления.

Благодаря конструированию  из крупных модулей дети имеют возможность осваивать как плоскостное, так и объемное пространство. В процессе работы с ними ребенок ощущает объем, вес, осознает, насколько его конструкция устойчива. У него задействованы мелкие и крупные мышцы тела, что способствует развитию его сенсорной сферы, координации движений.

Отбор подобного содержания продуктивной деятельности детей представляет в условиях детского сада определенные сложности для педагога. Так, различные  виды труда, приемлемые для детей  и дающие практический результат, требуют для своей организации специального оборудования, инструментов, создания условий для занятий ими, наличия необходимых навыков у педагога и т.п. К ним относятся, например, такие, как работа с деревом, выжигание по дереву и т.д. Кроме того, многие виды трудовой деятельности, которые в условиях дома, семьи разумны и уместны, в детском саду сложны по организации и нерезультативны, так как организация данной работы в коллективе детей требует больших затрат сил воспитателя и практически не дает результата.

Поэтому отбор содержания трудовой практической деятельности проводится каждым педагогом для детей своей  группы с учетом:

— наличия условий для  определенной работы или возможности  их создания (так, для работы с деревом  нужны специальные столы, набор инструментов, навыки работы у педагога или специалиста);

— интересов детей (девочек  и мальчиков, а также отдельных  детей в этих подгруппах интересуют разные виды практической деятельности);

— уровня овладения детьми различными навыками для работы с  разными материалами и инструментами;

— обязательного получения  в ходе работы практического, полезного  продукта, который используется самим  ребенком.

К практическим, реальным продуктам можно отнести следующие:

— изделия, используемые детьми в  жизни для себя (салфетки для еды, сумочки для носовых платков, шарф, поясок и т.п.);

— изделия, используемые детьми в  играх и других видах деятельности, например, учебной (одежда для кукол, пенал и т.п.);

— изделия, сделанные ребенком для использования другими людьми (очечник в подарок бабушке, разделочная доска для нарезки хлеба, прихватки в подарок маме и т.п.).

Особый интерес для мальчиков  старшего дошкольного возраста представляют игрушки, поделки, которые они могут  смастерить из дерева9.

Очевидно, что для того, чтобы  в процессе конструирования из бумаги и природного материала у детей  развивался вкус, необходимо обеспечить подбор бумаги, природного материала  по цвету, фактуре.

В процессе создания изображения старшие  дошкольники не только передают окружающую их действительность и выражают свое эмоциональное отношение к ней.

Основными средствами для выражения  отношения к изображаемому для  ребенка служат линия и цвет. А  в качестве специальных выразительных  средств ребенок использует орнамент и симметричные построения, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.

Но для того чтобы так действовать, ребенку нужны соответствующие  изобразительные материалы.

Специалисты обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. "Я считаю, — говорит народный художник РСФСР Н. Н. Жуков, — что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень — и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море — дайте зелено-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море, которое движется и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством"10.

Именно поэтому в предлагаемый перечень включены в большом количестве и разнообразные изобразительные  материалы.

В старшем дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства они овладевают выразительными средствами различных художественных направлений.

 

Размещение материала

 

Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2-м основным направлениям:

— создание условий в группе для самостоятельной работы;

— факультативная, кружковая работа с детьми.

Создание условий для самостоятельной  работы включает: наличие различных  материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом), подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.

Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы  детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья — иголка идет вверх и от себя — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому  мест для занятий должно быть предусмотрено  в 1,5 раза больше, чем количества детей  в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

Для развития творчества детей в  самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы  и оборудование для работы с бумагой  и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем — все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна — две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда  или выделено специальное помещение.

Для конструирования в старших  группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные

Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки.

Демонстрационный материал для  занятий с детьми изобразительной деятельностью

 

Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного  искусства

Для детей младшего дошкольного  возраста – 2 – 3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (богородская игрушка, семеновские  и другие матрешки, городецкая резная игрушка [лошадки] и т.п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного  возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь  назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе, городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А.А. Грибовской "Детям о народном искусстве". (М.: Просвещение, 2001).

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

 С этой целью педагоги  могут использовать любые высокохудожественные  произведения книжной графики  и репродукции, содержание которых  рекомендовано программой, понятно  детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

 

 

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской  деятельности

 

Общие основания подбора материала 

 

Познавательно-исследовательская  деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка. Вместе с тем, на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает существенные изменения в плане структуры и средств осуществления. В подборе материала необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности на каждом этапе дошкольного детства.

Информация о работе Принципы классификации материалов и его размещение в группе