Природа, последствия и регулирование внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование внешних эффектов и регулирование их влияния на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
• Рассмотреть экономическую сущность внешних эффектов, причины их возникновения, формы проявления и последствия.
• Дать характеристику подходу к проблеме регулирования внешних эффектов.
• Проанализировать экономические проблемы окружающей среды.
Объектом исследования курсовой работы являются внешние эффекты.

Файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика текст.docx

— 174.03 Кб (Скачать файл)

При этом совершенствование  законодательного регулирования в  сфере охраны окружающей среды должно опираться на следующие принципы:

- приоритет проблемы экологической безопасности как гарантия конституционных прав общества на благоприятную окружающую среду;

- постепенное, но обязательное и постоянное снижение вредного воздействия на окружающую среду;

- приведение иных отраслей законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями экологических норм и норм международного права;

- упорядочение государственного экологического контроля;

- усиление санкций за несоблюдение природоохранного законодательства;

- экономическое стимулирование реализации природоохранных мероприятий;

- государственная поддержка экологически ответственного предпринимательства и инвестиционной деятельности по снижению негативного воздействия, в том числе внедрения наиболее передовых технологий;

- гласность принятия экологически значимых решений и участие граждан в этой процедуре;

- увеличение доли бюджетных средств, выделяемых на природоохранные программы.

Ключевым направлением совершенствования государственного управления в различных областях охраны окружающей среды является нормирование в области охраны окружающей среды и внедрения наилучших доступных технологий; обращение с отходами производства и потребления; использование и охрана природных ресурсов внутренних морских вод, а также лесов; функционирование особо охраняемых природных территорий; осуществление государственного экологического мониторинга; применение возобновляемых источников энергии; организация и проведение государственной экологической экспертизы экологически опасных объектов и оценки воздействия на окружающую среду; экологическое образование и просвещение[16].

Достижение абсолютной эффективности, с моей точки зрения, невозможно, но каждая система должна стремиться к достижению такого положения, при  котором эффективность будет  по возможности максимальной. Так  как, известно, что потребности безграничны, а ресурсы ограничены, необходимо использовать их эффективно и рационально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования проведенного нами в данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что внешние эффекты  являются побочным результатом любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Не отражаясь в рыночной цене блага, внешние эффекты искажают информацию об издержках и выгодах, что приводит к не эффективному использованию ресурсов, связанному с недопроизводством благ с позитивными внешними эффектами и перепроизводством с отрицательными внешними.

Основной причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.

Регулирование внешних эффектов по теореме Коуза может быть эффективным,  если заинтересованные стороны достигнут соглашения согласно которого ресурсы будут эффективно размещены. В противном случае для регулирования внешних эффектов могут использоваться налоги А.Пигу.

По мере роста общественного  богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании  сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют  водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить  или компенсировать ущерб, наносимый  внешними эффектами. Соглашение между  заинтересованными сторонами без  внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда  отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности. Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов должно быть высшим приоритетом государственной экологической политики.

С целью совершенствования  регулирования внешних эффектов, возникающих в природопользовании, целесообразным считаю проведение следующих мероприятий:

-  плата с потребителя  природных ресурсов должна взиматься  не за негативное воздействие на окружающую среду, а за использование природного ресурса;

-  усовершенствование  системы экологических сборов, взносов, штрафов и других платежей;

-  обеспечение строго целевого использования средств, поступающих от взимания экологических платежей.

Достижение абсолютной эффективности, с моей точки зрения, невозможно, но каждая система должна стремиться к достижению такого положения, при котором эффективность будет по возможности максимальной. Так как, известно, что потребности безграничны, а ресурсы ограничены, необходимо использовать их эффективно и рационально. Поэтому исполнение экологического законодательства должно стать нормой поведения каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011)"Об охране окружающей среды»

2.  Бобылев С. Н., Ходжаев А.Ш.  Экономика природопользования: учебник МГУ им. М. В. Ломоносова,  М.: ИНФРА-М, 2010г. - 501 с.

3. Васильева Е.Э., Экономика природопользования: учебно- методический комплекс, Минск 2002г.  – 119с.

4.  Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: 2 том, СПб.: Экономическая школа, 1997г. – 494с.

5.  Герасимов Б.И., Экономическая теория. Введение в экономику.

Микроэкономика: учебное  пособие, Тамбов: Издательство Тамбовского  государственного технического университета, 2008г. – 232 с.

6.  Емцов Р.Г. Лукин М.Ю.  Микроэкономика: учебник / М.: Экономика, 2007. - 317с.

7.  Макаркин Н.П., Гуськова Н.Д., Ляманова Е.А. Микроэкономика: учебник, М.: Академический проект, 2006г. – 413с.

8.  Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Микроэкономика, Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006г. – 389 с.

9.  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов 2-е издание – М.: Норма, 2006 – 576с.

10.  Сафрончук М.В. Микроэкономика. Курс лекций  М. : Эксмо-Пресс, 2007г. – 256 с.

11.  Сорокин А.В., Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: учебник М.: ЗАО «Издательство «Экономика» 2009г. – 587с.

12.  Тарасевич Л.С. , Гребенников П.И., Леусский А.И.  Микроэкономика: учебник, М.:Юрайт-Издат, 2003г. – 375с.

13.  Фридман А. А. Лекции по курсу микроэкономики: продвинутого уровня : ученое пособие /М.:ГУ ВШЭ, 2008г.-375с.

14.  Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. М.:ИНФРА-М, 2008г. – 844с.

15. Чеканский А. Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебное пособие /МГУ им. М. В. Ломоносова, М.:ИНФРА-М, 2005г.-685с.

16. http://www.shaneco.ru/art/law/2

 

 

 


Информация о работе Природа, последствия и регулирование внешних эффектов