Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа
В работе раскрыт ряд вопросов:
1. Понятия приватизации и разгосударствления.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3. Приватизация в России и странах Восточной Европы: Чехословакия, Польша. Сравнительный анализ.
Купонная приватизация была проведена в два этапа.
В ходе первого этапа было приватизировано 1491 предприятие, в том числе 988 в Чехии и 593 в Словакии. Было распределено государственного имущества на 300 млрд. крон ( 206 млрд. крон в Чехии, 90 млрд. крон в Словакии и 13,6 млрд. крон федерального имущества). Общий размах кампании разгосударствления был еще больше, поскольку кроме купонной приватизации существовали и иные формы. В 1992 году в Чехии по прочим каналам передано в частные руки государственного имущества на 134 млрд. крон.
Отбор предприятий для участия в ваучерной приватизации осущетсвлялся на основе приватизационных проектов. На первом этапе приватизации власти дали понять примерный размер уставного капитала предприятия, которое может быть включено в ваучерную приватизацию, и изложили свои требования относительно доли, продаваемой на ваучеры. Руководство предприятий само вносило коррективы в приватизационные проекты с целью их попадания в ваучерную приватизацию.
В проектах приватизации предприятий, преобразуемых в акционерные общества, предусматривалось выделение по меньшей мере 20% акций для купонной приватизации. Фактически доля распределяемых через пункты акций колебалась от 10% до 97%. Средняя доля по 1200 предприятиям, приватизированным на первом этапе, равна 50%.
Движение ценных бумаг, выпускаемых в ходе купонной приватизации, было полностью дематериализовано. Проведение и завершение процесса торгов находилось полностью в руках Министерства Финансов. Министерство получило право решать вопросы о корректировке цен, изъятии из процесса торгов фирм, спрос на акции которых существенно превышал предложение, объявлять заключительный тур.
В каждом туре публиковались административно установленные цены акций предприятий (в пунктах), количество предлагаемых (оставшихся) акций и масштабы излишнего спроса, зарегистрированного в предшествующем туре. В первом туре ( 18 мая - 8 июня 1992 года) цена акций всех предприятий была установлена в 3 акции номиналом в 1 тыс. крон за 100 пунктов. Это означает, что номинальная стоимость купонной (ваучерной) книжки (в 1000 пунктов) была оценена в 30 тыс. крон.
В конце каждого тура Центр ваучерной приватизации Федерального министерства финансов производил следующие операции:
1) если
спрос на акции данной
2) при
превышении спроса над
3) если спрос превышал предложение более, чем на 25%, а рационирование заявок ИФП приводило к тому, что 80% их заявок удовлетворить не оказывалось возможным, продажа не осуществлялась (пункты возвращались их собственникам) и в следующем туре цена повышалась.
Количество туров заранее не устанавливалось, что не могло не отразиться на ходе приватизации и поведении инвесторов. После каждого проведенного тура правительство могло объявить о прекращении дальнейших торгов, что означало “сгорание” неизрасходованных пунктов. Это стимулировало активность инвесторов, стремившихся “пристроить” свои пункты на начальных этапах приватизации. В течение первых двух туров было распродано 56% всех акций (30% акций в первом туре и 25,9% во втором). Активность инвесторов (измеряемая предложением ими в последующих турах остающихся пунктов) была высока - не снижалась ниже 88%. Причем активность ИФП постоянно была выше, чем физических лиц - в последних двух турах они оба раза выставляли 100% оставшихся у них пунктов.
Корректировка цен между вторым и третьим турами привела к тому, что в третьем туре предложение акций многих фирм оказалось избыточным.
После
четвертого тура правительство объявило,
что пятый тур будет
Нераспределенными после пятого тура осталось только 3,5% пунктов физических лиц и 0,3% пунктов ИФП. Неизрасходованные пункты пропали. К концу пятого тура было продано 92% акций.
Инвестиционные фонды и ваучерная приватизация.
В Чехии
и Словакии инвестиционные фонды
могли создаваться как
Особенностью
чехословацкого подхода к ваучерной
приватизации является то, что процесс
концентрации акций приватизируемых
предприятий был полностью
Закон об Инвестиционных фондах приватизации (ИФП) был принят 28 апреля 1992 года - спустя два месяца после последней даты регистрации фондов для участия в купонной приватизации. До этого их деятельность строилась на основе Закона об акционерных обществах. Для создания ИФП требовалось согласие министров приватизации Чешской и Словацкой республик.
Минимальный
уставной капитал ИФП был определен
в 1 млн. крон (33 тыс. долларов). Фондам было
запрещено иметь в своих
Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72% ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды. В Чехии почти 50% купонов находятся в руках 9 инвестиционных фондов.
Прямые
иностранные инвестиции в экономику
Чехии составили в 1990-1995 гг. - 5,6 млрд.
долларов (в экономику Словакии - 775
млн. долларов). Согласно “Economic intelligence
unit”, в 1996-2000 гг прямые иностранные инвестиции
в экономику Чехии. составили 15,4 млрд.
долларов (в экономику Словакии - 2,1 млрд.
долларов).
3.2 Приватизация в Польше
Современная ситуация. Приватизация в Польше основывается на Законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. “Малая приватизация” охватывала 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых, с самого начала частных предприятий.
В настоящее
время в частных руках
В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990-1994 гг. из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабытывающих отраслях, приватизировано не больше 100-150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) - это льготная продажа их трудовому коллективу путем т.н. “ликвидации” (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам - рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года “традиционными” методами: пять крупных фирм - на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна - ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по-прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями.
Хотя общих более или менее точных оценок частной собственности в Польше нет, можно сказать, что к 1995 году в частных руках находилось 40-45% экономики страны.
В дополнение к реально проводимой приватизации улучшается законодательство о защите частной собственности, открылась (в апреле 1991г.) биржа ценных бумаг, приняты новые законы о ценных бумагах и иностранных инвестициях, о земельной собственности.
В апреле 1991 года правительство одобрило программу приватизации кредитно-банковской системы, предусматривающую передачу в частные руки в течение этого двух-трех из имеющихся семи государственных коммерческих банков. Примерно 100 кредитных учреждений были акционированы, т.е. преобразованы в акционерные компании, все 100% капитала которых принадлежит казначейству.
Правительство также приняло твердые обязательства в области приватизации на предстоящие пять лет. В 1993-1995 гг. 3173 из 8441 госпредприятия с общим объемом капитала в 1 млрд. долларов были приватизированы, безвозмездно переданы или ликвидированы.
С конца 1995 года в Польше началась “ваучерная” приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же как в Чехии и Словакии приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности. Одновременно поощряется приобретение предприятий в собственность рабочими и менеджерами.
Этапы приватизации.
Всеобщая приватизация проводилась в Польше в три этапа.
На первом
этапе несколько сот
На втором этапе было создано 20 государственных инвестиционных фондов. Акции приватизированных предприятий были распределены следующим образом: 60% акций переданы в НИФы, причем 33% выделено “ведущему” НИФу, управляющему компанией, а оставшиеся 27% были распределены среди остальных фондов в качестве миноритарных участий; 25-30% остались у Министерства приватизации; 10-15% - бесплатно распределены среди работников предприятия.
Акции , принадлежавшие государству были переданы пенсионным фондам Объединения социального страхования.
В ходе третьего этапа началась собственно приватизация. Все взрослые граждане по внесению регистрационной оплаты (около 20 долларов, что ровно 10% среднемесячной зарплаты) получили акции национальных инвестиционных фондов (НИФов).
В массовой приватизации приняли участие около 600 предприятий, 27 млн. взрослого населения, 20 НИФов (они являются холдингами 25-30 предприятий). Каждому взрослому поляку был выдан сертификат, дающий держателю право на акции в НИФах.
Прямые
иностранные инвестиции в экономику
Польши составили в 1990-1996 гг. 7.148 млн.
долларов, а к 2001 году они составили
почти 12 млрд. долларов (Источник: “Economic
intelligence unit”, 29.03.01).
3.3 Результаты и последствия: сравнительный анализ
Единства и различия в практике массовой приватизации в России и Восточной Европы достаточно очевидны. Российский вариант в существенных своих чертах ближе к опыту Чехии и Словакии.
Однако российская ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехословакии. Различия в экономических структурах и географии этих стран, менталитете населения и многом другом, безусловно играют свою роль. И все же необходимо констатировать, что недостатки российской ваучерной приватизации были не продуктом специфики нашей страны, а результатом сознательного выбора.
Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт