Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыт ряд вопросов:
1. Понятия приватизации и разгосударствления.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3. Приватизация в России и странах Восточной Европы: Чехословакия, Польша. Сравнительный анализ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

Тема  моей курсовой работы «Приватизация  и разгосударствление собственности. Мировой опыт».

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время  очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

В работе раскрыт ряд вопросов:

1. Понятия  приватизации и разгосударствления.

2. Подходы  к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.

3. Приватизация  в России и странах Восточной Европы: Чехословакия, Польша. Сравнительный анализ.

Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе я решила рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства  в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Также необходимо сказать, что в настоящее  время в экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических  лиц.

Во второй главе говорится об этапах приватизации, а также ее итогах и перспективах.

Возможны  несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный».

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.

В третьей  главе изучается приватизация в  странах Европы. Рассматривается  опыт платной и бесплатной приватизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Содержание приватизации 

1.1 Понятие и пути  разгосударствления. Самоуправление предприятием

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые  разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют  государственная и частная собственность.

В современном  мире нет ни одной страны, где  бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике .

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен  денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс  разгосударствления сохраняет государственную  собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование  создания и расширение сферы  деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для которых характерна полная монополия государства.

 Речь  идет о:

1) снятии  различного рода запретов и  устранении барьеров, препятствующих  доступу на тот или иной  рынок новых конкурентов;

2) о  диверсификации производства и  продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

И еще  один способ разгосударствления –  это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти  способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности  и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

В экономической  теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. 
 

1.2 Сущность и формы  приватизации

Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических  лиц [1].

Под приватизацией  обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон РФ "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятии в  РФ" от 3.07 1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий" [2].

Известны  два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию. Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).

Самоуправленческая  модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то, по своей сути, оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.

Главное содержание приватизации заключается  в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Конкретные  методы проведения реформы собственности  зависят от того, на каких принципах  передается государственное имущество  новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт