Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыт ряд вопросов:
1. Понятия приватизации и разгосударствления.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3. Приватизация в России и странах Восточной Европы: Чехословакия, Польша. Сравнительный анализ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Купонная  приватизация была проведена в два  этапа.

В ходе первого этапа было приватизировано 1491 предприятие, в том числе 988 в  Чехии и 593 в Словакии. Было распределено государственного имущества на 300 млрд. крон ( 206 млрд. крон в Чехии, 90 млрд. крон в Словакии и 13,6 млрд. крон федерального имущества). Общий размах кампании разгосударствления был еще больше, поскольку кроме купонной приватизации существовали и иные формы. В 1992 году в Чехии по прочим каналам передано в частные руки государственного имущества на 134 млрд. крон.

Отбор предприятий для участия в  ваучерной приватизации осущетсвлялся  на основе приватизационных проектов. На первом этапе приватизации власти дали понять примерный размер уставного  капитала предприятия, которое может  быть включено в ваучерную приватизацию, и изложили свои требования относительно доли, продаваемой на ваучеры. Руководство предприятий само вносило коррективы в приватизационные проекты с целью их попадания в ваучерную приватизацию.

В проектах приватизации предприятий, преобразуемых в акционерные общества, предусматривалось выделение по меньшей мере 20% акций для купонной приватизации. Фактически доля распределяемых через пункты акций колебалась от 10% до 97%. Средняя доля по 1200 предприятиям, приватизированным на первом этапе, равна 50%.

Движение  ценных бумаг, выпускаемых в ходе купонной приватизации, было полностью  дематериализовано. Проведение и завершение процесса торгов находилось полностью  в руках Министерства Финансов. Министерство получило право решать вопросы о корректировке цен, изъятии из процесса торгов фирм, спрос на акции которых существенно превышал предложение, объявлять заключительный тур.

В каждом туре публиковались административно  установленные цены акций предприятий (в пунктах), количество предлагаемых (оставшихся) акций и масштабы излишнего спроса, зарегистрированного в предшествующем туре. В первом туре ( 18 мая - 8 июня 1992 года) цена акций всех предприятий была установлена в 3 акции номиналом в 1 тыс. крон за 100 пунктов. Это означает, что номинальная стоимость купонной (ваучерной) книжки (в 1000 пунктов) была оценена в 30 тыс. крон.

В конце  каждого тура Центр ваучерной  приватизации Федерального министерства финансов производил следующие операции:

1) если  спрос на акции данной компании  был равен или меньше предложения акций все заявки удовлетворялись по цене установленной для этого тура. Власти затем сокращали предложение акций компаний, предложение которых оказывалось излишним;

2) при  превышении спроса над предложением  менее, чем на 25%, и значительном участии ИФП заявки индивидуальных инвесторов удовлетворялись полностью, а заявки фондов рационировались пропорционально количеству затребованных акций. Каждый ИФП должен был получить по крайней мере 80% своей заявки;

3) если  спрос превышал предложение более, чем на 25%, а рационирование заявок ИФП приводило к тому, что 80% их заявок удовлетворить не оказывалось возможным, продажа не осуществлялась (пункты возвращались их собственникам) и в следующем туре цена повышалась.

Количество  туров заранее не устанавливалось, что не могло не отразиться на ходе приватизации и поведении инвесторов. После каждого проведенного тура правительство могло объявить о прекращении дальнейших торгов, что означало “сгорание” неизрасходованных пунктов. Это стимулировало активность инвесторов, стремившихся “пристроить” свои пункты на начальных этапах приватизации. В течение первых двух туров было распродано 56% всех акций (30% акций в первом туре и 25,9% во втором). Активность инвесторов (измеряемая предложением ими в последующих турах остающихся пунктов) была высока - не снижалась ниже 88%. Причем активность ИФП постоянно была выше, чем физических лиц - в последних двух турах они оба раза выставляли 100% оставшихся у них пунктов.

Корректировка цен между вторым и третьим  турами привела к тому, что в третьем туре предложение акций многих фирм оказалось избыточным.

После четвертого тура правительство объявило, что пятый тур будет окончательным. Инвесторам, заявки которых на акции  не были удовлетворены по причине  того, что спрос на них превысил предложение, было обещано, что правительство откорректирует цену таким образом, чтобы при повторении ими в пятом пункте заявок четвертого тура, гарантировать им получение акций. В то же время инвесторы, подавшие в четвертом туре заявки в компании, предложение акций которых оказалось избыточным, должны были получить акции только в том случае, если спрос на них в пятом туре не превысит предложение.

Нераспределенными после пятого тура осталось только 3,5% пунктов физических лиц и 0,3% пунктов  ИФП. Неизрасходованные пункты пропали. К концу пятого тура было продано 92% акций.

Инвестиционные  фонды и ваучерная  приватизация.

В Чехии  и Словакии инвестиционные фонды  могли создаваться как частными, так и государственными структурами, причем получали статус приватизационных т.е. специально создавались для участия в купонной приватизации.

Особенностью  чехословацкого подхода к ваучерной  приватизации является то, что процесс  концентрации акций приватизируемых  предприятий был полностью предоставлен на волю рынка.

Закон об Инвестиционных фондах приватизации (ИФП) был принят 28 апреля 1992 года - спустя два месяца после последней даты регистрации фондов для участия  в купонной приватизации. До этого  их деятельность строилась на основе Закона об акционерных обществах. Для создания ИФП требовалось согласие министров приватизации Чешской и Словацкой республик.

Минимальный уставной капитал ИФП был определен  в 1 млн. крон (33 тыс. долларов). Фондам было запрещено иметь в своих Советах  Директоров государственных чиновников, инвестировать более 10% своих пунктов в одну компанию и приобретать более 20% ее акций. ИФПам с одним учредителем первоначально было разрешено приобретать до 40% акций, затем лимит был понижен до 20%.

Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72% ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды. В Чехии почти 50% купонов находятся в руках 9 инвестиционных фондов.

Прямые  иностранные инвестиции в экономику  Чехии составили в 1990-1995 гг. - 5,6 млрд. долларов (в экономику Словакии - 775 млн. долларов). Согласно “Economic intelligence unit”, в 1996-2000 гг прямые иностранные инвестиции в экономику Чехии. составили 15,4 млрд. долларов (в экономику Словакии - 2,1 млрд. долларов). 
 

3.2 Приватизация в Польше

Современная ситуация. Приватизация в Польше основывается на Законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. “Малая приватизация” охватывала 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых, с самого начала частных предприятий.

В настоящее  время в частных руках находится  более 70% розничной торговли, процесс  распространился и на оптовую  торговлю. В значительной мере приватизированы  грузовые автоперевозки (в частной  собственности находится до 60% грузового автопарка страны). Быстрыми темпами идет разгосударствление внешней торговли и строительства. Приватизации экономики способствовало также создание зарубежными и польскими (в основном госудасрственными) фирмами 1312 совместных предприятий. Что касается сельского хозяйства, то примерно 75% его продукции давно уже давал частный сектор.

В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990-1994 гг. из 3107 предприятий, действующих  в добывающих и обрабытывающих отраслях, приватизировано не больше 100-150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) - это льготная продажа их трудовому коллективу путем т.н. “ликвидации” (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам - рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года “традиционными” методами: пять крупных фирм - на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна - ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по-прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями.

Хотя  общих более или менее точных оценок частной собственности в Польше нет, можно сказать, что к 1995 году в частных руках находилось 40-45% экономики страны.

В дополнение к реально проводимой приватизации улучшается законодательство о защите частной собственности, открылась (в  апреле 1991г.) биржа ценных бумаг, приняты новые законы о ценных бумагах и иностранных инвестициях, о земельной собственности.

В апреле 1991 года правительство одобрило программу  приватизации кредитно-банковской системы, предусматривающую передачу в частные  руки в течение этого двух-трех из имеющихся семи государственных коммерческих банков. Примерно 100 кредитных учреждений были акционированы, т.е. преобразованы в акционерные компании, все 100% капитала которых принадлежит казначейству.

Правительство также приняло твердые обязательства в области приватизации на предстоящие пять лет. В 1993-1995 гг. 3173 из 8441 госпредприятия с общим объемом капитала в 1 млрд. долларов были приватизированы, безвозмездно переданы или ликвидированы.

С конца 1995 года в Польше началась “ваучерная” приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же как в Чехии и Словакии приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности. Одновременно поощряется приобретение предприятий в собственность рабочими и менеджерами.

Этапы приватизации.

Всеобщая  приватизация проводилась в Польше в три этапа.

На первом этапе несколько сот предприятий  были коммерциализированы и превращены в компании, принадлежащие Казначейству. Оценка имущества участвовавших в программе приватизации предприятий не проводилась. Условием участия предприятия в программе всеобщей приватизации являлся годовой оборот эквивалентный 10 млн. долларов и наличие положительной прибыли.

На втором этапе было создано 20 государственных  инвестиционных фондов. Акции приватизированных  предприятий были распределены следующим  образом: 60% акций переданы в НИФы, причем 33% выделено “ведущему” НИФу, управляющему компанией, а оставшиеся 27% были распределены среди остальных фондов в качестве миноритарных участий; 25-30% остались у Министерства приватизации; 10-15% - бесплатно распределены среди работников предприятия.

Акции , принадлежавшие государству были переданы пенсионным фондам Объединения социального страхования.

В ходе третьего этапа началась собственно приватизация. Все взрослые граждане по внесению регистрационной оплаты (около 20 долларов, что ровно 10% среднемесячной зарплаты) получили акции национальных инвестиционных фондов (НИФов).

В массовой приватизации приняли участие около 600 предприятий, 27 млн. взрослого населения, 20 НИФов (они являются холдингами 25-30 предприятий). Каждому взрослому  поляку был выдан сертификат, дающий держателю право на акции в НИФах.

Прямые  иностранные инвестиции в экономику  Польши составили в 1990-1996 гг. 7.148 млн. долларов, а к 2001 году они составили  почти 12 млрд. долларов (Источник: “Economic intelligence unit”, 29.03.01). 
 
 
 

3.3 Результаты и последствия: сравнительный анализ

Единства  и различия в практике массовой приватизации в России и Восточной Европы достаточно очевидны. Российский вариант в существенных своих чертах ближе к опыту  Чехии и Словакии.

Однако  российская ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехословакии. Различия в экономических структурах и географии этих стран, менталитете населения и многом другом, безусловно играют свою роль. И все же необходимо констатировать, что недостатки российской ваучерной приватизации были не продуктом специфики нашей страны, а результатом сознательного выбора.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт