Природа, последствия и регулирование внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование внешних эффектов и регулирование их влияния на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
• Рассмотреть экономическую сущность внешних эффектов, причины их возникновения, формы проявления и последствия.
• Дать характеристику подходу к проблеме регулирования внешних эффектов.
• Проанализировать экономические проблемы окружающей среды.
Объектом исследования курсовой работы являются внешние эффекты.

Файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика текст.docx

— 174.03 Кб (Скачать файл)

Налоги и субсидии направлены на перераспределение ресурсов в  направлении повышения эффективности  их использования для достижения равенства MSC = MSB.

Однако корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью  проблемы внешних эффектов. Во-первых, необходимо точно определить размер предельного общественного ущерба либо выгод. Во-вторых, важно установить, какая именно деятельность приводит к неблагоприятным последствиям, существует ли однозначная связь  между объемом выпуска и размером внешнего эффекта, что представляет собой непростую задачу. В-третьих, размеры ущерба или выгод определяются в ходе юридических и политических дискуссий, как правило, при недостатке информации о характере, направленности действия внешних эффектов, их долгосрочных последствий.

Альтернативный подход к  интернализации был предложен в 60-х гг. ХХ в. американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1991 г. Рональдом Коузом.

Ключевая идея, выдвинутая Р. Коузом, заключалась в том, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ. Чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться предприятиями. Суть данных процессов кроется в отсутствии установленных прав собственности на ресурсы, что позволяет использовать их бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве внешнего фактора производства, что ведет к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных.

Если права собственности  на ресурсы установлены и имеется  возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних  эффектов могут на компенсационной  основе договориться о таком распределении  этих прав, которое обеспечило бы равенство  их издержек и выгод. Иначе говоря, посредством обмена правами собственности на основе учета затрат и выгод сторон внешние эффекты могут трансформироваться во внутренние и достигается оптимальное распределение ресурсов. Например, если бы лица, приносящие дополнительную выгоду, могли получить права собственности (право на любование цветником), они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и общественных выгод. Аналогично действовал бы механизм в случаях отрицательных внешних эффектов (право на чистый воздух для населения), повышая внутренние (частные) затраты до уровня общественных[8, с.258].

Следовательно, установленные  права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым  это наиболее выгодно. Тем самым  использование какого-либо ресурса  без принятия на себя издержек в  размере его альтернативной стоимости  становится невозможным.

Нейтрализация внешнего эффекта  происходит при этом без государственного вмешательства.

Смысл теоремы Коуза сводится к следующему: при четком распределении прав собственности и нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки равны.

Для понимания сути данного  утверждения необходимо разобраться  с такими ключевыми категориями, как права собственности и  трансакционные издержки.

Права собственности –  совокупность властных прав, складывающихся между людьми по поводу использования  ими экономических благ. В самом  общем виде права собственности  подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения. Более подробная классификация включает 11 правомочий: право владения; право пользования; право распоряжения; право на доход; право на капитальную стоимость; право на безопасность; право на наследование; бессрочность; запрещение вредного использования; ответственность в виде взыскания; остаточный характер.

В процессе общественного  развития права собственности подвергаются спецификации или размыванию. Спецификация прав собственности – определение  субъекта, объекта собственности  и способов наделения ею; четкое определение правомочий собственника. Размывание прав собственности –  ослабление спецификации прав собственности. Для функционирования рыночного  механизма важнейшей предпосылкой является четкая спецификация всех возможных  прав собственности. Право на совершение определенных действий является, согласно Р. Коузу, фактором производства (например, право загрязнения окружающей среды). Если права на совершение определенных действий могут быть проданы и куплены, их в конце концов приобретут те, кто наиболее высоко их ценит. В результате права будут скомбинированы таким образом, чтобы предусмотренная ими деятельность приносила доход, имеющий наибольшую рыночную ценность.

Осуществление прав, приобретенных  одним субъектом, неизбежно лишает этой возможности тех, для кого цена покупки прав очень высока. При  этом, по мнению Коуза, необходимо сопоставлять возрастание ценности результата трансакционными издержками, которые требуются для установления новых прав собственности. Трансакционные издержки (затраты) – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Различают трансакционные издержки следующих типов: затраты на поиск информации; затраты на ведение переговоров и заключение контракта; затраты измерения; спецификации и защиты прав собственности; затраты на предоставление и установление последствий оппортунистического поведения. Перераспределение прав собственности состоится лишь тогда, когда эти издержки меньше, чем возрастание ценности.

Согласно Р. Коузу, решение проблемы внешних эффектов состоит в расширении, дополнительном формировании прав собственности. Реально это выражается в приватизации ресурсов. В условиях обмена правами собственности на ресурсы внешние эффекты будут носить внешний характер и легко устраняться путем переговоров.

Следовательно, согласно теоремы Р. Коуза, если права собственности на ресурсы адекватно определены, внешние эффекты не порождают проблему неэффективности, поскольку принятые в результате переговоров решения будут выражаться в оптимальном, по Парето, распределении ресурсов без вмешательства государства на основе добровольных соглашений. Такой подход стимулировал поиск рыночных методов решения проблем внешних эффектов.

Практическая значимость подхода к интернализации внешних эффектов с позиции прав собственности, как и подход Пигу, заслуживает осторожной оценки. Теорема Р. Коуза действует в специфических условиях нулевых трансакционных издержек, полной информации и небольшого числа участников сделки. В реальной жизни такую ситуацию обнаружить практически невозможно. Важным препятствием становится асимметрия информации. Часто трудно точно оценить размер нанесенного ущерба и обнаружить источник негативного воздействия, что делает переговоры нереальными. Трансакционные издержки нередко достигают больших величин. Поэтому частные переговоры оказываются успешными для решения локальных краткосрочных проблем, связанных с внешними эффектами. Проблема несостоятельности рынка, несмотря на пути интернализации внешних эффектов, открытых А. Пигу и Р. Коузом, остается открытой [8,с.263].

Мы пришли к выводу что  регулирование внешних эффектов по теореме Коуза может быть эффективным, если заинтересованные стороны достигнут соглашения согласно которого ресурсы будут эффективно размещены. В противном случае для регулирования внешних эффектов могут использоваться налоги А.Пигу.

 

2.3. Решение государством актуальных проблем охраны окружающей среды

Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед  всеми экономически развитыми странами мира. Экологические факторы имеют весьма существенной влияние на экономику страны. Результаты исследований показывают, что экономический ущерб от нерешенных проблем в области охраны окружающей среды и экологической безопасности достигает 10% от стоимости внутреннего валового продукта. Поэтому одним из основных векторов государственной политики должно быть формирование и последовательная реализация основных задач в сфере охраны окружающей среды, в частности обеспечение устойчивого развития страны при соблюдении баланса экономических и экологических интересов, путем дальнейшего совершенствования законодательства [16].

  Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому  каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже [9, с.428].

При этом, как показывает европейский и мировой опыт, в  настоящее время наиболее совершенным  инструментом решения поставленных задач и установления баланса  между промышленными и общественными  потребностями является выдача промышленным предприятиям комплексных природоохранных  разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов на основе технологического нормирования с использованием наилучших доступных технологий. Комплексность разрешения позволяет, во-первых, существенно упростить процедуру получения разрешения и, во-вторых, минимизировать все виды негативного воздействия на окружающую среду.

Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является принцип платности  природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие  на окружающую среду является платным, об этом говорится в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011)"Об охране окружающей среды»

Законодательство закрепляет:

– режим природопользования (порядок использования земли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления причиненного в результате пользования  ущерба, улучшения состояния земельных  и других угодий и пр.);

– выделение особо охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники  и т.п.), режимы их функционирования;

– социальные и технические  стандарты (например, нормы ПДК –  предельно допустимых концентраций различных веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические нормативы  и т.д.);

– порядок осуществления  контроля и надзора за реализацией  соответствующих правовых предписаний, средства защиты и охраны среды;

– уголовно и административно-правовые запреты (ответственность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную порубку леса и др.);

– процедуры решения спорных  вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных  лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность и пр.

Для выяснения степени  загрязнения окружающей среды и  других негативных антропогенных последствий  необходим контроль состояния окружающей среды. Одной из форм такого контроля является экологический мониторинг - постоянно действующая система наблюдения за загрязнением окружающей среды. Основной задачей экологического мониторинга является обеспечение органов экологической политики достоверной информацией, необходимой для принятия соответствующих мер регулирования [3, с.135]. 

Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ, которые вступают в силу с 1 января 2012 года направлены на усовершенствование экологического мониторинга. Изменениями предусматривается «создание единой системы государственного экологического мониторинга, в рамках которой должны осуществляться комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, а также оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды», включение в состав единой системы государственного экологического мониторинга государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории РФ, а также «определение порядка организации и ведения единой системы государственного экологического мониторинга и ее подсистем, в том числе в части, касающейся обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды». Также предусматривается «создание государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, который определяется как федеральная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных о состоянии окружающей среды и установление порядка эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, в том числе определение перечня видов включаемой в него информации, условий ее представления и обмена» [ 1 ].

Данные изменения призваны привести содержание законодательных актов в соответствие с указанным новым правовым регулированием государственного экологического мониторинга.

Недостатком законодательства Российской Федерации является отсутствие правовых механизмов возмещения экологического вреда от хозяйственной деятельности, предприятия не заинтересованы вкладывать средства в природоохранные мероприятия, а существующая государственная система управления в сфере охраны окружающей среды не в полной мере обеспечивает выполнение возложенных на нее функций.

Приоритетными задачами являются повышение энергоэффективности, энергосбережения, перехода к рациональной модели потребления ресурсов, определить приоритеты модернизации экономики и технологического развития. Ключевой мерой по укреплению экономической и экологической безопасности страны является обеспечение эффективного функционирования системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Для достижения указанных задач необходимо не только эффективное использование существующих инструментов государственного регулирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, но также развитие новых и совершенствование имеющихся инструментов государственного природоохранного регулирования, создающих действенные стимулы для ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду.

Информация о работе Природа, последствия и регулирование внешних эффектов