Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение и анализ процесса принятия решений для более глубокого понимания его сути на примере предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ"
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты процесса принятия решений в организации.
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработка стратегии.
3. Анализ процесса принятия решений на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.2 РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.3 ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО "БРЯНСКОЕ СРП ВОГ"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.4 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
4. Субъективные ценности и принципы со стороны: собственника (ВОГ) - социальная, профессиональная, трудовая реабилитация инвалидов, преимущественно инвалидов по слуху, обеспечение их рациональной занятости, трудоустройство инвалидов, преимущественно инвалидов по слуху путем создания, организации и оборудования рабочих мест, обучение их конкретным видам труда в соответствии с рекомендациями МСЭК менеджеров - создание безопасных условий труда для инвалидов, разработка, организация производства и выпуск продукции, позволяющей качественно использовать труд инвалидов, решать задачи профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, извлечение прибыли в интересах ВОГ с целью развития и укрепления материальной базы ВОГ, предоставление потребителям широкого спектра работ, услуг и товаров, производимых обществом, с приоритетностью для членов ВОГ. Персонала - высокий уровень доходов, безопасность труда, социальные гарантии, повышение престижа работы.
5. Проанализировав полученную в ходе настоящего исследования информацию, можно утверждать, что миссия предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ" может быть разработана и приемлема для всех участников предприятия (собственника, руководства, работников).
Развернутая форма миссии: потребитель
получить качественную, дешевую продукцию,
которая будет отвечать современным требованиям
(в т. ч. моды); партнерами ООО "Брянское
СРП ВОГ" могут выступить швейные учебно-производственные
комбинаты (подготовка кадров) и модельные
агентства, дизайнеры, стилисты (соответствие
продукции вкусам не только старшего поколения,
но и молодежи); отношения с конкурентами-
Стабильное развитие предприятия |
|||||||||||
Рыночные цели |
Производственные цели |
Организационные | |||||||||
Разработка фирменного стиля |
Проведение рекламных компаний |
Разработка новых моделей |
Выпуск товаров для молодежи и детей |
Рост объема производства и реализации продукции на 30-40% |
Повышение рентабельности продукции 5-7% |
Инвестирование средств в |
Долгосрочные финансовые вложения в строительство жилья для работников |
Развитие собственной |
Подготовка новых кадров, договор с ПТУ 5 |
Контроль и анализ ФСП, оборачиваемости активов |
Проведение регулярных маркетинговых исследований |
Рисунок 3 - Дерево целей ООО "Брянское СРП ВОГ"
Рыночные цели являются краткосрочными и должны быть реализованы в течение 1 года. Производственные цели, связанные с ростом показателей хозяйственно-экономической деятельности также являются краткосрочными, развитие собственной розничной торговой сети - среднесрочная, цели, связанные с инвестированием и строительством жилья - долгосрочные. Организационные цели - среднесрочные.
Под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия. В стратегию входят следующие элементы: система целей (миссия, общеорганизационные и специфические цели); приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов; правила осуществления управленческих действий; представление о деятельности конкурентов; внутренние и внешние ограничения; курс и программа действий; ситуационные стратегии и финансовый план.
Определим количество стратегических зон хозяйствования по формуле:
NСЗХ = Mпотребн. Kтехнол. Lтипклиен. Sгеографпотреб.
где NСЗХ - количество стратегических зон хозяйствования; Mпотребн. - количество потребностей; Kтехнол. - количество технологий; Lтипклиен. - количество типов клиентов; Sгеографпотреб. - количество географических рынков.
В случае ООО "Брянское СРП ВОГ": NСЗХ = 1 2 2 3 = 12
Mпотребн. = 1 - стабильный рост предприятия;
Kтехнол. = 2 типа технологии производства;
Lтипклиен. - 2 типа клиентов (розничные покупатели - физические лица и юридические лица - организации, учреждения, оптовые покупатели);
Sгеографпотреб. - 3 географических рынка (город, область, регион).
Выбор эталонной и конкурентной
маркетинговой стратегии
Стратегия лидерства по издержкам не совсем подходит для ООО "Брянское СРП ВОГ", у предприятия и так достаточно невысокая себестоимость изделий. А стратегия дифференциации означает, что необходимо чем-то отличаться от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации является уникальность, которая ценится покупателями (для товаров предприятия это: отечественное производство, натуральное сырье, низкие цены, хорошее качество).
Таблица 6 - Стратегии для продукции предприятия
Продукт/бизнес |
Стратегическая альтернатива |
Эталонная стратегия |
Конкурентная стратегия |
Спецодежда, униформа |
Ограниченный рост |
Усиление позиций на рынке |
Лидерство в области затрат |
Постельные принадлежности |
Рост |
Развитие рынка |
Стратегия дифференциации |
Предметы белья, одежды |
Рост |
Развитие рынка |
Стратегия дифференциации |
Стратегия дифференциации для предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ" в разрезе выбранной продукции подразумевает:
ориентацию на самый широкий круг потребителей;
предложение за дополнительное вознаграждение вносить индивидуальные изменения (использование других видов тканей, расцветок, стиля);
введение дополнительных видов продукции, увеличивающих возможность выбора покупателем (парео, детские косынки и панамки, пижамы для взрослых и детей, хозяйственные перчатки, "бабушкино лоскутное одеяло" и т.д., причем для производства многих из новых товаров можно использовать остатки ткани после раскроя);
целенаправленная рекламная
создание качеств товара, привлекающих потребителя: новая цветовая гамма
Маркетинговая стратегия организации представляет собой программу действий по изучению и обработке рынка. Разработаем комплекс маркетинга 5-Р (план-маркетинг) по каждой рассматриваемой группе товаров ООО "Брянское СРП ВОГ" (таблица 7). Составим финансовый план на осуществление намеченных маркетинговых мероприятий (таб.8). По данным таблицы заслуживают внимания два факта:
общая сумма затрат на реализацию маркетинговой стратегии ниже суммы чистой прибыли, полученной ООО "Брянское СРП ВОГ" за 2006 г., к тому же прибыль 2006 г. была самой маленькой из финансовых результатов прошедших 3-х лет, т.е. предприятие вполне может позволить себе такие затраты в отчетном 2007 г., не понеся при этом убытков.
57,6% от суммы затрат составляют
затраты на модернизацию
Финансовая стратегия
Определим доли долгосрочных источников финансирования в качестве источника покрытия оборотных активов. Предлагается использовать одну из трех стратегий:
1. Агрессивная стратегия - долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и минимума оборотных активов, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности.
Модель: ДК=ВНА+ПтОА, КЗК=ПрОА,
где ДК - долгосрочные источники (капитал); ВНА - внеоборотные активы; ПтОА - Постоянная часть оборотных активов; КЗК - Краткосрочные пассивы (заемный капитал); ПрОА - Переменная часть оборотных активов.
2. Консервативная стратегия - означает, что долгосрочный капитал полностью финансирует внеоборотные и оборотные активы, то есть нет необходимости в краткосрочных заемных средствах: ДК=ВНА+ПтОА+ПрОА, КЗК=0,3. Компромиссная стратегия - долгосрочный капитал финансирует внеоборотные активы, постоянную часть оборотных активов и приблизительно одну вторую часть переменных оборотных активов.
Модель: ДК=ВНА+ПтОА+0,5ПрОА, КЗК=0,5ПрОА.
В случае ООО "Брянское СРП ВОГ" по состоянию на 01.01.07 г.:
ВНА - внеоборотные активы = 3804
ПтОА - Постоянная часть оборотных активов = 871
КЗК - Краткосрочные пассивы (заемный капитал) = 1234
ПрОА - Переменная часть оборотных активов = 7240
По соотношению краткосрочных обязательств и переменной части оборотных активов, предприятию ООО "Брянское СРП ВОГ" ближе всего модель консервативной стратегии. В этой же модели соотношение долгосрочного капитала и активов наиболее близко к равенству для предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ":
ДК = 10681 3804+871+7240 = 11915 (для 1-ой модели соотношение активов равно 4675 тыс. руб., для 3-ей модели - 8295)
У предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ" действительно вполне достаточно собственных источников финансирования, практически нет необходимости в краткосрочных заемных средствах, устойчивое финансовое состояние предприятия, показатели текущей ликвидности и платежеспособности (в течение 12 месяцев) находятся на высоком уровне.
Таким образом, ООО "Брянское СРП ВОГ" является привлекательным для внешних инвесторов и поэтому, скорее всего, ему необходимо перейти на компромиссную стратегию - финансирование заемными средствами 1/2 части переменных оборотных активов. На финансовой устойчивости предприятия это не отразится, но даст шанс к расширению, развитию производства, необходимости увеличивать скорость оборачиваемости активов предприятия и т.д.
На ООО "Брянское СРП ВОГ" сложилась централизованная система управления, в которой руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений. Уровень централизации на предприятии довольно высок, так как все важнейшие решения принимаются высшим звеном и осуществляется строгий контроль за их выполнением.
Между всеми подразделениями
Все решения, непосредственно касающиеся всего предприятия, носящие глобальный характер (например: смена оборудования, переход на новые виды тканей, новые изделия, изменения в заработной плате работников и т.д.) принимаются единолично руководителем предприятия, после консультаций с главным инженером, заместителем директора или главным бухгалтером. Нельзя сказать, что процесс подготовки и принятия решений проходит на непрофессиональном уровне. За счет большого опыта работы на данном предприятии и в данной отрасли, руководство можно было бы признать вполне компетентным. Но в условиях динамично изменяющейся внешней среды, условиях становления многоукладной экономики, решения должны иметь не только экономическую обоснованность, но и определенную долю творчества и новаторства.
В целом все решения, касающиеся производства, можно назвать как "следование за ситуацией", руководству предприятия при принятии решений не хватает инициативы и заинтересованности, что можно объяснить и центральным руководством учредителя. В данной ситуации видится возможным включение в оплату работы руководителей предприятия определенного процента прибыли для стимулирования их инициативы к расширению рынка, а не удержанию занятых позиций.